Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1985/2023 от 15.02.2023

63RS0044-01-2022-006744-15

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«06» апреля 2023 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ретиной М.Н., при секретаре Митрясове В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1985/2023 по административному исковому заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИПР ГУ ФССП России по Самарской области Идрисовой Л.Н., МОСП по ИОИПР ГУ ФССП России по Самарской области, ГУ ФССП России по Самарской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ ,

установил:

Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИПР ГУ ФССП России по <адрес> Идрисовой Л.Н. об освобождении от уплаты исполнительного сбора, мотивируя свои требования следующим.

Судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г. Самары по гражданскому делу № 2-2664/2022, в отношении Департамента управления имуществом г.о. Самара вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ -ИП и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения Департаментом управления имуществом г.о. Самара возложенного на него обязательства организовать проведение работ по сносу аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> очистить территорию от строительного мусора, в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В связи с тем, что исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения не был исполнен, ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Идрисовой Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ в отношении Департамента управления имуществом г.о. Самара вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Однако Департамент управления имуществом г.о. Самара не уклонялся от исполнения решения суда, им предпринимались действия, направленные на снос дома путем размещение заявки на заключение соответствующего контракта.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Департамент управления имуществом г.о. Самара просит освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Идрисовой Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства .

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску Идрисова Л.Н., представитель ГУФССП по Самарской области, представитель МОСП по ИОИП и розыску по Самарской области ГУФССП по Самарской области, представитель прокуратуры Красноглинского района г. Самара в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 218, 360 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст. 62, ч.11 ст.226 КАС РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 363 КАС РФ если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

Из ч. 2 ст. 358 КАС РФ следует, что заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.

Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, суд обязал Департамент управления имуществом городского округа Самара организовать проведение работ по сносу аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> очистить территорию от строительного мусора, в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г. Самары в отношении Департамента управления имуществом г.о. Самара возбуждено исполнительное производство от -ИП и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения Департаментом управления имуществом г.о. Самара возложенного на него обязательства организовать проведение работ по сносу аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> очистить территорию от строительного мусора, в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в адрес Департамента управления имуществом г.о. Самара.

В связи с тем, что исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения не был исполнен, ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Идрисовой Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В соответствии со ст. 112 Закона РФ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно п.6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Из п.7 ст.112 упомянутого Федерального закона следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условия оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Судом установлено, что во исполнение решения суд от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом управления имуществом г.о. Самара был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Департаментом были приняты работы по разработке проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства, в том числе и <адрес> согласно служебной записке заместителя директора МБУ г.о. Самара «ЦАУМС» от ДД.ММ.ГГГГ вопрос о доведении денежных средств на снос указанного дома запланирован к рассмотрению на очередном заседании Думы г.о. Самара при планировании бюджета на 2023 г.

Согласно ч. ч. 11, 12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1 статьи 112 Федерального закона).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона).

Из приведенных норм следует, что для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора необходимо наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; надлежащее извещение должника о возбуждении исполнительного производства; неисполнение требований исполнительного документа; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

В рассматриваемом случае такие обстоятельства для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя имелись, поскольку в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа должником, извещенным о возбуждении исполнительного производства, не исполнены, при этом доказательства невозможности исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств судебному приставу-исполнителю не представлены. Длительность процедуры сноса дома к числу таких обстоятельств не относится.

Учитывая данные обстоятельства, оснований для признания незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора у суда не имеется, так как оно вынесено при наличии совокупности предусмотренных законом условий.

Согласно ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В исполнительном листе, выданном Ленинским районным судом г. Самары по делу в отношении должника Департамента градостроительства г.о. Самара, содержится только требования неимущественного характера.

Вместе с тем, согласно разъяснениям, приведенным в п. 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Доводы административного истца об отсутствии объективной возможности для добровольного исполнения в срок решения суда в связи с необходимостью проведения большого количества мероприятий для сноса дома заслуживают внимания.

Учитывая проведения значительного количества мероприятий направленных на исполнение решения суда, в частности проведение аукционов, заключение муниципального контракта, которые административный истец должен был произвести в течение пяти дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства, принимая во внимание что, новый муниципальный контракт заключен, суд полагает, что имеются основания для снижения размера исполнительского сбора.

Исходя из требований соразмерности и справедливости, размер исполнительского сбора подлежит снижению на 25%, т.е. до <данные изъяты> рублей.

Таким образом, исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ -░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ <░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░              ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.04.2023 ░.

2а-1985/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Ответчики
ГУФССП России по Самарской области
МОСП по ОИП по Самарской области УФССП по Самарской области
Ведущий судебный пристав-исполнитель Идрисова Л.Н.
Другие
Прокуратура Красноглинского района г. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Ретина М. Н.
Дело на сайте суда
leninsky--sam.sudrf.ru
06.04.2023Судебное заседание
16.02.2023Передача материалов судье
15.02.2023Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
20.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2023Судебное заседание
31.03.2023Судебное заседание
20.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее