Докладчик Орлова И.Н. Дело №33а-4233/2019
Судья Поляков Ю.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 сентября 2019 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Орловой И.Н., судей Степановой З.А., Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Карлиной О.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску прокурора Шемуршинского района Чувашской Республики о признании бездействия администрации Шемуршинского района Чувашской Республики незаконным и возложении обязанности устранить нарушения, выявленные при эксплуатации трансформаторной подстанции, поступившее по апелляционной жалобе администрации Шемуршинского района Чувашской Республики на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 28 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор Шемуршинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, уточненным в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации Шемуршинского района Чувашской Республики и возложении на администрацию Шемуршинского района Чувашской Республики обязанности устранить нарушения, которые отражены в заключении экспертов ... от 28 декабря 2018 года №35/СТ, выявленные при эксплуатации комплексной трансформаторной подстанции (далее - КТП-14, трансформаторная подстанция), расположенной по адресу: <адрес>; возложении обязанности на администрацию Шемуршинского района Чувашской Республики устранить следующие нарушения законодательства, отраженные в заключении экспертов от 28.12.2018 года №35/СТ-18:
- установить охранную зону на объект электросетевого хозяйства, в соответствии с требованиями части 3 статьи 5 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктов 1.2.2, 1.7.2 Правил технической эксплуатации электроустановок (далее – ПТЭЭП), пунктов 5, 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. №160;
- оградить территорию вокруг КТП-14 для пресечения свободного доступа к ней посторонних лиц;
- установить ступеньки с площадкой для проведения осмотров и технического обслуживания;
- промаркировать цветной маркировкой фазы, промаркировать принадлежность шкафа в соответствии с п. 1.1.28 Правил устройства электроустановок (далее – ПУЭ);
- промаркировать цветовой маркировкой жилы кабеля;
- одеть в гофротрубу незащищённые изолированные провода в соответетвии с п. 2.1.75 ПУЭ;
- промаркировать цветовой маркировкой жилы кабеля в соответствии с п. 1.1.28 ПУЭ;
- разгруппировать провода, присоединенные больше 2-х проводов к болтовому соединению;
- произвести в соответствие защиту автомата 250 А, трансформаторов тока 200/5;
- своевременно проводить плановое техническое обелуживание - очистку от пыли, грязи и саутины изоляторов и других элементов КТП в соответствии с п. 1.2.2. ПТЭЭП;
- промаркировать цветовой маркировкой жилы кабелей в еоответствии с п.п. 1.1.28, 4.2.26 ПУЭ;
- отпрессовать специальным инструментом контактные соединения проводников в юответствии с ГОСТ 17441-84;
- смонтировать местное освещение в соответствии с п.п. 4.1.28, 4.2.23 ПУЭ;
- проводить периодическую окраску металлических поверхностей в соответствии с п.п. 1.1.21, 4.1.6 ПУЭ;
- своевременно проводить техническое обслуживание системы заземления в соответствии с п. 1.7.139 ПУЭ;
- закрыть отверстия РУ-0,4 кВ в соответствии с п. 2.2.3. ПТЭЭП.
Требования мотивированы по тем, что прокуратурой района по результатам рассмотрения информации Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике Рыбакова А.Н. и изучения результатов заключений экспертов от 27 июля 2018 года №25/СТ-18, от 3 августа 2018 года №710 и от 28 декабря 2018 года №35/СТ-18 выявлены нарушения требований действующего законодательства при эксплуатации КТП-14, расположенной по указанному выше адресу. На земельном участке с кадастровым номером №, приобретенном Назаровой М.Ф. по договору купли-продажи от 19 июня 2006 года № 7 у администрации Шемуршинского сельского поселения расположена указанная трансформаторная подстанция, которая распоряжением администрации Шемуршинского района Чувашской Республики от 4 октября 2017 года №182-р включена в реестр муниципального имущества. Согласно заключениям экспертов от 27 июля 2018 года №25/СТ-18, от 3 августа 2018 года №710 указанная трансформаторная подстанция нее соответствует установленным требованиям безопасности эксплуатации. Выявленные нарушения представляют угрозу жизни, здоровью граждан и организаций, их имуществу. Также согласно заключению экспертов от 28 декабря 2018 года №35/СТ-18 большая часть нарушений установленных при производстве экспертизы от 27 июля 2018 года №25/СТ-18, не устранены. Непринятие администрацией Шемуршинского района Чувашской Республики достаточных мер по устранению нарушений, указанных в заключении экспертов представляют угрозу жизни, здоровью граждан и имуществу организаций, что может привести к тяжким последствиям, в том числе гибели людей.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Шемуршинского района Чувашской Республики Михайлов А.Ю. административный иск поддержал.
Представители административного ответчика администрации Шемуршинского района Чувашской Республики Дмитриев В.И. и Павлова Е.А. административный иск не признали.
Представитель заинтересованного лица ИП Назаровой М.Ф. Вахтеркин Ю.А. требования прокурора просил удовлетворить.
Решением Батыревского районного суда Чувашской Республики от 28 июня 2019 года административный иск удовлетворен.
Не согласившись с данным решением, администрация Шемуршинского районного суда Чувашской Республики от 28 июня 2019 года подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене по мотивам незаконности и необоснованности и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Шемуршинского района Чувашской Республики Павлова Е.А. поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель ИП Назаровой М.Ф. Вахтеркин Ю.А., прокурор Овчинникова Н.А. возражали против доводов апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для признания решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии действий или бездействия административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Из дела следует, что в ходе прокурорской проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № приобретенном Назаровой М.Ф. по договору купли-продажи от 19 июня 2006 года № 7 у администрации Шемуршинского сельского поселения Шумуршинского района Чувашской Республики, расположена трансформаторная подстанция, посредством которой обеспечивается электроэнергией: ресторан «...», универмаг (....), ЗАО «...» магазин «...», магазин «...» (....), МО МВД России «...», ПАО «...».
Распоряжением администрации Шемуршинского района Чувашской Республики от 04.10.2017 № 182-р КТП-14 включена в реестр муниципального имущества Шемуршинского района Чувашской Республики.
ИП Назаровой М.Ф. в защиту нарушенных прав нахождением на принадлежащем ей земельном участке КТП-14, опасностью данного объекта, наличием угрозы жизни и здоровью граждан, их имуществу, не санкционированным подключением к нему новых потребителей обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к администрации Шемуршинского района Чувашской Республики о возложении обязанности освободить земельный участок от трансформаторной подстанции, по которому администрацией Шемуршинского района Чувашской Республики предъявлен встречный иск к ИП Назаровой М.Ф. о признании недействительными результатов межевания, исправлении кадастровой ошибки, признании договора купли-продажи недействительным в части земельного участка, возложении обязанности возвратить земельный участок (дело № А79-6248/2017).
При рассмотрении названного иска были назначены и проведены комплексная, комиссионная и дополнительная экспертизы.
Согласно экспертным заключениям ... от 27 июля 2018 года №25/СТ-18, от 3 августа 2018 года № 710, трансформаторная подстанция не соответствует установленным требованиям безопасности эксплуатации. Выявленные нарушения представляют угрозу жизни, здоровью граждан и организаций, их имуществу. Также согласно заключению экспертов от 28 декабря 2018 года №35/СТ-18 большая часть нарушений установленных при производстве экспертизы от 27 июля 2018 года №25/СТ-18 не устранены.
Заключением экспертов от 28 декабря 2018 года №35/СТ-18 установлены следующие нарушения законодательства при эксплуатации КТП -14:
- не установлены охранные зоны на объекты электросетевого хозяйства, чем нарушены требования ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.п. 1.2.2, 1.7.2 ПТЭЭП, п.п. 5, 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160. Для устранения данного нарушения, требуется установить охранную зону;
- имеется свободный доступ к КТП-14 посторонних лиц, территория не ограждена - нарушен п. 4.2.41 ПУЭ. Для устранения данного нарушения, требуется оградить территорию вокруг КТП-14;
- отсутствуют ступеньки (высота расположения входной двери более 1 м). Для устранения данного нарушения, требуется установить ступеньки с площадкой для проведения осмотров и технического обслуживания;
- нет цветной маркировки фаз, маркировки принадлежности шкафа (нарушен п. 1.1.28 ПУЭ). Для устранения данного нарушения, требуется промаркировать;
- нарушена изоляция жил кабеля отсутствует цветовая маркировка. Для устранения данного нарушения, требуется промаркировать;
- имеются незащищённые изолированные провода (п. 2.1.75 ПУЭ). Для устранения данного нарушения, требуется одеть в гофротрубу;
- выявлено несоответствие цветовой маркировки жил кабеля (нарушен п. 1.1.28 ПУЭ). Для устранения данного нарушения, требуется промаркировать;
- присоединено больше 2-х проводов к болтовому соединению. Для устранения данного нарушения, требуется разгруппировать;
- автомат 250 А, трансформаторы тока 200/5 - нарушена защита узла учета. Для устранения данного нарушения, требуется произвести в соответствие защиту;
- не проводится периодическое плановое техническое обслуживание - очистка от пыли, грязи и паутины изоляторов и других элементов КТП-14 (нарушен п. 1.2.2. ПТЭЭП). Для устранения данного нарушения, требуется своевременно проводить техническое обслуживание;
- нет цветовой маркировки жил кабелей (нарушены п.п. 1.1.28, 4.2.26 ПУЭ). Для устранения данного нарушения, требуется промаркировать.
- контактные соединения проводников выполнены с нарушением ГОСТ 17441-84, не произведена их опрессовка с использованием специального инструмента. Для устранения нарушения, требуется спрессовать специальным инструментом;
- отсутствует местное освещение - нарушены п.п. 4.1.28, 4.2.23 ПУЭ). Для устранения данного нарушения, требуется его смонтировать;
- ржавая коробка - не обеспечивается защита металлических поверхностей от атмосферных воздействий - нарушены п.п. 1.1.21, 4.1.6 ПУЭ. Для устранения данного нарушения, требуется проводить периодическую окраску;
- снижена надёжность заземления, увеличение сопротивления из-за ржавых элементов системы заземления (п. 1.7.139 ПУЭ). Для устранения данного нарушения, требуется своевременно проводить техническое обслуживание;
- нарушена степень защиты РУ-0,4 кВ (нарушен п. 2.2.3. ПТЭЭП). Для устранения данного нарушения требуется закрыть отверстия.
В связи с выявленными нарушениями прокурором Шемуршинского района Чувашской Республики в адрес директора филиала ПАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» внесено представление об устранении нарушений законодательства от 24 января 2019 года № 03-07-2019.
По результатам рассмотрения указанного представления филиала ПАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» сообщено об отклонении требований прокуратуры в п. 1 в части устранения выявленных нарушений.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, районный суд исходил из отсутствия доказательств устранения администрацией Шемуршинского района Чувашской Республики изложенных в заключениях экспертов нарушений законодательства при эксплуатации КТП-14, в то время как непринятие мер по устранению этих нарушений представляет угрозу жизни, здоровью граждан и имуществу организаций. При этом на ПАО «МРСК Волги», с которым 21 июня 2008 году администрацией Шемуршинского района Чувашской Республики был заключен договор аренды имущества № МР6/122-21-04/1166/1, по которому ПАО «МРСК Волги» были переданы во временное пользование объекты электросетевого хозяйства, в т.ч. КТП-14, такая обязанность возложена быть не может, поскольку 22 марта 2019 года администрацией Шемуршинского района Чувашской Республики получено уведомление арендатора о частичном расторжении договора аренды в отношении КТП-14, в связи с чем пришел к выводу о расторжении указанного договора аренды (ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации). Следовательно, являясь собственником трансформаторной подстанции КТП-14, администрация Шемуршинского района Чувашской Республики обязана обеспечивать ее надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования.
Из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») следует, что органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления определены в статьях 14 - 16.2 названного Федерального закона.
В частности, в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 7 Устава Шемуршинского района Чувашской Республики, утвержденного решением Шемуршинского районного Собрания депутатов от 20 сентября 2013 года № 24.3 Чувашской Республики (с изм. и доп. от 17 декабря 2018 года) к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Шемуршинского района; организация в границах Шемуршинского района электро- и газоснабжения населения и поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно абз.1 ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее ФЗ «Об электроэнергетике») трансформаторные и иные подстанции относятся к объектам электросетевого хозяйства.
Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, обеспечивают выполнение технологических требований к техническим устройствам сетей, а также согласованные режимы работы Единой энергетической системы России (ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об электроэнергетике»).
Распоряжением администрации Шемуршинского района Чувашской Республики от 4 октября 2017 года №182-р в Реестр муниципального имущества Шемуршинского района Чувашской Республики, в числе прочих, включена трансформаторная подстанция, 160 кВа, 1980 года постройки, находящаяся по адресу: <адрес>
Осуществление прав собственника в отношении данного имущества именно муниципальным образованием – администрацией Шемуршинского района Чувашской Республики подтверждается материалами дела и сторонами по делу не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Из принятого апелляционным судом в качестве нового доказательства постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 1 августа 2019 года установлено вступление в законную силу решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.04.2019 по делу № А79-6248/2017, которым, в числе прочего, возложена обязанность на администрацию Шемуршинского района Чувашской Республики в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда освободить земельный участок с кадастровым номером № площадью 1617 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, от комплексной трансформаторной подстанции КТП-14 напряжением 10 кВ «ТП-14РУ-10кв Шемуршинский РЭС» 1980 года.
Следовательно, гражданско-правовой спор собственника земельного участка к собственнику трансформаторной подстанции КТП-14 разрешен, нарушенные права, свободы и законные интересы собственника восстановлены. Вступившее в законную силу подлежит исполнению.
Настоящий спор не связан с осуществлением администрацией Шемуршинского района Чувашской Республики публичной функции по электроснабжению населения, а также служит целью предупреждение причинения вреда (статья 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, при наличии вступившего в законную силу решения суда об освобождении земельного участка от комплексной трансформаторной подстанции КТП-14, удовлетворение заявленного требования вступит в противоречие с ранее вынесенным судебным актом, которым названная подстанция подлежит фактическому сносу (переносу).
Между тем, судом первой инстанции данным обстоятельствам оценка не дана, в связи с чем, судебная коллегия не может согласиться с постановленным решением, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Таким образом, решение суд первой инстанции подлежит отмене и принятию по делу нового решения.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 28 июня 2019 года отменить и принять по делу новое решение, которым отказать прокурору Шемуршинского района Чувашской Республики в признании незаконным бездействия администрации Шемуршинского района Чувашской Республики и возложении обязанности устранить нарушения, выявленные при эксплуатации трансформаторной подстанции.
Председательствующий И.Н. Орлова
Судьи З.А. Степанова
С.Н. Уряднов