№2-758/10-2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Курск 27 января 2014 года
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего – судьи Митюшкина В.В.,
с участием - прокурора Назарова Е.О.
при секретаре – Малиховой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козлова <данные изъяты> к УМВД России по <адрес> о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к ответчику с указанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в органах внутренних дел УМВД России по городу Курску. ДД.ММ.ГГГГ, являясь помощником оперативного дежурного ОП-5 УМВД России по городу Курску в звании прапорщика полиции, обратился с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Стаж службы на тот период составлял более 10 лет, состав семьи – 3 человека (супруга, дочь). При этом помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности, не имел. В жилищную комиссию представил все необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в жилых помещениях. Указанные документы ему и его супруге помогала собирать знакомая ФИО5, проживающая по адресу: <адрес>. В числе документов также были представлены договоры найма жилого помещения, из которых следовало, что он с семьей, якобы, снимал жилье по адресу: <адрес>. Он поинтересовался, для какой цели необходимы указанные документы. ФИО5 пояснила, что «на всякий случай». Однако на основании указанных документов была проведена проверка, результатом которой стало его увольнение из органов внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника полиции. Считает данное увольнение незаконным, поскольку не имел своей целью ввести в заблуждение жилищную комиссию. Представленных документов хватало для постановки его на учет и без указанных договоров, т.е. они ни на что не влияли. Кроме того, в п.12 Правил…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года №1223, указано, что при выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, комиссия возвращает их сотруднику с указанием причин возврата. Ни о каких санкциях речи не идет. Более того, выбранное наказание не соответствует проступку, его тяжести. Ранее он замечаний и нареканий по службе не имел.
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Яковлев В.В. заявленные требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика УМВД России по <адрес> по доверенности Гурова Е.В. в удовлетворении иска просила отказать, поскольку увольнение было произведено в строгом соответствии с положениями действующих нормативно-правовых актов.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
По смыслу указанной нормы, трудовое законодательство применяется к правоотношениям, возникшим при прохождении службы лишь в случаях, если они не урегулированы специальными законами и нормативно-правовыми актами.
Порядок прохождения службы в органах внутренних дел регламентируется Федеральным законом от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Дисциплинарным уставом органов внутренних дел, утвержденных Указом Президента РФ от 14 октября 2012 года №1377, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами МВД РФ.
Согласно пункту п.9 ч.3 ст.82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации…» контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
В соответствии с п.12 ч.1 ст.12, п.2 ч.1 ст. 13 указанного выше ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан, в том числе, не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника; при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
На основании ч.2 ст. 29 ФЗ «О полиции» на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-разыскной деятельности.
В силу п.8 ч.1 ст. 18 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан, в том числе, не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство.
В соответствии с п.4.2 контракта о прохождении службы в органах внутренних дел от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между УМВД России по городу Курску и Козловым С.Е., последний взял на себя обязательства быть верным присяге сотрудника органа внутренних дел, быть честным и преданным порученному делу.
Статьями 51,52 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел…», предусмотрен порядок наложения дисциплинарного взыскания, как-то: должностные лица, их налагающие, и их полномочия, сроки применения дисциплинарного взыскания, ознакомления с приказом; порядок и сроки проведения служебной проверки.
Так пунктами 6,8,11 ст. 51 ФЗ дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка. Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.
В соответствии с чч.1,2,4,5,7 ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации. Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно пп.5,8,9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года №1223, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения); б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; д) справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении; е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы; ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации). При наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений. Сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов).
Судом установлено, что Козлов С.Е. с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел, в том числе в должности помощника оперативного дежурного дежурной части отдела полиции № УМВД России по городу Курску. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа начальника УМВД России по <адрес> № служебный контракт с истцом был расторгнут, он уволен из органов внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел). Основанием к вынесению приказа послужило то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ Козлов С.Е. представил в комиссию УМВД России по <адрес> по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения заведомо подложные документы для признания его нуждающимся в жилых помещениях. Так, из представленных документов следовало, что с ДД.ММ.ГГГГ он проживает в <адрес>, принадлежащей на праве собственности матери ФИО12 в качестве члена семьи. Совместно с ним также проживают члены его семьи – супруга ФИО8, дочь ФИО9. ДД.ММ.ГГГГ Козлов С.Е. с целью быть принятым на учет на получение единовременной социальной выплаты предоставил в комиссию заведомо ложные сведения о том, что с ДД.ММ.ГГГГ он с семьей проживает по адресу: <адрес> на основании договоров найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с собственником жилого помещения ФИО10. На основании указанных документов он составом семьи три человека ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты, определенной в размере 2442656 рублей 75 копеек. В связи с этим работодатель пришел к выводу, что истец пытался неправомерно завладеть указанными средствами федерального бюджета.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проведенной служебной проверки по обстоятельствам совершения дисциплинарного проступка (в том числе неоднократными объяснениями Козлова С.Е., ФИО10, ФИО11, ФИО5, ФИО12, договорами найма жилого помещения, протоколом заседания комиссии по предоставлению единовременной выплаты УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № другими материалами).
Исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности подтверждают факт совершения истцом проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, выразившегося в предоставлении из личной заинтересованности в комиссию УМВД России по <адрес> по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения заведомо ложных сведений о нуждаемости в жилых помещениях, что повлекло за собой возникновение необоснованного права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья из средств федерального бюджета.
Как правильно указал ответчик, своими действиями Козлов С.Е. нарушил требования п.12 ч.1 ст.12, п.2 ч.1 ст. 13 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации…», ч.2 ст. 29 ФЗ «О полиции», п.8 ч.1 ст. 18 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п.4.2 контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, возлагающие на сотрудника органов внутренних дел обязанности: соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты; заботиться о сохранении своих чести и достоинства; не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, в том числе во внеслужебное время; быть честным при принятии решений.
Процедура и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности соблюдены: до наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания от него отобрано объяснение, служебная проверка проведена в установленный законом месячный срок (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за вычетом периода нахождения истца в отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), приказ об увольнении со службы вынесен уполномоченным должностным лицом в пределах своей компетенции, в установленный срок, истец в установленном порядке ознакомлен с приказом.
Доводы истца о том, что представленные в комиссию УМВД России по <адрес> по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения договоры найма жилого помещения не влияли на его право быть признанным нуждающимся в жилых помещениях, поскольку он не был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи 15 квадратных метров и более по фактическому месту жительства, не могут быть приняты во внимание.
Действительно, как следует из представленного в комиссию лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ, по фактическому месту жительства истца и членов его семьи по адресу: <адрес> на площади 94,8 кв.м. зарегистрированы 7 человек (собственник ФИО12, ее супруг ФИО13, истец Козлов С.Е. и члены его семьи, сестра собственника ФИО14 и ее супруг ФИО15). Таким образом, общая площадь жилого помещения на каждого проживающего составляет менее 15 квадратных метров.
Однако судом установлено, что регистрация супругов Карчевских в квартире была произведена незадолго до представления Козловым С.Е. документов о нуждаемости в жилых помещениях в комиссию УМВД России по <адрес> по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а именно ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, из материалов служебной проверки (объяснений Козлова С.Е., ФИО14 и В.В., ФИО12) следует, что ФИО14 и В.В. имеют в собственности трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, проживают у своего сына по адресу: <адрес>, в спорной квартире никогда не проживали.
Таким образом, суд приходит к выводу, что регистрация ФИО14 и В.В. в <адрес> носила фиктивный характер, без намерения проживания последних.
Более того, как было указано ранее, сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов).
С момента регистрации Карчевских в квартире прошло менее 5 лет, соответственно при проверке нуждаемости истца и членов его семьи в жилых помещениях необходимо учитывать обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена без учета вышеуказанных граждан. Учитывая, что в квартире зарегистрированы, а также фактически проживают лишь 5 человек, истец и члены его семьи обеспечены жилым помещением более 15 кв.м. общей площади жилого помещения на человека, соответственно у Козлова С.Е. отсутствуют основания для признания права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Также не являются основанием для удовлетворения заявленных требований доводы истца и его представителя о том, что наложенное работодателем взыскание не соответствует тяжести проступка.
Согласно п. 40 Дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением.
По смыслу действующего законодательства служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего указанным требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка.
Предоставление сотрудником органов внутренних дел из личной заинтересованности заведомо ложных сведенийо нуждаемости в жилых помещениях, повлекшее за собой возникновение необоснованного права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, и соответственно, возможность завладения денежными средствами федерального бюджета, свидетельствует о совершении проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, его тяжести, является самостоятельным, достаточным и безусловным основанием для увольнения из органов внутренних дел.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований о восстановлении на службе, а также производных требований о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Козлова <данные изъяты> к УМВД России по <адрес> о восстановлении на работе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Полное и мотивированное решение стороны могут получить ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов.
Судья