Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-376/2015 ~ М-292/2015 от 05.03.2015

Мотивированное решение изготовлено 24 апреля 2015 года. Дело № 2-376/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 апреля 2015 года

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Курчак А.Н.

при секретаре Щитенко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Североморска в интересах Борисова С.В. к государственному областному казенному учреждению «Североморский Межрайонный центр социальной поддержки населения», Федеральной службе по труду и занятости, Министерству труда и социального развития Мурманской области, Военному комиссариату Мурманской области о назначении ежемесячной денежной компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Североморска обратился в суд в интересах Борисова Сергея Всеволодовича с иском к государственному областному казенному учреждению «Североморский Межрайонный центр социальной поддержки населения» (далее по тексту ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН», учреждение) о назначении ежемесячной денежной компенсации.

Определением Североморского районного суда Мурманской области от 26 марта 2015 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба по труду и занятости, Министерство труда и социального развития Мурманской области, Военный комиссариат Мурманской области.

В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что сын Борисова С.В. – ФИО1 погиб в ходе проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе ***

В связи со смертью сына Борисов С.В. получил право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», которым утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, а также военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, и членам их семей, вступили в силу с 01.01.2012.

Учитывая, что к указанному сроку Борисов С.В. достиг возраста 55 лет, у него возникло право на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации с 01.01.2012.

Вместе с тем, при обращении в ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН» ему назначена ежемесячная выплата с 01.02.2014 в связи с назначением с указанной даты пенсии по потере кормильца, в назначении ежемесячной денежной компенсации с 01.01.2012 – отказано.

Привел довод о том, что право на получение ежемесячной денежной компенсации с 01.01.2012 не связано с датой назначения Борисову С.В. пенсии по потере кормильца.

Учитывая приведенные в обоснование иска доводы, со ссылками на положения Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 № 142, просил суд признать отказ ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН» в назначении ежемесячной денежной компенсации Борисову С.В. с 01.01.2012 незаконным, возложить на ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН» обязанность назначить выплату ежемесячной денежной компенсации Борисову С.В. в связи со смертью его сына ФИО1 с 01.01.2012.

ФИО1 в судебном заседании 26.03.2015 поддержал позицию, изложенную в иске прокурора, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В последствии представил в суд письменные пояснения, в которых подчеркнул, что именно с 01.01.2012 у него возникло право на назначение ежемесячной денежной компенсации, просил суд признать отказ ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН» в назначении ежемесячной денежной компенсации с 01.01.2012 незаконным, возложить на ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН» обязанность назначить ему выплату ежемесячной денежной компенсации в связи со смертью его сына ФИО1 с индексацией сумм в установленном законом порядке с 01.01.2012.

В судебное заседание 23.04.2015 прокурор представил заявление об отказе от исковых требований, указав, что ежемесячная денежная компенсация назначается с момента возникновения права на нее, но носит заявительный характер. Учитывая, что право на назначение ежемесячной денежной компенсации возникло у Борисова С.В. с 01.01.2012, а обратился он в ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН» только 14.07.2014, то именно с этой даты Борисов С.В. вправе рассчитывать на выплату данной компенсации.

В силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска.

Учитывая, что прокурор города Североморска отказался от исковых требований, а Борисов С.В. настаивает на удовлетворении заявленных требований, суд продолжает рассмотрение дела по существу исходя из заявленных Борисовым С.В. требований.

Представитель ответчика - ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН» Акилова Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменной отзыве на иск.

Указала, что определение порядка по приёму документов, принятие решения о назначении ежемесячной денежной компенсации, составление списков её получателей с указанием выплатных данных осуществляет ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН», а непосредственное перечисление компенсации получателям за счет федерального бюджета - Федеральная служба по труду и занятости.

Привела довод о том, что право на ежемесячную денежную компенсацию у Борисова С.В., как у члена семьи погибшего военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, возникает с момента назначения пенсии по потере кормильца, поскольку ранее даты 01.02.2014, он не являлся получателем пенсии в территориальном органе Пенсионного фонда РФ и соответственно не было правовых оснований включать его в список получателей ежемесячной денежной компенсации.

Возникновение права на назначение ежемесячной денежной компенсации напрямую зависит от даты назначения Борисову С.В. пенсии по потере кормильца, поскольку ранее он не мог представить полный пакет документов.

В обоснование своей позиции отметила, что право на получение компенсации члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы приобретают при наличии у них определенного статуса и возраста. В соответствии с законодательством право на получение ЕДК возникает при совокупности таких условий, как:

-принадлежность к категории получателей ЕДК (п. 2 Правил);

- достижение возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или наличие инвалидности (п.п. 2 п. 11 Федерального закона от 07.11.2011 № 306 - ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»);

- наличие пенсионного обеспечения ПФ РФ (п.1 Правил).

С даты оформления заявителем пенсионного обеспечения, осуществляемого ПФ РФ, и возникает правоустанавливающий момент, предусмотренный вышеупомянутой нормой закона.

Таким образом, при отнесении к соответствующей категории заявителя и наличии оформленной пенсии по линии Пенсионного фонда РФ получателю мужского пола назначается ежемесячная денежная компенсация с даты достижения 55- летнего возраста.

В случае Борисова С.В., *** г. р., 55 лет ему исполнилось ***, но пенсия по утере кормильца в связи со смертью сына *** была оформлена только с 01.02.2014. Таким образом, на 01.01.2012 заявитель достиг 55 лет и относился к категории члена семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, но не является получателем пенсии по линии Пенсионного фонда РФ.

С учетом срока вступления в силу Федерального закона от 07.11.2011 № 306 -ФЗ, ежемесячная денежная компенсация назначается с 01.01.2012, но не ранее даты возникновения права на указанную выплату (п.18 Правил).

Полагала, что только с момента оформления пенсии по утере кормильца, все правоустанавливающие условия можно считать соблюденными для назначения ежемесячная денежная компенсация Борисову С.В.

Просила исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.

Ответчик - Федеральная служба по труду и занятости представителя для участия в деле не направил, представил письменные возражения, в которых указал, что назначение ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» носит заявительный характер, в этой связи органом социальной защиты правомерно назначена компенсация с даты обращения Борисова С.В. Также полагал, что прокурором пропущен предусмотренный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок для обращения в суд с данным иском.

В письменном отзыве ответчик – Министерство труда и социального развития Мурманской области просило рассмотреть дело без участия представителя, указало, что Борисов С.В., являясь членом семьи военнослужащего, умершего при исполнении им обязанностей военной службы, имеет право на получение от государства мер социальной поддержки. При этом, не оспаривая право Борисова С.В. на получение ежемесячной денежной компенсации, полагал обоснованным назначение ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН» вышеуказанной компенсации с момент назначения пенсии по потере кормильца, то есть с 01.02.2014.

Представитель ответчика - Военного комиссариата Мурманской области Кононова Е.И. в судебном заседании 09.04.2015 полагал, что Военный комиссариат Мурманской области является ненадлежащим ответчиком по делу поскольку погибший сын Борисова С.В. являлся военнослужащим по призыву, а не по контракту. В данном случае Борисов С.В. вправе получать ежемесячную денежную компенсацию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В целом полагалась на усмотрение суда, в дальнейшее просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Борисов С.В. является отцом военнослужащего ФИО1 проходившего службу по призыву и погибшего *** года в ходе проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе. Смерть военнослужащего ФИО1 наступила при исполнении обязанностей военной службы, что подтверждается копией свидетельства о смерти, выданного 03 сентября 2002 года, копией извещения военного комиссариата от 03 сентября 2002 года.

С 01.02.2014 Борисов С.В. является получателем пенсии по случаю потери кормильца.

14.07.2014 он обратился в ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН» с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 9 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Письмом от 07.10.2014 Борисов С.В. уведомлен о назначении ему ежемесячной денежной компенсации с 01.02.2014, то есть с даты назначения пенсии по случаю потери кормильца.

Согласно части 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Выполнением конституционно значимых функций при исполнении обязанностей военной службы и определяется особый правовой статус военнослужащих, в том числе проходящих военную службу по призыву.

В случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы Российская Федерации как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи (статья 7, части 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), исходя из того, что правовой статус членов семьи военнослужащего производен от правового статуса военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

Эти обязательства реализуются государством в рамках публично- правового механизма возмещения вреда, причинённого семье военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, к элементам которого относится и такая мера социальной поддержки, как ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная частью 9 статьи 3 Федерального закона от 01.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

В силу названной правовой нормы в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 статьи 3 Федерального закона от 01.11.2011 № 306-ФЗ, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются лица, указанные в части 11 статьи 3 поименованного закона, в том числе родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.

При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частью 9 статьи 3 Федерального закона № 306-ФЗ, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами (подпункт 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ).

Согласно части 17 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 этой же статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02. 2012 № 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (далее -Правила).

Подпунктом «б» пункта 4 Правил установлено, что члены семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, для назначения ежемесячной денежной компенсации подают в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счёта, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, а также копию документа, удостоверяющего личность; копию документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копию заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы; документы, подтверждающие право членов семьи на ежемесячную денежную компенсацию (для родителей, в частности, - копия свидетельств о рождении детей), справку, подтверждающую факт получения членом семьи пенсии в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, предоставление права на получение ежемесячной денежной компенсации означает признание со стороны государства необходимости оказания особой социальной поддержки членам семьи военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы, в том числе по призыву, призвано гарантировать им наиболее полное возмещение причиненного вследствие этого вреда и направлено на обеспечение их достойного существования.

Поскольку Борисов С.В. является членом семьи военнослужащего, умершего при исполнении им обязанностей военной службы, он в силу приведённых выше нормативных положений имеет право на получение от государства мер социальной поддержки, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.

При этом правоотношения, возникшие в связи со смертью сына Борисова С.В. при исполнении им обязанностей военной службы, являются длящимися.

Выбор конкретных мер социальной поддержки членов семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы, а также порядка и условий их предоставления относится к исключительной прерогативе федерального законодателя, который предусмотрел в Федеральном законе от 07.11.2011 № 306-ФЗ, вступившем в силу с 01 января 2012 года, такую меру социальной поддержки, как выплата названным лицам ежемесячной денежной компенсации (часть 9 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ), обеспечивающую наряду с другими мерами социальную защиту данной категории граждан.

При этом суд принимает во внимание, что исходя из пункта 18 Правил ежемесячная денежная компенсация члену семьи погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, установленная частью 9 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ, назначается со дня возникновения права на неё. В силу пункта 4 Правил указанная компенсация назначается на основании заявления гражданина, имеющего право на её получение, то есть носит заявительный характер.

Учитывая, что у Борисова С.В. право на ежемесячную денежную компенсацию возникло с 1 января 2012 года, то есть со дня вступления в силу Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ, однако с заявлением о её назначении он обратился в ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН» только в 2014 году, истец вправе рассчитывать на выплату данной компенсации исключительно с момента обращения в орган социальной защиты, а не с момента возникновения права на получение указанной компенсации, как он ошибочно полагает.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований и отказывает Борисову С.В. в удовлетворении иска в полном объеме.

Суд также полагает заслуживающими внимания доводы представителя Военного комиссариата Мурманской области Кононовой Е.И. о том, что Военный комиссариат Мурманской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку погибший сын Борисова С.В. являлся военнослужащим по призыву, а не по контракту, поэтому истец вправе получать ежемесячную денежную компенсацию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в связи с чем освобождает Военный комиссариат Мурманской области от ответственности по данному иску.

Суд рассматривает спор в соответствии со ст.56 ГПК РФ на основании представленных доказательств.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Борисова С.В. - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Курчак

2-376/2015 ~ М-292/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Борисов Сергей Всеволодович
ПРОКУРАТУРА Г.СЕВЕРОМОРСК
Ответчики
Военный комиссариат Мурманской области
Министерство труда и социального развития Мурманской области
Федеральная служба по труду и занятости
ГОКУ СМЦСПН
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Курчак А.Н.
Дело на странице суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
05.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.03.2015Передача материалов судье
06.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2015Судебное заседание
09.04.2015Судебное заседание
23.04.2015Судебное заседание
24.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее