ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 марта 2019 года по делу N 33-3437/19
Судья: Молодцова Л.И.
27 марта 2019 года город Волгоград судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Ванюхина Н.Н.
судей: Колгановой В.М., Грымзиной Е.В.
при секретаре Лузине Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой Е. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в Котельниковском районе Волгоградской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным в части, о включении в стаж педагогической деятельности периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии, взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе Воробьевой Е. В. на решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 10 января 2019 года которым:
в удовлетворении вышеуказанных требований Воробьевой Е. В. было отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав представителя Воробьевой Е.В. – Прохоренко А.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (Государственного учреждения) в Котельниковском районе Волгоградской области – Квочкиной Д.И. на доводы жалобы,
установила:
Воробьева Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в Котельниковском районе Волгоградской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным в части, о включении в её стаж педагогической деятельности периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии, взыскании судебных расходов, в обоснование требований указав на то, что решением от 29 октября 2018 года ответчик отказал ей в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия необходимых 25 лет стажа педагогической работы. При этом, ответчиком в её специальный стаж не были включены периоды работы: с 20 августа 1990 года по 15 августа 1991 года – в должности старшей пионервожатой Красноярской средней школы, с 1 сентября 1991 года по 15 июня 1994 года – обучение в Волгоградском педагогическом училище № 2 по мотиву того, что период работы в должности пионервожатой не может быть засчитан в стаж на соответствующих видах работ, так как до 1 октября 1993 года отсутствуют периоды работы по Перечню учреждений, организаций и должностей № 1397, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а период учебы не засчитан по причине не соблюдения п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
По её мнению, ответчик незаконно исключил из льготного стажа указанные периоды, поскольку согласно п.2 данного Положения учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности. Работа в должности старшей пионервожатой в спорный период дает ей право на льготное пенсионное обеспечение, поскольку на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости ею было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии.
На основании изложенного, истец с учётом уточнённых требований просила суд: признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Котельниковском районе Волгоградской области об отказе в назначении пенсии Воробьевой Е.В. № 586598 от 29 октября 2018 года незаконным в части не включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости вышеуказанных периодов; назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения за её назначением – с 30 июля 2018 года; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Воробьева Е.В. оспаривает законность и обоснованность решения суда в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с 20 августа 1990 года по 15 августа 1991 года – в должности старшей пионервожатой Красноярской средней школы, и просит его в указанной части отменить, постановить новое решение об удовлетворении данных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
По смыслу указанной нормы решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 год N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Как следует из материалов дела, 30 июля 2018 года Воробьева Е.В. обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии.
Решением пенсионного фонда от 29 октября 2018 года № 586598 в назначении указанной пенсии истцу было отказано в связи с недостаточным стажем педагогической деятельности. В специальный (педагогический) стаж истца включено 23 года 01 месяц 8 дней, при требуемом стаже 25 лет. Ответчик не включил в педагогический стаж истца период ее работы с 20 августа 1990 года по 15 августа 1991 года – в должности старшей пионервожатой. Отказывая истцу во включении данного периода в специальный стаж, ответчик исходил из того, что период работы в должности пионервожатой не может быть засчитан в стаж на соответствующих видах работ, так как до 1 октября 1993 года отсутствуют периоды работы по Перечню учреждений, организаций и должностей № 1397, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Разрешая заявленные Воробьевой Е.В. требования и удовлетворяя их частично, суд указал на отсутствие оснований для возложения на ответчика обязанности включить истцу в специальный стаж период ее работы с 20 августа 1990 года по 15 августа 1991 года в должности старшей пионервожатой, и исходил из того, что Положение от 17 декабря 1959 года N 1397, утратившее силу с 1 октября 1993 года, к настоящим правоотношениям неприменимо, ввиду отсутствия у истца на момент спорного периода времени стажа работы педагогической деятельности.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Воробьева Е.В. в период времени с 20 августа 1990 года по 15 августа 1991 года работала в должности старшей пионервожатой в МКОУ Красноярской СШ Котельниковского района Волгоградской области.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
В период работы истца в должности пионервожатой действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, в соответствии с пунктом 2 которого в стаж работы учителей засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Согласно пункту 4 этого же Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Положением о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина, утвержденным Бюро ЦК ВЛКСМ 17 марта 1967 года, предусматривались должности старшего и отрядного пионерского вожатого, указано, что деятельность вожатых определяется "Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом".
Приказом Минпроса СССР от 20 февраля 1978 года № 24 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения" утверждена квалификационная характеристика старшего пионервожатого, который организует пионерскую работу в школе.
Таким образом, учитывая, что понятие "пионервожатый" включает в себя старшего пионервожатого и отрядного пионервожатого, соответственно, работа в должности старшей пионервожатой в школе подлежала зачету в специальный стаж по пункту 2 Положения № 1397, но при условии, если работником было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Работая в должности старшей пионервожатой в МКОУ Красноярской СШ Котельниковского района Волгоградской области в период с 20 августа 1990 года по 15 августа 1991 года истец имела право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Истец, на момент обращения за назначением пенсии, выработала более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях и на должностях, работа в которых дает право на пенсию в связи с педагогической работой, так как сам ответчик зачел в ее специальный стаж 23 года 1 месяц 8 дней такого стажа, при том, что 2/3 стажа от 25 лет составляет 16 лет 8 месяцев.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе Воробьевой Е.В. в удовлетворении требований о признании незаконным решения пенсионного фонда в части не включения в специальный стаж периода работы с 20 августа 1990 года по 15 августа 1991 года в должности старшей пионервожатой в МКОУ Красноярской СШ и возложении на ответчика обязанности включить истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, указанный период, нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении исковых требований.
Поскольку с учетом включенных ответчиком и судом периодов работы, специальный стаж работы истца, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" к моменту обращения истца к ответчику за её назначением отсутствует и составляет 24 года 26 дней, оснований для назначения досрочной страховой пенсии Воробьевой Е.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 10 января 2019 года по гражданскому делу по иску Воробьевой Елены Васильевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в Котельниковском районе Волгоградской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным в части, о включении в её стаж педагогической деятельности периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии, взыскании судебных расходов – отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Котельниковском районе Волгоградской области об отказе в назначении пенсии № 586598 от 29 октября 2018 года в части не включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 20 августа 1990 года по 15 августа 1991 года – в должности старшей пионервожатой Красноярской средней школы; возложении обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 20 августа 1990 года по 15 августа 1991 года – в должности старшей пионервожатой Красноярской средней школы, и постановить в указанной части новое решение, которым исковые требования Воробьевой Е. В. в этой части удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Котельниковском районе Волгоградской области об отказе в назначении пенсии № 586598 от 29 октября 2018 года в части не включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 20 августа 1990 года по 15 августа 1991 года – в должности старшей пионервожатой Красноярской средней школы.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Котельниковском районе Волгоградской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 20 августа 1990 года по 15 августа 1991 года – в должности старшей пионервожатой Красноярской средней школы.
В остальной части решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 10 января 2019 года – оставить без изменения.
Председательствующий –
Судьи –