Дело №2-792/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Емельяново 28 июля 2015 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.
при секретаре Рудикове С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тихоньких А.А. о признании бездействия МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Тихоньких А.А. обратился в суд с заявлением о признании бездействия МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка.
Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» с заявлением о предоставлении земельного участка для личного подсобного хозяйства, расположенного в <адрес>, примерно в <данные изъяты> м. по направлению на восток, из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, для организации спортивно-игровой площадки с обустройством места проведения культурно-массовых мероприятий, создания защитных лесных насаждений и сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов, площадью <данные изъяты> кв.м. При этом просил утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Письмом начальника отдела архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю отказано в согласовании схемы расположения земельного участка, поскольку земельный участок находится в зоне пастбищ и не может быть предоставлен для заявленных целей. Считает, указанный ответ незаконным, поскольку согласно ответу администрации Мининского сельсовета <адрес>, испрашиваемый земельный участок ранее никому не выделялся, адрес не присваивался, в формировании земельного участка орган местного самоуправления не возражает. Какие-либо противоречия территориальной зоне генерального плана отсутствуют, земельный участок не относится к категории земель лесного фонда. Просит, с учетом уточненных исковых требований, признать незаконным отказ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории ориентир местоположения: Россия, <адрес>, примерно в 100 м. по направлению на восток, из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, для организации спортивно-игровой площадки с обустройством места проведения культурно-массовых мероприятий, создания защитных лесных насаждений и сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов, площадью <данные изъяты> кв.м.; обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать Тихоньких А.А. схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории ориентир местоположения: Россия, <адрес>, примерно в <данные изъяты> м. по направлению на восток, из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, для организации спортивно-игровой площадки с обустройством места проведения культурно-массовых мероприятий, создания защитных лесных насаждений и сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов, площадью <данные изъяты> кв.м.
В судебное заседание Тихоньких А.А. не явился, был извещен, доверил представлять свои интересы представителю.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО3 (действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.) поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении, пояснив, что вышеуказанный земельный участок расположен в границах населенного пункта <адрес>, данных о том, что он изъят из оборота либо зарезервирован, не имеется.
Представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО4 (действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ (действующей на день обращения заявителя в суд) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 2).
Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).
Таким образом, процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состоит из следующих этапов:
1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;
утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;
принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду;
заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Действующим на ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № утверждено Положение о порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования <адрес> (далее - Положение, утвержденное <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N №), в соответствии с которым рассмотрение заявлений по вопросам утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в процессе образования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возлагается на МКУ "УправЗем" (п. 3.2).
Отдел архитектуры, входящий в МКУ "УправЗем", рассматривает заявление, после чего руководитель МКУ "УправЗем" утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории или готовит мотивированный отказ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в течение 30 дней со дня поступления заявления (п. 5.1.1.).
Пунктом 5.1.2. Положения, утвержденного <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N №, определен перечень необходимых документов, предоставляемых заявителем для утверждения схемы.
Согласно пункту 5.2. Положения, утвержденного <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 39-189Р, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является отсутствие документов, указанных в п. 5.1.2 настоящего Положения, несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Тихоньких А.А. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ему земельного участка для личного подсобного хозяйства, расположенного в <адрес>, примерно в <данные изъяты> м. по направлению на восток, из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, для организации спортивно-игровой площадки с обустройством места проведения культурно-массовых мероприятий, создания защитных лесных насаждений и сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов, площадью <данные изъяты> кв.м., согласно предоставленной схеме кадастрового плана территории.
Также просил утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, приложив в числе других документов, схему кадастрового плана территории.
Письмом начальника отдела архитектуры МКУ "УправЗем" от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было сообщено, что поскольку земельный участок находится в зоне пастбищ, он не может быть предоставлен для заявленных целей. При этом, МКУ "УправЗем" не представил в материалы дела сведения о границах территории испрашиваемого участка.
Согласно ответу главы Мининского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, на испрашиваемый Тихоньких А.А. земельный участок органом местного самоуправления постановление о присвоении адреса не выдавалось, в формировании Тихоньких А.А. земельного участка администрация Мининского сельсовета <адрес> не возражает.
Согласно п.9 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
В ходе судебного разбирательства МКУ "УправЗем" не представлено доказательства, что испрашиваемый заявителем земельный участок не может быть предоставлен в зоне пастбищ, а также, что он входит в границы указанной зоны.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, достоверно свидетельствующих о расположении земельного участка Тихоньких А.А. в зоне пастбищ, а также, что земельный участок не может быть предоставлен в указанной зоне, тогда как ст. 249 ГПК РФ предусмотрена обязанность именно МКУ "УправЗем" как органа местного самоуправления, принявшего оспариваемое решение, по доказыванию законности принятого решения, суд полагает возможным согласиться с заявленными требованиями, признав незаконным отказ начальника отдела архитектуры МКУ "УправЗем" в согласовании схемы размещения земельного участка и возложения обязанности рассмотреть по существу заявление Тихоньких А.А. о предоставлении земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровой карте соответствующей территории.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Тихоньких А.А. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», выраженные в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Тихоньких А.А. от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу рассмотреть по существу заявление Тихоньких А.А. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровой карте соответствующей территории.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца после составления мотивированного решения.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Емельяновского районного суда Е.Н. Горбачева