РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26.11.2013 года г. Самара
Судья Кировского районного суда г.Самары Бойко В.Б. с участием представителей истца по доверенности Мамонтовой М.Г. при секретаре Рогожкиной М.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5329/13 по заявлению Максимовой Г.П. об оспаривании отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении бесплатно земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Максимова Г.П. в заявлении с последующими уточнениями просила:
обязать Министерство имущественных отношений Самарской области предоставить ей безвозмездно в собственность участок по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес> на основании ст.9 Закона Самарской области «О земле»; восстановить право Максимовой Г.П. в части рассмотрения её заявки от 14.11.2012 года на предоставление земельного участка в собственность.
Требования мотивированы следующим: В 1997 году Максимова Г.П. приобрела за наличный расчет у В. (являвшегося отчимом ее двоюродной сестры К.) земельный участок по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес> за <данные изъяты> руб. Договор при этом письменно не составлялся. С 1997 года она осуществляла все необходимые платежи по членским взносам, которые оформляла на имя В. В 2011 году ей стало известно, что В. и К. скончались и родственников не осталось.
14.11.2012 года Максимова Г.П. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Минимущество) с заявкой о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по указанному адресу. Обязанность истребования информации относительно испрашиваемого земельного участка возложена на Минимущество. 15.03.2013 года, то есть через пять месяцев после обращения заявительницы с заявкой, Минимущество направило запрос в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара (далее-Департамент) на утверждение схемы участка. Департамент также нарушил сроки рассмотрения документов заявительницы, выдав отказ в утверждении схемы 22.05.2013 года. Департамент указал Минимуществу на то, что если Минимущество предоставит информацию в отношении границ водного объекта, то Департамент готов вернуться к рассмотрению документов по заявке, также указав, что собственники обязаны самостоятельно предоставить подобного рода информацию. Заявительница была вынуждена самостоятельно уточнять то, что береговая линия находится на допустимом от участка заявительницы расстоянии. Данный факт подтверждается схемой земельного участка и не препятствует оформлению в собственность испрашиваемого земельного участка. Факт допустимого расстояния береговой линии от земельного участка противоречит информации, предоставленной Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Минприроды). Департамент не указывает на то, что участок находится в недопустимой для его предоставления в собственность зоне. В ответе Департамент ссылается только на то, что земельный участок находится вблизи водного объекта. По мнению заявительницы, отказ Департамента в утверждении схемы не обоснован. Минприроды также отказало в утверждении схемы, ссылаясь на то, что заявительница не собственник земельного участка. Максимова Г.П. после указания границ водного объекта на плане обратилась в Минимущество с заявлением о возобновлении рассмотрения заявки. Минимущество отказало Максимовой Г.П. в повторном принятии заявки, ссылаясь на то, что в июле 2013 года в Закон Самарской области «О земле» были внесены поправки, согласно которым на момент повторного обращения заявительницы земельные участки в собственность по ст.9 Закон Самарской области «О земле» не предоставляются.
Представитель заявительницы Максимовой Г.П. по доверенности Мамонтова М.Г. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в уточненном заявлении. Пояснила, чтообязанность по истребованию информации возлагается на государственный орган, в данном случае на Минимущество. Однако Минимущество, не согласовав с Департаментом и не запросив информацию из иных ведомств, возложило обязанность по истребованию информации на заявительницу. Максимова Г.П. запросила сведения о береговой полосе. В итоге Минимущество отказало ей в принятии заявки. Фактически испрашиваемый земельный участок заявительница купила у родственников. Поскольку заявительница не может доказать степень родства, то она решила оформить земельный участок в общем порядке. Максимова Г.П. несёт бремя содержания земельного участка, вносит взносы. Максимова Г.П. не обращалась с письменным заявлением о принятии в члены товарищества. Заявительница не обжаловала отказ Минимущества в предоставлении земельного участка в собственность. 31.10.2013 года Максимова Г.П. обращалась в Минимущество в устной форме. После ответа из Минимущества заявительница предоставили другой топографический план, где обозначена береговая линия. Таким образом, Максимова Г.П. выполнила работу за Минимущество, которое приняло решение об отказе в предоставлении земельного участка. Однако, по заявке Максимовой Г.П. Минимущество ничего своевременно не предприняло. Штамп на конверте подтверждает, что 28.06.2013 года заявительница получила решение Минимущества от 24.06.2013 года об отказе в предоставлении земельного участка в собственность. Полученное решение Министерства Максимова Г.П. не обжаловала, так как Министерство указало, что после того, как заявительница исправит недочёты, Министерство готово вернуться к рассмотрению заявки. Заявительница просит восстановить право на повторное предоставление документов для рассмотрения заявки.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области в суд не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, предоставил отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении требований (л.д.40-43).
Представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в суд не явился. В предыдущем судебном заседании представитель Минприроды по доверенности Объедкова И.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Пояснила, что исходя из письма Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, заявительница обращалась в Министерство имущественных отношений Самарской области за предоставлением земельного участка, предоставив при этом одни координаты, а при обращении в Минприроды заявительница предоставила другие координаты земельного участка. Минприроды не возражает против предоставления земельного участка, находящегося в водоохранной зоне, запрета на участок нет. Следовательно, такой участок может находиться в собственности. Однако, если выяснится, что имеется расхождение в координатах, то участок может быть смещён к прибрежной полосе. Причина первоначального отказа Минимущества в предоставлении земельного участка в собственность - расхождение в координатах.
Представитель заинтересованного лица Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, предоставил отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении требований (л.д.54-57).
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п.25 Постановления Пленум ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
-имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
-соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
-соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с п. 5 ст. 35 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Судом установлено, что 14.11.2012 года Максимова Г.П., руководствуясь ст.9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД «О Земле» (в редакции до 13.07.2013 года), обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, <адрес> (л.д.5-6).
Из справки от 17.08.2011 года, выданной Садоводческим некоммерческим товариществом «Т.», следует, что Максимова Г.П. в период с 2008 года по 2011 год фактически пользовалась указанным земельным участком, оплачивала все членские взносы и иные необходимые платежи за бывшего члена товарищества В. (за потребление воды, энергии, охраны и т.п.) (л.д.14).
Несение бремени содержания земельного участка подтверждается платежными документами в которых плательщиком указана Максимова Г.П. с оплатой за В. (л.д.15).
Заявительницей предоставлена суду членская книжка садовода В., принятого в члены садоводов СНТ «Т.» (л.д.16-17). Со слов Максимовой Г.П. известно, что В. отчим двоюродной сестры заявительницы - К.
Испрашиваемый земельный участок заявительница приобрела у В. в 1997 году, и с момента приобретения Максимова Г.П. несет бремя содержания земельного участка.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.05.2010 года № 790 утвержден Административный регламент имущественных отношений Самарской области по оказанию государственной услуги «Предоставление в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством».
Согласно п.1.3 административного регламента, предоставление Министерством имущественных отношений Самарской области государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:
Конституцией Российской Федерации;
Земельным кодексом Российской Федерации от 25.11.2001 года № 136-ФЗ;
Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О защите персональных данных»;
Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
Федеральным законом от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;
Законом Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД «О земле»;
постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара»;
постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 «О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара»;
постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 года № 473 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области»;
решением Думы городского округа Самара от 21.12.2006 года № 374 «О нормах предоставления земельных участков на территории городского округа Самара»;
постановлением Самарской Городской Думы от 24.11.2005 года № 188 «Об установлении земельного налога»;
Федеральным законом от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии с п.1.4 административного регламента, результатом предоставления государственной услуги являются:
принятие решения о предоставлении в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством;
заключение договора купли-продажи земельного участка;
принятие решения о возврате заявления и приложенных к нему документов;
принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Общей административной процедурой, в соответствии с п.3.1.6 административного регламента, является проверка заявления о предоставлении в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, и экспертиза представленных заявителем документов на соответствие требованиям, установленным федеральным законодательством и законодательством Самарской области.
Согласно п.3.1.8 административного регламента, если по результатам проверки заявления и экспертизы приложенных к нему документов устанавливается необходимость в получении дополнительных сведений, осуществляется подготовка и направление запросов в соответствующие органы государственной власти Российской Федерации, Самарской области, органы местного самоуправления, учреждения и организации, а также заявителю.
Максимальный срок выполнения процедуры - в течение двух недель со дня поступления в министерство заявления о предоставлении земельного участка и прилагаемых к нему документов.
На основании п.3.1.9 административного регламента после получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с п.3.1.10 административного регламента после получения запрашиваемой министерством информации проводится проверка заявления и приложенных к нему документов на соответствие нормам федерального законодательства и законодательства Самарской области, а также нормативным правовым актам органа местного самоуправления городского округа Самара и при выявлении оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка министерством осуществляется подготовка уведомления об отказе заявителю в предоставлении земельного участка с указанием причин такого отказа.
Максимальный срок выполнения процедуры - в течение двух недель с момента получения министерством соответствующих сведений.
Согласно п.3.1.11 административного регламента при наличии оснований для предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка министерство обеспечивает публикацию в газете «Волжская коммуна», а также на Интернет-сайте министерства информации о предоставлении земельного участка в собственность, а также осуществляет подготовку проекта приказа о предоставлении испрашиваемого земельного участка и договора купли-продажи с расчетом цены выкупа земельного участка.
Максимальный срок выполнения процедуры - в течение 30 дней.
После регистрации заявления Максимовой Г.П. Министерством имущественных отношений Самарской области выполнены общие административные процедуры, предусмотренные административным регламентом (л.д.32-33).
Законодательством и административным регламентом на Министерство имущественных отношений не возложена функция по контролю за работой какого-либо органа исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 № 2340 «Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий» полномочия по утверждению схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории относятся к компетенции Департамента.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок предоставления земельных участков).
При наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством, Минимущество в силу пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Минимущество направило в Департамент обращение от 15.03.2013 за исх. № 12-1/3307/12 об утверждении схемы расположения земельного участка по вышеуказанному адресу (л.д.32-33).
Согласно пункту 2.6 Порядка предоставления земельных участков в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара направляет в Минимущество заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
По результатам рассмотрения Департаментом обращения Минимущества, в соответствии с пунктом 2.6 Порядка предоставления земельных участков в адрес Минимущества было направлено заключение от 22.05.2013 года № о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, поскольку согласно топографическим материалам Департамента испрашиваемый земельный участок находится вблизи водного объекта. Приложенные координаты к план-схеме испрашиваемого земельного участка не соответствуют координатам земельного участка, указанным в информации министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 15.02.2013 года № ( л.д.7-8).
В соответствии с п.1 ст.6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно п.6 ст.6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Указанное заключение Департамента подготовлено в рамках компетенции Департамента, на основании данных, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара.
В соответствии с Уставом городского округа Самара полномочия по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара, относятся к исключительной компетенции Департамента.
В силу статьи 56 Градостроительного кодекса РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).
Минимущество, выполнив общие административные процедуры, предусмотренные административным регламентом, в том числе получив ответы на запросы (л.д.34,35), заключение Департамента о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, приняло решение от 24.06.2013 года об отказе в предоставлении Максимовой Г.П. земельного участка (л.д.9-11).
Принятие Минимуществом решения о предоставлении земельного участка возможно только после того как заявительница представит в Минимущество кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка.
Поскольку испрашиваемый земельный участок не сформирован в соответствии с законом и не может выступать объектом земельных отношений, Минимущество не вправе принять решение о предоставлении спорного земельного участка в собственность Максимовой Г.П.
В соответствии с ч.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Заявитель заключение департамента строительства и архитектур г.о. Самары о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, а также отказ Министерства имущественных отношений в предоставлении земельного участка в срок, предусмотренный законом не оспорил, сведений об уважительности причин пропуска срока суду не привел, что в силу ч.2 ст. 256 ГПК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Максимова Г.П. не является членом СНТ «Т.». Суд учитывает, что Максимова Г.П., заявляя требование об оспаривании решения органа власти, по существу ставит спор о праве собственности на земельный участок, который находился в собственности умершего члена садоводческого товарищества, что не может быть рассмотрено в порядке главы 25 ГПК РФ, без определения круга заинтересованных лиц, параметров участка, зонирования, согласования с соседними землепользователями границ участка и т.д., т.е. в ином судебном порядке. Это разъяснялось представителю истца в судебном заседании.
Принимая во внимание, что Министерство имущественных отношений Самарской области действовало в соответствии с нормативно-правовыми актами в пределах своих полномочий, а также учитывая, что решение Минимущества об отказе в предоставлении земельного участка основано на нормах действующего законодательства, не нарушают прав и законных интересов заявителя, суд приходит к выводу, что со стороны Минимущества права и законные интересы заявительницы нарушены не были, следовательно, заявление Максимовой Г.П. не обоснованно и удовлетворению не подлежит. По той же причине не имеется оснований для удовлетворения требования о восстановлении права Максимовой Г.П. на возобновление рассмотрения ранее поданного заявления.
Отказ в удовлетворении требований не является препятствием для заявления спора о праве.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Максимовой Г.П. об оспаривании отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении бесплатно земельного участка и обязании Министерства имущественных отношений Самарской области предоставить Максимовой Г.П. безвозмездно в собственность земельный участок по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес>, а также о восстановлении права Максимовой Г.П. в части рассмотрения ее заявки от 14.11.2012 года на предоставление земельного участка в собственность оставить без удовлетворения, отказать в заявленных требованиях в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 29.11.2013 года.
Председательствующий судья В.Б. Бойко