дело №а-619/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2018 года г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смирнова Н.В. к главному бухгалтеру ФК ЛПУ РБ-2 УФСИН России по Республике Карелия Бережной Т.В., Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Республиканская больница № 2» УФСИН России по Республике Карелия, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании действий незаконными,
установил:
Смирнов Н.В. обратился с административным иском по тем основаниям, что отбывает уголовное наказание в местах лишения свободы, с 16.03.2018 по 09.04.2018 был этапирован на лечение в Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 10» ФСИН России. <данные изъяты> ФК ЛПУ «Республиканская больница № 2» УФСИН России по РК Бережной Т.В. из пенсии Смирнова Н.В. произведены удержания в возмещение расходов по содержанию административного истца в лечебном учреждении в сумме 2109 руб. 04 коп., в том числе за питание 1277 руб. 12 коп. и коммунально-бытовые услуги 831 руб. 92 коп. Действия по удержанию денежных сумм Смирнов Н.В. полагает незаконными, нарушающими положения ст. 41 Конституции РФ, ч. 5 ст. 99 УИК РФ и положения Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Административный истец просит признать действия <данные изъяты> ФК ЛПУ РБ-2 Бережной Т.В. по удержанию денежных сумм незаконными, обязать вернуть удержанные денежные средства на его лицевой счет в ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК.
С учетом характера заявленного требования, ст. ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, пп. 3 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, абз. 6 п. 7 Положения о ФСИН России, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, на основании ч. 5 ст. 41 КАС РФ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России.
Участие административного истца в судебном заседании обеспечено посредством видеоконференц-связи.
В судебном заседании административный истец Смирнов Н.В. требования по изложенным основаниям поддержал, просил взыскать незаконно удержанные денежные средства с надлежащего ответчика. Дополнил, что является <данные изъяты>. В ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 10» проходил лечение, имеет право на получение бесплатной медицинской помощи и лечения.
Представитель административного ответчика ФК ЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК по доверенности Русакова Е.А. в судебном заедании против административного иска возражала, полагая действия по удержанию из доходов Смирнова Н.В. расходов на его содержание законными, соответствующими ст. 107, ч. 4 ст. 99 УИК РФ и не нарушающими право административного истца. Поскольку Смирнов Н.В. является <данные изъяты>, действие ч. 5 ст. 99 УИК на него не распространяется. Размер удержаний обоснован периодом пребывания и справкой-расчетом стоимости пребывания в Учреждении.
Административный ответчик Бережная Т.В. не явилась, надлежаще извещена, просила о рассмотрении дела без её участия. Ранее в судебном заседании 28.08.2018 поддержала позицию представителя ФК ЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК.
Представитель административного ответчика ФСИН России не явился, извещен, в представленных возражениях просит в удовлетворении административного иска отказать. Поясняет, что в соответствии со ст. 107 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с ч. 4 ст. 99 УИК РФ. Согласно ч. 4 ст. 99 УИК РФ осужденные, получающие заработную плату и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Исключение составляют осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы. Поскольку Смирнов Н.В. является <данные изъяты>, он обязан возмещать стоимость питания и коммунально-бытовых услуг в пределах фактических затрат. Соответственно, действия по удержанию из пенсии Смирнова Н.В. расходов на его содержание являются правомерными.
Представитель заинтересованного лица Филиала «Больница № 1» ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Управления ФСИН по Республике Карелия не явился, извещен.
На основании ст. 150 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся административных ответчиков и заинтересованных лиц.
Заслушав административного истца и представителя административного ответчика ФК ЛПУ РБ-2, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, подтверждается письменными материалами дела, Смирнов .., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, осужден приговором Олонецкого районного суда Республики Карелия по ст. 264 ч. 3, 228.1 ч. 3 «г», 69. ч. 3, ст. 79 ч.7 «в», 70 УК РФ к 11 годам лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами на срок три года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. 16 марта 2018 года Смирнов Н.В. прибыл из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия в ФК ЛПУ РБ-2 УФСИН России по Республике Карелия, где находился до 09.04.2018. В указанный период он находился в приемном отделении филиала «Больница №1» ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России в палате отделения на общих основаниях, никаких улучшенных жилищно-бытовых условий не создавалось, получал лечебное питание по норме 5.2 А.
Справкой Центра ПФР в Республике Карелия подтверждается, что Смирнов Н.В. является получателем государственной пенсии по инвалидности <данные изъяты> в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», федеральной социальной доплаты в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ежемесячной денежной выплаты по категории «Инвалиды (3 группа)» в соответствии с п. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защит инвалидов в Российской Федерации».
Согласно справке ФК ЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК от 29.06.2018, в апреле 2018 года на имя Смирнова Н.В. из Центра ПФР по РК поступили денежные средства в сумме 7797 руб. 72 коп., в том числе пенсия 5 724 руб. 21 коп., ЕДВ 2 073 руб. 51 коп. Из пенсии произведены удержания по расходам на содержание в размере 2 109 руб. 04 коп., из них 1 277 руб. 12 коп. за питание, 831 руб. 92 коп. за коммунально-бытовые услуги. На лицевой счет зачислено 5 688 руб. 68 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Часть 5 указанной статьи предусматривает, что осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно.
Таким образом, поскольку административный истец является <данные изъяты>, удержание из его пенсии расходов на питание и коммунально-бытовые услуги является правомерным. Оспариваемым действием права административного истца не нарушены.
Доводы административного истца о необоснованности размера удержанных денежных сумм опровергаются расчетом стоимости услуг на 1 осужденного в день, утвержденного начальником ФК ЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК, согласно которому стоимость коммунально-бытовых услуг, включая затраты на электроэнергию, водоснабжение, теплоэнергию, составляют 103 руб. 99 коп в день; стоимость питания по номе 5.2А составляет 159 руб. 64 коп. С учетом периода содержания Смирнова Н.В. в ФК ЛПУ РБ-2 за 8 дней с него обоснованно удержано 831 руб. 92 коп. за коммунально-бытовые услуги и 1 277 руб. 12 коп. за питание.
С учетом установленных обстоятельств, доводы административного истца о нарушении его социальных прав как инвалида, суд во внимание не принимает. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 17.06.2008 N 552-О-П "По жалобе гражданина Розенкова Алексея Витальевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 99 и 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статей 208 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации", возложение на осужденных, получающих пенсию, наравне с осужденными, которым начисляется заработная плата, обязанности нести расходы по своему содержанию при отбывании наказания в исправительной колонии не противоречит целям Российской Федерации как социального государства и предназначению пенсионного обеспечения, поскольку пенсии предоставляются гражданам в целях компенсации утраченного заработка или иного дохода. Правовое регулирование, предусматривающее возможность удержания из пенсии, которую получает осужденный к лишению свободы, расходов по его содержанию и одновременно устанавливающее нормы и сроки такого удержания, а также гарантии сохранения определенной части пенсии в полном распоряжении ее получателя и освобождение в определенных случаях от несения указанных расходов, само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционное право на социальное обеспечение.
Ссылку административного истца на то, что в Учреждение он прибыл на лечение и имеет право на оказание бесплатной медицинской помощи, суд во внимание не принимает, поскольку расходы на лечение, понесенные бюджетом, со Смирнова Н.В. не удерживались, а предусмотренное частью 6 статьи 12, частью 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях, не нарушено.
Поскольку неправомерное удержание денежных средств из пенсии административного истца в ходе судебного разбирательства не нашло своего подтверждения, удержания произведены законно и обоснованно, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелии через Медвежьегорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Ерохова
Решение в окончательной форме составлено 29 сентября 2018 года.