РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2016г. с. Чара
Каларский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Бабиковой О.С.,
при секретаре Евдокимовой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-210/2016 по иску Д.И.А. к администрации муниципального района «Каларский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о признании незаконными действия по предоставлению жилья, восстановлении в очереди на получение жилья и обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что он является бывшим воспитанником детского дома «Светлячок» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ поступил в Петровск- Забайкальский педагогический колледж на учителя физкультуры и спорта, закончил колледж в ДД.ММ.ГГГГ., в ДД.ММ.ГГГГ поступил в ЗабГГПУ.
ДД.ММ.ГГГГ. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в
получении жилья.
В ДД.ММ.ГГГГ директор детского дома «Светлячок» Ш.С.Н. сообщила по телефону, что ему предоставили квартиру в <адрес>.
В <адрес> он не был с ДД.ММ.ГГГГ., дом, в котором находится квартира не видел, ни каких документов не подписывал. В ДД.ММ.ГГГГ. женился, у него двое маленьких детей, жить он планирует в <адрес>, квартира в <адрес> ему не нужна, тем более, что она находится в ветхом состоянии.
Просит суд признать незаконными действия администрации, выраженные в предоставлении жилого помещения, восстановить его в прежней очереди на получения жилья, обязать администрацию предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства Российской Федерации.
Определением суда от 15.06.2016г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство территориального развития Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
В судебном заседании установлено.
Истец в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в своё отсутствие, на заявленных требованиях настаивает.
Представители ответчиков Администрации муниципального района «Каларский район», Правительства Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края, Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, Министерства территориального развития Забайкальского края, Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации муниципального района «Каларский район» ходатайствует о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представила в суд пояснения по иску, из которых следует, что
квартира, расположенная по адресу <адрес> Д.И.А., бывшему воспитаннику детского дома «Светлячок», предоставлялась в связи с тем, что на момент
распределения он достиг совершеннолетия и проходил обучение в <адрес>.
О том, что ему выделена вышеуказанная квартира было сообщено по телефону бывшим директором детского дома Ш.С.Н. предвидеть, что Д.И.А. не вернется в Каларский район после обучения, представители администрации, органы опеки и попечительства, директор детского дома «Светлячок» не могли.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по сегодняшний день квартира, расположенная по вышеуказанному адресу подверглось естественному износу.
Представители Министерства территориального развития Забайкальского края, Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, ходатайствуют о рассмотрении в отсутствие, представили письменные отзывы.
В отзыве представитель Министерства территориального развития Забайкальского края, считает Министерство территориального развития Забайкальского края ненадлежащим ответчиком.
Решения о предоставлении жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимает Министерство социальной защиты населения Забайкальского края (далее - Минсоцзащиты Забайкальского края).
Министерство в свою очередь на основании информации Минсоцзащиты Забайкальского края о потребности в жилых помещениях, учитывая состояние рынка готового и (или) строящегося жилья, возможность осуществления строительства в соответствующем муниципальном образовании, определяет лишь способ приобретения жилых помещений в собственность края в разрезе муниципальных образований, и осуществляет закупку работ по строительству (участие в долевом строительстве) жилых помещений, в связи с чем просит в удовлетворении искового требования к Министерству территориального развития Забайкальского края, отказать.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Забайкальского края исковые требования не признал, при этом пояснил, что Д.И.А. до достижения 23 лет в Министерство с заявлением о включении его в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот не обращался. Учитывая, что на сегодняшний день Д.И.А. исполнилось 26 лет и имеется договор социального найма, правовые основания для включения его в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда отсутствуют.
Суд, изучив материалы дела, исследовав и проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа приведено в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 данного Закона дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
В связи с вступлением в силу 01 января 2013 года Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок обеспечения жильем лиц, указанной категории изменен, предусмотрено создание и предоставление специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Законом Забайкальского края от 26 декабря 2012 года № 777-ЗЗК «О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края» сформирован единый краевой Список детей - сирот.
Предоставление детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края осуществляется в соответствии с Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 26 февраля 2013 года № 90.
В соответствии с данным Порядком детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано в установленном порядке невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот, лиц из числа детей- сирот жилищного фонда Забайкальского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из анализа выше приведенных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилым помещением, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Согласно представленных сведений Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Д.И.А. ДД.ММ.ГГГГ. рождения, находился в ГОУ Чарский детский дом «Светлячок» с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (ГОУ Чарский детский дом «Светлячок» ликвидирован в 2015г.) и стоял на учете граждан, нуждающихся в помещениях, в сельском поселении «Чарское» с ДД.ММ.ГГГГ
В связи с выделением квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 39,2 кв.м. был снят с учета ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения администрации муниципального района «Каларский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, «О предоставлении жилого помещения Д.И.А.».
В материалы дела представлен договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. заключенный между Администрацией муниципального района «Каларский район» (наймодателем) и гр. Д.И.А..( нанимателем) из которого следует, что наймодатель передает нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное помещение, находящееся в муниципальной собственности, состояшее из двух комнат в одноэтажном брусчатом жилом доме общей площадью 48,7 кв.м., в том числе жилой 39, 2 кв.м. по адресу: <адрес>.
На момент предоставления квартиры Д.И.А. данное жилое помещение аварийным признано не было.
ДД.ММ.ГГГГ. директором ГГОУ Чарский детский дом «Светлячок» Ш.С.Н. действующей на основании Устава, утвержденного Распоряжением Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ. №, являющегося законным представителем воспитанника Д.И.А. квартира была сдана в аренду для временного проживания на период его отсутствия С.Т.А.
В настоящее время в квартире длительное время никто не проживает.
ДД.ММ.ГГГГ. специалистами администрации муниципального района «Каларский район» при осмотре указанной квартры установлено, что в виду физического износа деревянных элементов крыши и потолочного перекрытия наблюдается прогиб кровли. Цоколь разрушен, сгнили нижние венцы здания, происходит разрушение конструкции пола и стен.
Квартира находится в аварийном состоянии, не пригодном для проживания.
При этом судом учитывается то обстоятельство, что истцу с ДД.ММ.ГГГГ было известно о выделении ему жилья, каких либо обращений об отказе от данного жилого помещения и восстановлении в списке лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, от истца не поступало.
К моменту обращения в суд, истцу исполнилось 26 лет. До 23-летнего возраста он не обращался за постановкой на учет как лицо, нуждающееся в предоставлении жилой площади.
Доказательств наличия объективных причин, препятствовавших обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением не представил, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований Д.И.А.
Между тем, законодателем предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, в том числе и гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или неподлежащими реконструкции.
По смыслу приведенной нормы закона предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включение их в какую-либо очередь, при этом и не исключает необходимости их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Для обеспечения жилым помещением по договору социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, гражданин должен быть признан малоимущим и нуждаться в улучшении жилищных условий в силу обеспеченности жильем ниже установленной нормы либо ввиду отсутствия жилья. Эти условия должны быть установлены в их совокупности.
Статьей 2 Закона Забайкальского края от 16 декабря 2009 г. N 309-ЗЗК "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" предусмотрен перечень документов, прилагаемый к заявлению о принятии на учет, в том числе на всех членов семьи.
Так, к заявлению о принятии на учет прилагаются:
1) документы о признании гражданина малоимущим;
2) документы, подтверждающие личность заявителя и состав его семьи (паспорт, свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении члена семьи, решение об усыновлении (удочерении), решение об опеке, судебное решение о признании членом семьи и иные документы);
3) документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
а) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства заявителя и членов его семьи (выписка из домовой книги или копия финансового лицевого счета, заверенные органом или организацией, уполномоченными на их выдачу);
(пп. "а" в ред. Закона Забайкальского края от 06.07.2012 N 688-ЗЗК)
г) справка органов государственной регистрации и органа, осуществляющего техническую инвентаризацию, о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства заявителя и членов его семьи;
4) документы, подтверждающие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди:
а) копия решения о признании жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
Документы, указанные в пункте 2, подпункте "б" пункта 4 части 1 настоящей статьи, а также в случае, если обязанность по их представлению возложена на заявителя, документы, указанные в подпункте "б" пункта 3 части 1 настоящей статьи, представляются в копиях с одновременным представлением оригинала. Копии документов должны быть заверены нотариально, либо органом, выдавшим документ, либо лицом, принимающим документы, после проверки их соответствия оригиналам (в ред. Закона Забайкальского края от 06.07.2012 N 688-ЗЗК).
Согласно ст.4 ЗЗК-№309 решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается органом, осуществляющим учет, по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и представленных заявителем или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 2 настоящего Закона края документов (их копий или содержащейся в них информации) не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления в указанный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 2 настоящего Закона края возложена на заявителя.
Таким образом, истец при доказанности статуса малоимущего и невозможности проживания в предоставленной ему квартире по адресу <адрес> ввиду аварийности, вправе обратиться в администрацию поселения с требованием о предоставлении жилья, отвечающего санитарно – техническим нормам.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Д.И.А., к администрации муниципального района «Каларский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о признании незаконными действия по предоставлению жилья, восстановлении в очереди на получение жилья и обязании предоставить жилое помещение, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд в течение месяца с момента принятия решения.
Судья Каларского районного суда О.С.Бабикова.