Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4939/2014 ~ М-4520/2014 от 28.07.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16.09.2014 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Курмаевой А. Х.,

при секретаре судебного заседания Япрынцевой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по иску прокурора адрес г.о. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Поволжскому филиалу ОАО «Мегафон» об ограничении доступа к информации,

УСТАНОВИЛ:

адрес г.о. Саратова обратилась в суд с иском об ограничении доступа к информации, указав, что ответчик, действуя на основании Устава и в соответствии с лицензиями, осуществляет соединение юридических и физических лиц с сетью Интернет, являясь Интернет - провайдером на территории адрес в ходе проверки Интернет- ресурсов выявлен сайт http://al-wayi.org/archive/57-293.html допускающий размещение на своих страницах материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, террористических актов, возбуждению ненависти либо вражды, а равно унижению достоинства человека либо группы лиц. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу мысли и слова, вместе с тем запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан. В соответствии со ст.29 Конституции РФ не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" от дата №114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещаются издание и распространение печатных, аудио, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков экстремизма. Кроме того, запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремисткой деятельности. Согласно п.1 ст. 10 Федерального закона от дата N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно п.6 ст.10 Федерального закона от дата N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещено разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В соответствии со стЛ5 Федерального закона от дата N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Согласно ст. 9 вышеназванного Закона предусмотрена возможность ограничение доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Пунктом 3 ст. 17 Федерального закона от дата N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации "предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передачи информации, предоставленной другим лицом, при условии её передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации. При этом освобождение законом ответчика от гражданско-правовой ответственности как одной из форм государственного принуждения, состоявшей во взыскании судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, и направленной на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего, не исключает возможность применения к ответчику иных мер государственно-принудительного порядка, не обладающих признаками гражданско- правовой ответственности. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности. Обеспечение доступа к информации, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой и религиозной розни, вызывает неприязнь к образу жизни, культуре граждан русской национальности, подрывает конституционные права граждан, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от национальной или расовой принадлежности. Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнении действующего законодательства, доступ к Интернет-сайту http://al- wayi.org/archive/57-293.html следует ограничить. Просит обязать Поволжский филиал ОАО «Мегафон» ограничить доступ к Интернет сайту http://al-wayi.org/archive/57-293.html путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адресов указанного сайта.

    В судебное заседание представитель прокуратуры адрес г.о. Саратова не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, направил письмо о рассмотрении дела в отсутствии представителя прокуратуры.

    Представитель ответчика Поволжского филиала ОАО «Мегафон» - К. Ю,. В., действующая по доверенности № 3Д-1089 от 16.06.2014, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск (л.д. 39-47), просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

    Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела суд полагает исковые требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

ОАО «МегаФон», действуя в соответствии с п. 12 ст. 2 Федерального закона от датаг. N 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи), является оператором связи и оказывает телематические услуги связи (доступ в Интернет) в соответствии с Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от датаг. N 575.

Согласно п. 5 ст. 46 Закона о связи оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в порядке, установленном Федеральным законом от дата N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Пунктом 6 указанной статьи установлено, что «запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность». При этом, согласно пункту 5 статьи 15 данного закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Порядок и условия ограничения распространения информации в сети Интернет установлены, в том числе, Законом об информации.

В частности, согласно с ч.1 ст.15.1 Закона об информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Указанный Реестр позволяет уполномоченным на то органам исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и в установленном порядке ограничивать доступ к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию (материалы):

•    с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

•    о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

•    о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

•    о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами.

Отдельным основанием для включения в Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч.5 ст. 15.1 Закона об информации). Иными словами, любую другую информацию, не поименованную в п. 5 ст. 15.1 Закона об информации, признать запрещенной в целях включения в Реестр вправе только суд.

В силу ч.10 ст. 15.1 Закона об информации - включение в Реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является для оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обязательным безусловным основанием для блокирования доступа к нему абонентов.

Процедура включения интернет-сайта в реестр сайтов, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, регламентирована Постановлением Правительства РФ от дата N 1101.

Названным Постановлением утверждены в т.ч. Правила создания, формирования и ведения Единого реестра (далее – Правила), в соответствии с п. 1 которых полномочия по принятию решения, являющегося основаниям для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Реестр возложены на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор), Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. При этом общие контрольные полномочия по ведению Реестра были переданы Роскомнадзору, поскольку в соответствии с п. 2 указанных Правил создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Единый реестр сайтов в Интернете, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, доступен на сайте http://eais.rkn.gov.ru/. Также на данном сайте с дата функционирует электронная форма для приема обращений органов власти, юридических и физических лиц о наличии на страницах сайтов в Интернете противоправной информации. Форма предусматривает возможность прикрепления скриншота или электронной копии страницы с противоправной информацией.

Правилами создания, формирования и ведения Единого реестра, утв. Постановлением Правительства РФ от дата N 1101, также регламентирована и процедура взаимодействия Роскомнадзора и оператора реестра с провайдерами хостинга, у которых размещаются сайты с информацией, признанной запрещенной. В силу п.13 Правил перечень сайтов (Реестр), доступ к которым обязан ограничить оператор связи, обновляется ежедневно в 9:00 и 21:00 по московскому времени, в течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам.

Статья 15.3 Закона об информации устанавливает порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона, в частности, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Согласно тексту названной статьи закона Генеральный прокурор РФ и его заместители уполномочены обращаться в Роскомнадзор с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых публичных мероприятиях.

Такая процедура может быть инициирована Генеральным прокурором РФ и его заместителями на основании мониторинга сети Интернет, а также полученных от органов власти, организаций и граждан уведомлений.

В силу ч. 3 ст. 15.3. Закона об информации оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети Интернет, или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка после получения соответствующего требования Роскомнадзора.

Помимо Закона об информации, порядок ограничения доступа к информации предусмотрен Федеральным законом РФ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», согласно которому не подлежат распространению на территории Российской Федерации, в том числе в сети Интернет, материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов. В соответствии со ст. 13 данного Закона информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Указом Президента Российской Федерации от дата № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов (http://www.minjust.ru/nko/fedspisok/).

В отношении информации, не внесенной в федеральный список экстремистских материалов, должно быть принято соответствующее судебное решение.

Таким образом, в настоящее время законодателем создан реально работающий механизм защиты общества от противоправной информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях, информации, призывающей к массовым беспорядкам, осуществлению экстремисткой или террористической деятельности, сеющей религиозную или национальную рознь. Установленный порядок предписывает оперативно, во внесудебном порядке, закрывать сайты с запрещенной к распространению информацией, уравнивая скорость реагирования на появление запрещенной информации со скоростью ее распространения.

Предъявляя исковые требования непосредственно к оператору связи о блокировке доступа к сайту в сети Интернет, или к информации, размещенной на нем, истец самостоятельно взял на себя функцию по блокировке Интернет-ресурсов, что противоречит правовому смыслу вышеуказанных нормативно-правовых актов, из которого не следует возможность выбора Прокурором по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты неопределенного круга лиц от информации, запрещённой к распространению в Российской Федерации.

Более того, ресурсы, в отношении которых заявлены исковые требования, не содержат информацию, доступ к которой должен быть ограничен в соответствии с вышеуказанными нормами действующего законодательства, указанные ресурсы не включены ни в федеральный список экстремистских материалов, ни в Реестр запрещенных материалов; судебных решений о признании названных материалов экстремистскими или запрещенными к распространению в Российской Федерации истец суду не предстваил.

Законодатель прямо установил порядок ограничения доступа к информации, размещаемой на публичных ресурсах (в т.ч. в сети Интернет). Если Истец избирает способ судебной защиты прав пользователей информационно-телекоммуникационных сетей, то принимаемое решение суда по обращению Истца должно выноситься именно в отношении информации в целях признания ее запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Статьей 15.1 Закона об информации гарантированы права владельцу сайта в сети Интернет и провайдеру хостинга.

Так в частности, п. 8 ст. 15 Закона об информации владельцу сайта в сети Интернет предоставлено право в добровольном порядке удалить Интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено и тем самым избежать принудительной полной блокировки сайта со стороны операторов связи.

Более того, согласно п. 6 названной статьи, решение о включении в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, может быть обжаловано владельцем сайта в сети Интернет, провайдером хостинга, оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения.

Заявляя исковые требования, направленные на ограничение прав, свобод или законных интересов третьего лица – владельца сайта в сети Интернет, истцом не предоставлена информация об установлении им владельца сайта в сети Интернет, перечисленного в исковом заявлении.

В соответствии с положениями статей 1, 2 ФЗ «О прокуратуре», Прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ, а также в рамках международного сотрудничества осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями.

Иск заявлен в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц. Однако такой иск, предъявленный в адрес ОАО «МегаФон», не может защитить права и интересы лиц, получающих услуги связи от других Интернет-провайдеров. Суд принимает во внимания пояснения ответчика о том, что согласно Реестру лицензий Роскомнадзора, в настоящее время лицензии на оказание телематических услуг связи выданы более чем 10 000 операторам, лицензии на передачу данных – более 7 000 операторам. В этой связи для ограничения доступа к каждому Интернет-ресурсу надо провести более 17 000 судебных процессов либо ответчиками по рассматриваемому делу следовало бы признать всех Интернет-провайдеров, предоставляющих доступ к информационному ресурсу сети Интернет, содержащему спорную информацию.

Данный механизм явно противоречит принципу процессуальной экономии, в частности, и задачам гражданского судопроизводства по укреплению законности и правопорядка, формированию уважительного отношения к закону и суду, в целом (ст. 2 ГПК).

Таким образом, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных к ОАО «МегаФон» как оператору связи, оказывающему услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, требований об ограничении доступа к названному интернет-сайту.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

     Исковые требования прокурора адрес г.о. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Поволжскому филиалу ОАО «Мегафон» об ограничении доступа к информации оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.

    Решение в окончательной форме принято 19.09.2014г.    

Судья: подпись                                Курмаева А.Х.

КОПИЯ ВЕРНА

Судья:

Секретарь:

2-4939/2014 ~ М-4520/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Ленинского района г.Саратов
Ответчики
Поволжский филиал ОАО "Мегафон"
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Курмаева А. Х.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
28.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2014Передача материалов судье
30.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2014Подготовка дела (собеседование)
24.09.2014Дело оформлено
22.10.2014Дело передано в архив
22.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2014Судебное заседание
19.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее