24RS0032-01-2020-004910-15
Дело 2-1266/2021 (2-4350/2020)
Решение
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 17 мая 2021 года.
Ленинский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бойко И.А.,
с участием представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Ленинского района г.Красноярска Рединой О.Г.,
при секретаре Поляковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасенко Ольги Александровны к администрации г.Красноярска о переводе нежилого помещения в жилое и признании права собственности на жилое помещение,
установил:
Афанасенко О.А. обратилась в суд с иском к администрации г.Красноярска о переводе нежилого помещения, являющегося общим имуществом МКД в жилое помещение и признании права собственности на него.
Требования мотивировала тем, что 13.08.2004г. Афанасенко О.А. приобрела по договору купли-продажи жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №. В жилой квартире Афанасенко О.А. находится нежилое помещение №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, в отношении которого сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. По мнению истца, нежилое помещение № является неотъемлемой частью жилой квартиры, принадлежащей Афанасенко О.А. на праве собственности. Истец с 2004 года пользуется данным нежилым помещение, никаких реконструкций не производила. Нежилое помещение является самостоятельным объектом недвижимости, входит в состав МКД, расположено на первом этаже МКД. Проход в нежилое помещение можно осуществлять только через квартиру Афанасенко О.А., что является недопустимым. Истец открыто, добросовестно пользуется данным помещение, несет бремя его содержания, производит ремонт, оплачивает электроэнергию, так как в данном помещении отсутствует прибор учета электроэнергии. В связи с открытым, добросовестным, давностным владением истец просила изменить статус нежилого помещения №, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, признав его жилым помещением, присоединив данное помещение к квартиру <адрес> и признать право собственности Афанасенко О.А. на жилое помещение №, расположенное по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в силу приобретательной давности.
Определением Ленинского районного суда г.Красноярска от 02.02.2021г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечены Департамент градостроительства администрации г.Красноярска, администрация Ленинского района г.Красноярска, ООО УК «Базис».
В судебное заседание истец и её представитель Коротнева Л.Б. не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Представитель ответчика администрации г.Красноярска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации Ленинского района г.Красноярска Редина О.Г. в судебном заседании исковые требования не признала и показала, истец в установленном законом порядке разрешение на переоборудование жилого помещения не получала, уведомление о реконструкции жилого помещения либо о завершении реконструкции жилого помещения, о переводе нежилого помещения (общего имущества МКД) в жилое помещение не оформляла, в связи с чем, право собственности у истицы на нежилое помещение не возникло. Спорное нежилое помещение №, расположенное на первом этаже многоквартирного жилого дома <адрес> принадлежит на праве собственности всем собственникам МКД. Согласно экспликации нежилое помещение не является частью квартиры, в связи с чем, не может быть присоединено к жилому помещению в рамках реконструкции жилого помещения. Кроме того, принятие решения в отношении общего имущества многоквартирного жилого дома относится к компетенции общего собрания собственников многоквартирного жилого дома, полагала исковые требования не обоснованными и не подлежащим удовлетворению.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент градостроительства администрации г.Красноярска, ООО УК «Базис» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Выслушав представителя Редину О.Г., исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования Афанасенко О.А. не подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно пункту 2 раздела I «Определение состава общего имущества» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются в том числе межквартирные лестничные площадки и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации многоквартирного дома, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого помещения и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
В силу указанных норм права, ограждающие несущие стены, технические подвалы и вестибюли входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (часть 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 40 данного кодекса, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о реконструкции многоквартирного дома относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Частью 2 статьи 51 названного кодекса установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3 части 11 данной статьи).
Из содержания нормы 55.24 данного кодекса следует, что отношения по эксплуатации зданий, сооружений являются градостроительными отношениями и составляют предмет регулирования градостроительного законодательства, включающего в том числе и нормативные правовые акты Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должно осуществляться их техническое обслуживание, проводимое в целях обеспечения надлежащего технического состояния этих зданий, сооружений, под которым понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
В соответствии с пунктом 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, не допускаются.
В судебном заседании установлено, что истица является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № на основании договора купли-продажи квартиры от 13.08.2014г.
Согласно выписке из технического паспорта квартиры № от 05.01.2004г., данная квартира является однокомнатной, расположена первом этаже панельного жилого дома, санузел раздельный, включает в себя жилую площадь <данные изъяты> кв.м., общую площадь <данные изъяты> кв.м.
В соответствии с техническим планом перепланировки от 31.08.2017г., после перепланировки площадь вышеуказанной квартиры стала составлять <данные изъяты> кв.м. в связи со включением в общую площадь помещения, площадью <данные изъяты> кв.м. По заключению кадастрового инженера Герасименко А.В. помещение, площадью <данные изъяты> кв.м. не является обособленным и изолированным, входе в помещение проходит через квартиру №.
Между тем, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 31.07.2020г. в Управлении Росреестра по Красноярскому краю на кадастровый учет поставлено 17.01.2011г. нежилое помещение <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., назначение нежилое, наименование «Учреждение», с кадастровым номером №.
Из инвентарного дела на нежилое помещение №2 с кадастровым номером № видно, что данное помещение с назначением «учреждение», располагающееся рядом с однокомнатной квартирой № имеет отдельный вход со стороны лестничной площадки, является изолированным, в связи с чем, доводы истца о том, что данное нежилое помещение ранее не было изолированным и имело вход только через квартиру №112 суд находит не состоятельными.
В судебном заседании истцом не представлено сведений о согласии собственников МКД на включение нежилого помещения в состав квартиры № и передачи его в собственность Афанасенко О.А.
В связи с изложенным, исковые требования Афанасенко О.А. об изменении статуса нежилого помещения № с кадастровым номером №, находящимся по адресу <адрес> помещение №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. и перевод его в жилое помещение, признании права собственности Афанасенко О.А. на жилую площадь <данные изъяты> кв.м. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Исковое требование о признании жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. единым объектом путем включения в него нежилого помещения № удовлетворению не подлежат, поскольку согласия всех собственников многоквартирного дома <адрес> на включение нежилого помещения в состав квартиры № не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 234-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Афанасенко Ольги Александровны к администрации г.Красноярска об изменении статуса нежилого помещения, признании права собственности на жилое помещение, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда. Дата составления мотивированного решения суда 21.05.2021г.
Судья И.А. Бойко