материал № 5-707/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 апреля 2021 г. г. Смоленск
Судья Ленинского районного суда г.Смоленска Михайлов Д.В.,
изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в отношении Столярова С.А.,,
у с т а н о в и л:
29.04.2021 года в Ленинский районный суд г.Смоленска поступил административный материал в отношении Столярова С.А.,
В соответствии со ст.29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы: относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
Согласно п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В силу ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Согласно ст. 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд, при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.
Согласно ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу пункта 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях событие - один из видов юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение правоотношений. Подробное описание существа вмененного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с Особенной частью Кодекса РФ об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за совершение конкретного противоправного деяния. Событие должно быть описано конкретно, с указанием обстоятельств совершения виновного деяния (действия, бездействия). При этом с учетом положений статей 1.5, 2.1, 24.5 Кодекса обстоятельства, касающиеся наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему правонарушения, входят в предмет доказывания по административному делу, а недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение к ответственности.
Как следует из протокола об административном правонарушении №12 от 02.03.2021 года, протокол составлен в отношении Столярова С.А. и указано о том, что 02.03.2021 в 00 часов 48 минут в камере №22 осужденный по п. «а» ч.2 ст. 161 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима Столяров С.А., 1996 года рождения, отвернул камеру видеонаблюдения, тем самым воспрепятствовал сотруднику исполнения своих должностных обязанностей, тем самым совершил правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, в протоколе по делу об административном правонарушении от 02.05.2021 в отношении Столярова С.А. отсутствует описание вменяемого события административного правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в неповиновении виновного лица законному распоряжению или требованию должностных лиц в виде полного или частичного игнорирования этих распоряжений и требований, совершения действий вопреки им либо продолжения бездействия, либо воспрепятствовании (физическом, психологическом, организационном) исполнению служебных обязанностей сотрудником милиции, органа уголовно-исполнительной системы, военнослужащим. Требования распоряжения должны быть исключительно законными, отданными в связи с исполнением должностными лицами обязанностей по охране общественного порядка в установленной законом форме. Однако протокол об административном правонарушении не содержат описания события административного правонарушения, поскольку в нем не указано законное требование, предъявленное сотрудником учреждения уголовно-исполнительной системы, направленное на охрану общественного порядка, которому Столяров С.А. не повиновался, а также в чем конкретно было выражено неповиновение Столярова С.А. требованиям указанного сотрудника.
Также в протоколе об административном правонарушении не отражено, исполнению каких именно служебных обязанностей воспрепятствовал Столяров С.А.. и каким именно образом.
Более того, в соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В силу части 6 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
В силу ч.3 ст.11 УИК РФ осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказание.
Статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295 (далее по тексту - Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений).
Правила внутреннего распорядка в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы утверждены Приказом Министерства юстиции Российской федерации от 14.10.2005 № 189 (с последующими изменениями и дополнениями)
Пунктом 16 главы 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений предусмотрено, что осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы.
Пунктом 17 Правил внутреннего распорядка исправительный учреждений осужденным запрещается, в том числе, препятствовать законным действиям работников УИС; приводить в нерабочее состояние электронные и иные технические средства надзора и контроля, …
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы применяются меры взыскания, в том числе выговор, дисциплинарный штраф, выдворение осужденных в штрафной изолятор и другие ( ч.1 ст.115 УИК РФ), а наложение предусмотренных мер взыскания осуществляется начальником исправительного учреждения или лицом его замещающим (ст.117 УИК РФ), при этом учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение.
Вопросы исполнения наказания, а также порядок привлечения их к ответственности регулируются уголовно-исполнительным законодательством, а не КоАП РФ.
Протокол от 03.03.2021 не содержит полного описания объективной стороны правонарушения – совокупности признаков, характеризующих внешнюю сторону состава вмененного правонарушения, что по существу нарушает, предусмотренные ст. 24.1 КоАП РФ принципы своевременности выяснения обстоятельств дела и разрешения его в соответствии с законом, не позволяют определить пределы действий по вмененному административному правонарушению, пределы рассмотрения, и делать какие-либо предположения суд не вправе, суд рассматривает протокол об административном правонарушении, вмененным должностным лицом, при этом исходя из предусмотренной статьей 1.5 КоАП РФ презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязанность доказывания совершения правонарушения возложена на должностных лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, протокол об административном правонарушении №12 от 02.03.2021 в отношении Столярова С.А.. не может быть принят судом к рассмотрению из-за вышеприведенных нарушений, подлежит возвращению в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области для устранения указанных недостатков, а при наличии оснований, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.28.8, ст.29.1, п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, судья
о п р е д е л и л:
возвратить в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области материал в отношении Столярова С.А об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, - для устранения указанных недостатков.
Судья Д.В. Михайлов
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи Д.В. Михайлов секретарь судебного заседания Ленинского рай. суда <адрес> наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции ФИО2 (Иннициалы, фамилия) ДД.ММ.ГГГГ |
Подлинник постановления/приговора подшит в уголовном деле/материале № находящемся в производстве Ленинского районного суда <адрес> |