Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-126/2013 ~ М-6/2013 от 24.12.2012

Дело № 2-126(1)/2013

Р Е Ш Е Н И Е

                                            Именем Российской Федерации

                                                

29 января 2013 года                                                                       г.Вольск

               Вольский районный суд Саратовской области, в составе:

               председательствующего судьи Маштаковой М.Н.,

               при секретаре Засыпкине И.Ю.,

               с участием прокурора Ивановой Л.А., истца Васильевой С.И., его представителя - адвоката Абрамчика Н.Н., представителя ответчика Уфимцевой О.В.,

               рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Васильевой С. И. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Саратовской области» об индексации ежемесячных средств возмещения вреда здоровью по потери кормильца,

установил:

Васильева С.И. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Саратовской области» об индексации ежемесячных средств возмещения вреда здоровью, мотивируя заявленные требования тем, что её муж Васильев С.Д. являлся инвалидом 2 группы и получателем средств возмещения вреда здоровью, его заболевание и инвалидность связаны с воздействием радиационных и иных вредных факторов при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 27.01.2000 года её муж умер. Согласно решения Вольского городского суда Саратовской области от 15.06.2005 года с ответчика в её пользу были взысканы средства возмещения вреда по случаю потери кормильца в размере 9473 рублей 06 копеек ежемесячно. Указанная сумма ей индексировалась ответчиком в период времени с 01.01.2006 года по 31.12.2012 года. 12.11.2012 года ответчиком в её адрес было направлено сообщение о том, что с 01.01.2013 года индексация сумм возмещения вреда здоровью производиться не будет. Считает отказ ответчика незаконным. Согласно Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, ежегодно индексируются, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом «О Федеральном бюджете» на очередной финансовый год, в связи с чем, она просит проиндексировать с 01.01.2013 года выплачиваемые ей ежемесячно средства возмещения вреда здоровью на коэффициент 1,055 с последующей индексацией ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год.

В судебном заседании истец Васильева С.И. заявленные исковые требования поддержала, суду пояснила, что впервые средства возмещения вреда по случаю потери кормильцаей были назначены ответчиком самостоятельно 01.12.2004 года и составляли 1250 рублей, затем Вольский городской суд Саратовской области пересчитал ежемесячную выплату и решением от 15.06.2012 года установил её равной 9473 рублям 06 копейкам. С 2006 года по 2012 год указанные средства возмещения вреда ответчиком индексировались самостоятельно. Так же истец пояснила, что помимо указанных средств она получает пенсию по возрасту.

Представитель ответчика Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Саратовской области» Уфимцева О.В. предъявленные исковые требования не признала по тем основаниям, что в раннее вынесенном решении суда отсутствует указание на последующую индексацию получаемых истцом средств возмещения вреда здоровью, а так же пояснила, что средства возмещения вреда здоровью по случаю потери кормильца истцу были высчитаны из заработка её умершего мужа, что не соответствует требованиям закона, потому полагает, что произведенная судом индексация ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по случаю потери кормильца при отсутствии к тому правовых оснований, может повлечь за собой безосновательное увеличение указанной выплаты. Поскольку производимая истице выплата осуществляется за счет средств федерального бюджета, последнее приведет к незаконному взысканию бюджетных средств, что нарушает общественные (то есть публичные) интересы в целевом расходовании бюджетных средств.

Суд, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора об отказе в удовлетворении исковых требований, изучив материалы дела, приходит к следующему.

             Из справки № БС-102425, выданной 10.12.2012 года Военным комиссариатом Саратовской области, следует, что Васильевой С.И. были назначены и выплачиваются с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячные средства возмещения вреда здоровью как вдове инвалида Чернобыльской АЭС в размере 17448 рублей 56 копеек.

             Согласно ст. 5 ч. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

             В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ № 1255 от 04.12.2012 года "Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" коэффициент индексации ежемесячных средств возмещения вреда здоровью с 01.01.2013 года составил 1,055.

Из решения Вольского городского суда Саратовской области от 15.06.2005 года (л.д.14-16) следует, что Васильева С.И. с ДД.ММ.ГГГГ от Саратовского областного военного комиссариата получала ежемесячно средства возмещения вреда здоровью по случаю потери кормильца в сумме 1250 рублей. Указанным решением средства возмещения вреда здоровью по случаю потери кормильца были пересчитаны из расчета 1/2 доли получаемых при жизни мужем Васильевой С.И. средств возмещения вреда (9380 рублей), которые в свою очередь были рассчитаны из заработка умершего мужа Васильевой С.И. Средства возмещения вреда здоровью по случаю потери кормильца без учета индексации составили 4690 рублей 12 копеек, с учетом индексации- 9473 рубля 06 копеек. Названным решением постановлено: взыскать с Саратовского областного военного комиссариата в пользу Васильевой С.И. ежемесячно с 01.06.2005 года средства возмещения вреда здоровью в сумме 9473 рубля 06 копеек и единовременно задолженность по выплатам средств возмещения вреда за период с 01.12.2004 года по 31.05.2005 года в размере 48636 рублей 65 копеек, а так же судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 1000 рублей (л.д.14-16).

Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные решением суда, не доказываются вновь и не оспариваются судом при рассмотрении дела, в котором участвуют те же стороны.

В соответствии с ч.2 ст.209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

Потому Вольский районный суд Саратовской области при рассмотрении настоящего дела не вправе пересматривать факты и правоотношения, установленные решением Вольского городского суда Саратовской области от 15.06.2005 года относительно назначения истице ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда по потере кормильца с 01.06.2005 года в размере 9473 рублей 06 копеек.

Вместе тем, поскольку указанным решением суда не устанавливались правоотношения относительно индексации вышеуказанной суммы, суд считает, что в настоящее время возник спор по индексации.

Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в п. 25 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1                                  "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от             24.11.1995 года № 179-ФЗ, введенном в действие с 2 марта 1996 года.

Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право на компенсацию, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, то есть к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 года (в редакции Федерального закона                          от 24.11.1995 года № 180-ФЗ).

Федеральным законом от 12.02.2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15.02.2001 года, в базовый Закон были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка (инвалидам 2 группы - 2500 рублей).

Статья 14 базового Закона была дополнена новой частью второй следующего содержания: "В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число".

Из содержания названной нормы видно, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15.02.2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15.02.2001 года редакцией пункта 25 части первой статьи 14 Закона, а с 1 января 2005 года на основании Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ редакцией пункта 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В силу ст.4 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 - меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В ч. 3 ст. 5 вышеуказанного Закона предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение вышеуказанных норм Закона № 1244-1 Правительством РФ от 21.08.2001 года принято постановление № 607 и утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Порядок).

В п.3 Порядка указано, что выплата денежной компенсации инвалидам осуществляется в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей, инвалидам II группы - 2500 рублей, инвалидам III группы - 1000 рублей; в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца; для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число; размеры денежной компенсации ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в установленном порядке.

В п. 1 постановления Правительства РФ № 1255 от 04.12.2012 года "Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" указано, что с 1 января 2013 г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", следует осуществлять индексацию с применением коэффициента 1,055:

ежемесячных, ежегодных и единовременных компенсаций и иных выплат, установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно приложению N 1;

ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной денежной суммы, предусмотренных частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

ежемесячных компенсаций, установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", согласно приложению N 3.

        В п.14 Приложения №1 к указанному постановления установлено, что размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п. 15 ч.1 ст. 14 Закона) инвалидам II группы, установленный с 1 января 2013 года за полный месяц (с учетом индексации), составляет 7374 рубля 93 копейки.

         Из правового смысла вышеуказанного законодательства следует, что компенсации члену семьи умершего инвалида может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 базового Закона, а индексация указанной компенсации зависит от размера ежемесячной денежной компенсации (по группе инвалидности), устанавливаемой постановлениями Правительства РФ в соответствии федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

           Исходя из вышеуказанных положений законодательства, а также того, что ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая истице, в размере 17448 рублей 56 копеек, превышает размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п. 15 ч.1 ст. 14 Закона) инвалидам II группы, установленный с 01.01.2013 года за полный месяц (с учетом индексации), суд приходит к выводу, что оснований для индексации ежемесячной денежной компенсации истице не имеется. Произведенная судом индексация ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по случаю потери кормильца при отсутствии к тому правовых оснований, может повлечь за собой безосновательное увеличение указанной выплаты. Поскольку производимая истице выплата осуществляется за счет средств федерального бюджета, последнее приведет к незаконному взысканию бюджетных средств, что нарушает общественные (то есть публичные) интересы в целевом расходовании бюджетных средств.

В связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194,198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Васильевой С. И. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Саратовской области» об индексации ежемесячных средств возмещения вреда здоровью по потери кормильца отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца через Вольский районный суд путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                        М.Н. Маштакова

2-126/2013 ~ М-6/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Васильева Светлана Ивановна
Ответчики
Саратовский областной военный комиссариат
Другие
Абрамчик Николай Николаевич
Уфимцева Олеся Васильевна
Суд
Вольский районный суд Саратовской области
Судья
Маштакова Марина Николаевна
Дело на сайте суда
volsky--sar.sudrf.ru
24.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2012Передача материалов судье
26.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.01.2013Предварительное судебное заседание
29.01.2013Судебное заседание
04.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.12.2014Дело оформлено
31.12.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее