РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2013 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Жуля А.В.
с участием представителей Военного комиссариата Красноярского края Петровой О.Н. и Кублицкой Л.Г.,
старшего помощника военного прокурора Красноярского гарнизона Меркулова А.Г.,
заинтересованного лица Чалкина А.И. и его представителя Евгеньевой С.В.,
при секретаре Дряхловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Военного комиссариата Красноярского края о признании незаконным и отмене представления военного прокурора Красноярского гарнизона,
У с т а н о в и л:
Военный комиссариат Красноярского края обратился в суд с указанным заявлением просит признать незаконным и отменить представление военного прокурора Красноярского гарнизона об устранении нарушений законов от 16.08.2013 года № 4368, в части принятия мер по обеспечению гражданина Чалкина А.И. пенсией за выслугу лет от Министерства обороны Российской Федерации. Требования заявления мотивированы тем, что военный комиссариат не согласен с вынесенным представлением военной прокуратуры и считает, что данными требованиями военная прокуратуры незаконно возлагает на военный комиссариат обязанности по назначению пенсии Чалкину А.В., так как на момент обращения в военный комиссариат с заявлением на выплату пенсии Чалкин А.В. не являлся гражданином Российской Федерации, вида на жительство в Российской Федерации не имел, а также состоял на постоянном регистрационном учете по месту жительства в Республике Украина, в связи с чем, временно проживая на территории Российской Федерации, и не желая сниматься с регистрационного учета в Республике Украина, Чалкин А.И. подлежит пенсионному обеспечению на территории Республики Украина, что полностью совпадает с нормами Соглашения о гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств- участников Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 года и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 года.
В судебном заседании представители Военного комиссариата Красноярского края требования заявления поддержали по основаниям изложенным в нем, дополнительно показали, что отказ Чалкину А.И. связан в том числе с разъяснениями данными Федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения МО РФ по Свердловской области» от февраля 2013 года, которые являются обязательными для исполнения Военным комиссариатом Красноярского края, в связи с чем, вины последнего в данных действиях не имеется.
Старший помощник военного прокурора Красноярского гарнизона, Чалкин А.И., а также представитель последнего в судебном заседании требования заявления не признали, просили отказать в их удовлетворении, так как Чалкин А.И. переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республики Украина, следовательно должен получать пенсию в Российской Федерации. При выезде из Республики Украина Чалкин А.И. не снялся с регистрационного учета, так как данная процедура, при выезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию занимает около года, а Чалкин А.И. выезжал из Республики Украина в экстренном порядке, по состоянию здоровья.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что оснований для удовлетворения требований заявления не имеется по следующим основаниям.
Так, в судебном заседании установлено, что Чалкин А.И. после увольнения с военной службы из рядов вооруженных сил СССР проживал в г. Луганске Республики Украина и получал пенсию по месту жительства, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось, а также подтверждается удостоверением серии Р № 131311 на имя Чалкина А.И.
С 01.05.2013 года выплата пенсии Чалкину А.И. в Республике Украина прекращена, в связи с выездом Чалкина А.И. на постоянное место жительство в Россию, что подтверждается аттестатом о снятии с учета в связи с выездом на постоянное место жительство за границу от 08.04.2013 года № 62 выданным Главным управлением Пенсионного фонда Украины в Луганской области, также Чалкину А.И. на руки было выдано его пенсионное дело, в соответствии с которым он получал пенсию.
По приезду в г. Красноярск Российской Федерации Чалкин А.И. 18.04.2013 года передал свое пенсионное дело в военный комиссариат по Советскому и Центральному району г. Красноярска, что подтверждается росписью о получении и штампом военного комиссариата на сопроводительном письме начальника отдела финансового и социального обеспечения Луганского облвоенкомата от 09.04.2013 года, в котором также указано, что пенсионное дело Чалкина А.И. направляется в военный комиссариат Красноярского края в связи с переездом Чалкина А.И. на постоянное место жительства по адресу: Российская Федерация, г. Красноярск, ул. Воронова, д. <адрес> <адрес>.
24 июня 2013 года Чалкин А.И. встал на регистрационный учет по месту жительства, сроком до 07.06.2016 года, по адресу: г. Красноярск, ул. Воронова, д. <адрес> <адрес>, получив разрешение на временное проживание, что подтверждается штампами в паспорте Чалкина А.И. При этом, постоянная регистрация у Чалкина А.И. осталась в Республике Украина, по адресу: Украина, г. Луганск, ул. Острая могила, №.
08 июля 2013 года Чалкин А.И. обратился в военный комиссариат по Советскому и Центральному району г. Красноярска с заявлением о назначении пенсии. Однако ответом от 15.07.2013 года Чалкину А.И. отказано в выплате пенсии, в связи с тем, что он не снялся с регистрационного учета по месту жительства в Республике Украина.
Не согласившись с данным ответом Чалкин А.И. обратился с заявлением в военную прокуратуру Красноярского гарнизона.
По результатам рассмотрения заявления Чалкина А.И. 16.08.2013 года за № 4368 ВрИО военного прокурора Красноярского гарнизона в адрес военного комиссара Красноярского края внесено представление, с предложением:
Принять конкретные меры к немедленному устранению выявленных нарушений, для чего:
- рассмотреть настоящее представление на совещании с подчиненными ему должностными лицами центра социального обеспечения с участием прокурорского работника, потребовав от них строгого соблюдения требований законов в своей служебной деятельности;
- привести деятельность центра социального обеспечения военного комиссариата Красноярского края в строгое соответствие законодательству, обязав начальника центра принять меры по обеспечению гражданина Чалкина А.И. пенсией за выслугу лет.
2. За допущенные нарушения закона рассмотреть вопрос о привлечении начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Красноярского края Мусаеляна Ю.В. к установленной законом дисциплинарной ответственности.
После внесения указанного представления, Чалкин А.И. 19.09.2013 года снялся с регистрационного учета по месту жительства в Республике Украина.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно ч.3 ст.22 указанного Закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: вносит представление об устранении нарушений закона.
В соответствии со ст.24 указанного Закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с положениями ст.1 Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст.6 данного Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Украина является одной из сторон межгосударственного Соглашения стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года.
Соглашение от 13 марта 1992 года закрепило основные принципы пенсионного обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории одного из государств-участников СНГ и реализуют это право на территории другого государства-участника Соглашения. Одним из них является принцип сохранения приобретенного права на пенсию за лицами, находящимися вне территории государства, по законодательству которого она назначена.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" миграционная карта, разрешение на временное проживание подтверждают право иностранного гражданина на временное проживание на территории Российской Федерации. Право на постоянное проживание в Российской Федерации подтверждается видом на жительство.
Вместе с тем правовые основания назначения и выплаты пенсий военнослужащим регулируются Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (с последующими изменениями и дополнениями).Статьей 56Статьей 56 указанного Закона предусмотрено, что выплата пенсий производится по месту жительства или по месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 51 Закона, основанием для назначения пенсии является заявление лица, которому назначается пенсия.
При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ст. 7, Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения").
При переселении гражданина получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем (абз. 6 п. 1Письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18).
При таких обстоятельствах у военного комиссариата Красноярского края отсутствовали основания для в отказа Чалкину А.И. в назначении и выплате пенсии, проживающему и зарегистрированному на территории РФ, согласно статье 13 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, а также учитывая, что представление прокурором внесено в рамках предоставленных ему полномочий, то оснований для признания представления военного прокурора Красноярского гарнизона незаконным не имеется, в связи с чем, в удовлетворении требований заявления следует отказать.
Доводы заявителя о том, что отказ Чалкину А.И. в назначении пенсии, связан с отсутствием вида на жительство, а также наличием постоянной регистрации по месту жительства в Республике Украина, необоснован, поскольку все целенаправленные и последовательные действия Чалкина А.И. свидетельствуют о намерении и фактическом постоянном проживании в РФ: переезд в Российскую Федерацию, временная регистрация, подача заявления о пересылке пенсионного дела по месту жительства в Российской Федерации, предоставление пенсионного дела по месту жительства на территории Российской Федерации, отказ от получения пенсии на территории другого государства с 01.05.2013 года, получение разрешения на проживание на территории РФ сроком до 2016 года. При этом следует учитывать, что до получения вида на жительство гражданин должен прожить на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание не менее одного года.
Чалкин А.И. с момента приезда для проживания в Российскую Федерацию проживает на ее территории постоянно, непрерывно, длительно. Законодателем срок длительности проживания не определен.
Также является необоснованным довод заявителя, о том, что отказ Чалкину А.И. в назначении пенсии произведен во исполнение указаний Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения МО РФ по Свердловской области» от февраля 2013 года, так как исходя из анализа данного указания следует, что оно направлено на исключение получения пенсии в двух государствах одновременно, в данном же случае Чалкин А.И. представил в военный комиссариат по Советскому и Центральному району г. Красноярска свое пенсионное дело, что исключало его возможность на получение пенсии в Республике Украина.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении требований заявления Военного комиссариата Красноярского края о признании незаконным и отмене представления военного прокурора Красноярского гарнизона- отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивировочной части.
Председательствующий подпись А.В. Жуль
Мотивировочная часть решения изготовлена 15 октября 2013 года.
Верно:
Судья А.В. Жуль