2-308/2012 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Грибановский 08 октября 2012 года
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Протасовой Л.В.,
с участием руководителя отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Макаровой А.И.,
представителя третьего лица управления лесного хозяйства по Воронежской области Морозовой Г.В., действующей на основании доверенности,
при секретаре Маковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Территориального управления Росимущества в Воронежской области к отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района Воронежской области и Муратову Андрею Михайловичу о признании недействительным договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Росимущества в Воронежской области обратилось в суд с вышеназванным иском, в котором просит признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ из категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес> а, разрешенное использование: для строительства кафе в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 2900 кв.м. заключенный между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района и Муратовым А.М.
В обосновании иска ссылается на то, что у отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района Воронежской области не было полномочий на распоряжение федеральной собственностью.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области в судебное заседание не явился, но прислал письменные пояснения, а также просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Из письменных пояснений представителя истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района Воронежской области и Муратовым Андреем Михайловичем заключен договор аренды земельного участка - из категории земель населённых пунктов, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, разрешённое использование для строительства кафе в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 2 900 кв.м.
Управление лесного хозяйства Воронежской области поддерживает заявленные требования и считает, что данный договор аренды является недействительным по следующим основаниям.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (п.2 ст. 9 Земельного кодекса).
На основании ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 08. 11. 2006 года № 200-ФЗ и ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ» от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ установлено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательство, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ).
Земельный участок, представленный Муратову А.М. в соответствии с материалами лесоустройства входит в границы земель лесного фонда, на которой зарегистрировано право собственности Российской Федерации и является частью квартала 13 Грибановского участкового лесничества Теллермановского лесничества.
Право собственности зарегистрировано в ГУЮ «ВОЦГРПН», о чём в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02 июня 2004 года сделана запись регистрации №.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляют предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В свою очередь, спорный земельный участок является федеральной собственностью, и полномочия по распоряжению им есть только у собственника - Российской Федерации.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории:
-п. 2 земли населённых пунктов;
-п. 5-земли лесного фонда.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории.
-землями населённых пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населённых пунктов (п.1 ст. 83 Земельного кодекса РФ)
-к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления,- вырубки, гари, редины, прогалины, дороги, болота и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства населенные земли (просеки, дороги, болота и другие) (п. 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, заключенный договор аренды фактически изменяет целевое назначение спорного участка.
На основании ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель РФ находящихся в федеральной собственности из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ. Так как такого решения о переводе спорного лесного участка в земли населённых пунктов не было, следовательно, прав на распоряжение указанным лесным участком у администрации Грибановского муниципального района Воронежской области не возникло.
Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного Кодекса РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Спорный лесной участок является федеральной собственностью, на него распространяются нормы федерального законодательства. Кроме того полномочия по распоряжению лесными участками есть только у собственника - Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливаются общие положения, касающиеся перевода земель в иные категории. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации.
Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае организации особо охраняемых природных территорий; установления или изменения границы населённого пункта; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
Перевод земель лесного фонда в категорию земель населённых пунктов должен осуществляться в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 48 « О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий».
Перевод спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли населённых пунктов осуществлён не был. Соответственно, у администрации Грибановского муниципального района Воронежской области не возникло прав распоряжаться земельным участком, находящимся в федеральной собственности. Просит исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Ответчик Муратов А.М. в судебное заседание не явился, хотя о дне, месте и времени был извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть иск в его отсутствие по имеющимся доказательствам.
Руководитель отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Макарова А.И. не возражает в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица, управления лесного хозяйства Воронежской области Морозова Г.В., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования истцом полностью поддержала, просит удовлетворить.
Представитель третьего лица Грибановского отдела филиала ФГБУ « ФКП Росреестр» по Воронежской области в судебное заседание не явился, хотя о дне, месте и времени был извещён надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть иск в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 166 ГК РФ гласит, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспаривая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 года «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
По данным свидетельства о государственной регистрации права от 02 июня 2004 года серии № Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
По ходатайству представителя лесного хозяйства Воронежской области в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ была назначена землеустроительная экспертиза.
Из экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок, площадью 2900 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес> Участок поставлен на кадастровый учет как «земли населенных пунктов» накладывается (пересекается) на границу лесного квартала 13 Грибановского участкового лесничества Теллермановского лесничества, полностью (всей площадью). Земельный участок, поставленный на кадастровый учёт как «земли населённых пунктов» под кадастровым номером № относится к категории земель - земли лесного фонда. Земельный участок с кадастровым номером № входит в состав земель лесного фонда согласно материалам лесоустройства 2003 года.
Указанное письменное доказательство суд находит достоверным, поскольку экспертиза выполнена сотрудником областного государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Управление природных ресурсов», начальником отдела топографо-геодезической деятельности Каданцевым Е.А.. Организация имеет лицензию на производство данных работ.
Выводы эксперта, имеющего высшее образование по специальности « Землеустройство» квалификацию инженер-землеустроитель, стаж работы с 1996 года в области землеустройства и землеустроительной документации не содержит условностей, сомнений, даны в категоричной форме.
Кроме того, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района Воронежской области и Муратовым А.М. был заключен договор аренды земельного участка - из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес> а, разрешенное использование: для строительства кафе в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 2900 кв.м.
Однако при предоставлении Муратову А.М. спорного земельного участка арендодатель (отдел по управления муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района Воронежской области) при отсутствии на это надлежащих полномочий, распорядился федеральной собственностью. Это подтверждается постановлением № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Правом на распоряжение оспариваемым земельным участком принадлежало Управлению лесного хозяйства Воронежской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ из категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес> а, разрешенное использование: для строительства кафе в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 2900 кв.м. заключенный между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района и Муратовым Андреем Михайловичем.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца, со дня изготовления его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено
ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: Л.В. ПРОТАСОВА
2-308/2012 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Грибановский 08 октября 2012 года
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Протасовой Л.В.,
с участием руководителя отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Макаровой А.И.,
представителя третьего лица управления лесного хозяйства по Воронежской области Морозовой Г.В., действующей на основании доверенности,
при секретаре Маковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Территориального управления Росимущества в Воронежской области к отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района Воронежской области и Муратову Андрею Михайловичу о признании недействительным договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Росимущества в Воронежской области обратилось в суд с вышеназванным иском, в котором просит признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ из категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес> а, разрешенное использование: для строительства кафе в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 2900 кв.м. заключенный между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района и Муратовым А.М.
В обосновании иска ссылается на то, что у отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района Воронежской области не было полномочий на распоряжение федеральной собственностью.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области в судебное заседание не явился, но прислал письменные пояснения, а также просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Из письменных пояснений представителя истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района Воронежской области и Муратовым Андреем Михайловичем заключен договор аренды земельного участка - из категории земель населённых пунктов, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, разрешённое использование для строительства кафе в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 2 900 кв.м.
Управление лесного хозяйства Воронежской области поддерживает заявленные требования и считает, что данный договор аренды является недействительным по следующим основаниям.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (п.2 ст. 9 Земельного кодекса).
На основании ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 08. 11. 2006 года № 200-ФЗ и ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ» от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ установлено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательство, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ).
Земельный участок, представленный Муратову А.М. в соответствии с материалами лесоустройства входит в границы земель лесного фонда, на которой зарегистрировано право собственности Российской Федерации и является частью квартала 13 Грибановского участкового лесничества Теллермановского лесничества.
Право собственности зарегистрировано в ГУЮ «ВОЦГРПН», о чём в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02 июня 2004 года сделана запись регистрации №.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляют предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В свою очередь, спорный земельный участок является федеральной собственностью, и полномочия по распоряжению им есть только у собственника - Российской Федерации.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории:
-п. 2 земли населённых пунктов;
-п. 5-земли лесного фонда.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории.
-землями населённых пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населённых пунктов (п.1 ст. 83 Земельного кодекса РФ)
-к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления,- вырубки, гари, редины, прогалины, дороги, болота и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства населенные земли (просеки, дороги, болота и другие) (п. 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, заключенный договор аренды фактически изменяет целевое назначение спорного участка.
На основании ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель РФ находящихся в федеральной собственности из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ. Так как такого решения о переводе спорного лесного участка в земли населённых пунктов не было, следовательно, прав на распоряжение указанным лесным участком у администрации Грибановского муниципального района Воронежской области не возникло.
Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного Кодекса РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Спорный лесной участок является федеральной собственностью, на него распространяются нормы федерального законодательства. Кроме того полномочия по распоряжению лесными участками есть только у собственника - Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливаются общие положения, касающиеся перевода земель в иные категории. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации.
Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае организации особо охраняемых природных территорий; установления или изменения границы населённого пункта; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
Перевод земель лесного фонда в категорию земель населённых пунктов должен осуществляться в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 48 « О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий».
Перевод спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли населённых пунктов осуществлён не был. Соответственно, у администрации Грибановского муниципального района Воронежской области не возникло прав распоряжаться земельным участком, находящимся в федеральной собственности. Просит исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Ответчик Муратов А.М. в судебное заседание не явился, хотя о дне, месте и времени был извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть иск в его отсутствие по имеющимся доказательствам.
Руководитель отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Макарова А.И. не возражает в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица, управления лесного хозяйства Воронежской области Морозова Г.В., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования истцом полностью поддержала, просит удовлетворить.
Представитель третьего лица Грибановского отдела филиала ФГБУ « ФКП Росреестр» по Воронежской области в судебное заседание не явился, хотя о дне, месте и времени был извещён надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть иск в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 166 ГК РФ гласит, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспаривая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 года «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
По данным свидетельства о государственной регистрации права от 02 июня 2004 года серии № Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
По ходатайству представителя лесного хозяйства Воронежской области в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ была назначена землеустроительная экспертиза.
Из экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок, площадью 2900 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес> Участок поставлен на кадастровый учет как «земли населенных пунктов» накладывается (пересекается) на границу лесного квартала 13 Грибановского участкового лесничества Теллермановского лесничества, полностью (всей площадью). Земельный участок, поставленный на кадастровый учёт как «земли населённых пунктов» под кадастровым номером № относится к категории земель - земли лесного фонда. Земельный участок с кадастровым номером № входит в состав земель лесного фонда согласно материалам лесоустройства 2003 года.
Указанное письменное доказательство суд находит достоверным, поскольку экспертиза выполнена сотрудником областного государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Управление природных ресурсов», начальником отдела топографо-геодезической деятельности Каданцевым Е.А.. Организация имеет лицензию на производство данных работ.
Выводы эксперта, имеющего высшее образование по специальности « Землеустройство» квалификацию инженер-землеустроитель, стаж работы с 1996 года в области землеустройства и землеустроительной документации не содержит условностей, сомнений, даны в категоричной форме.
Кроме того, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района Воронежской области и Муратовым А.М. был заключен договор аренды земельного участка - из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес> а, разрешенное использование: для строительства кафе в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 2900 кв.м.
Однако при предоставлении Муратову А.М. спорного земельного участка арендодатель (отдел по управления муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района Воронежской области) при отсутствии на это надлежащих полномочий, распорядился федеральной собственностью. Это подтверждается постановлением № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Правом на распоряжение оспариваемым земельным участком принадлежало Управлению лесного хозяйства Воронежской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ из категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес> а, разрешенное использование: для строительства кафе в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 2900 кв.м. заключенный между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Грибановского муниципального района и Муратовым Андреем Михайловичем.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца, со дня изготовления его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено
ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: Л.В. ПРОТАСОВА