№ 2а-39/2020
Решение
Именем Российской Федерации
21 мая 2020 года город Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Голенко М.Е., при секретаре Вороновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации <данные изъяты> Анищенкова А.В. об оспаривании действий начальника 1 отдела (г. Самара) федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – 1 отдел ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ) и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО МО РФ), связанных с отказом внести изменения в реестр участников накопительно-ипотечной системы (далее – НИС) жилищного обеспечения военнослужащих, а также действий федерального государственного казенного учреждения «Росвоенипотека», связанных с отказом в восстановлении накоплений на именном накопительном счёте участника накопительно-ипотечной системы,
установил:
Анищенков обратился в Самарский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просит суд признать незаконными действия начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ и ДЖО МО РФ, связанные с отказом внести изменения в реестр участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих, а также действия федерального государственного казенного учреждения «Росвоенипотека», связанные с отказом в восстановлении накоплений на именном накопительном счёте участника НИС. Кроме того, Анищенков просил взыскать в его пользу государственную пошлину, уплаченную им при обращении с административным исковым заявлением в суд в размере 300 рублей.
В обоснование административных исковых требований Анищенков указал, что после окончания Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского ему было присвоено воинское звание «<данные изъяты>», и он был включен в реестр участников НИС. В дальнейшем, на основании приказа командующего войсками Центрального военного округа от 30 июля 2013 года №, Анищенков был уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы, то есть по основанию, предусмотренному подпунктом «б» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
4 марта 2015 года Анищенковым был заключен новый контракт о прохождении военной службы и, на основании приказа командира войсковой части № от 19 марта 2015 года №, он был зачислен в списки личного состава <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации (далее - <данные изъяты> МО РФ). После чего, Анищенков был включен в реестр участников НИС по учётной категории «16», с датой возникновения основания 4 марта 2015 года.
В октябре 2019 года ответственным должностным лицом <данные изъяты> МО РФ в адрес 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ были направлены соответствующие документы для изменения учетной категории участника НИС Анищенкова с «16» на «15». Однако указанные документы 18 ноября 2019 года были возвращены в <данные изъяты> МО РФ без реализации.
Кроме того, административный истец обратился ДЖО МО РФ и ФГКУ «Росвоенипотека» с заявлениями о внесении изменений в реестр участников НИС и учете ранее накопленных денежных средств, соответственно. Однако в производстве указанных изменений Анищенкову было отказано.
Стороны, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в него не прибыли, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. При этом от ответчиков 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, ФГКУ «Росвоенипотека» и представителя Министерства обороны Российской Федерации в суд поступили возражения, в которых они, каждый в отдельности, требования административного истца не признали и просили отказать в их удовлетворении, а также указали, что оснований для изменения Анищенкову учётной категории регистрационного номера участника НИС не имеется, поскольку повторно на военную службу по контракту административный истец поступил 4 марта 2015 года, что является основанием для включения в реестр НИС с учётной категорией участника НИС «16» и соответствует требованиям законодательства действовавшего, на дату возникновения основания повторного включения Анищенкова в реестр участников НИС. Изменения, внесённые Федеральным законом от 7 марта 2017 года № 32-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 15 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», не распространяются на права и обязанности, возникшие до вступления в силу данного Федерального закона.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно выписке из послужного списка Анищенкова, первый контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации, был заключен 11 мая 2005 года на время обучения в военном институте и 5 лет после его окончания.
Из приказа командующего войсками Центрального военного округа от 30 июля 2013 года № видно, что Анищенков был уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы, то есть по основанию, предусмотренному подпунктом «б» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Как видно из приказа командующего войсками Центрального военного округа от 16 декабря 2013 года №, Анищенков с 16 декабря 2003 года полагается сдавшим дела и должность, и с 4 января 2014 года исключён из списков личного состава войсковой части №.
Из исследованного в судебном заседании уведомления об исключении военнослужащего из реестра НИС от 24 апреля 2015 года видно, что Анищенков исключен из указанного реестра с 4 января 2015 года.
Согласно приказу статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 9 февраля 2015 года Анищенков полагается заключившим новый контракт о прохождении военной службы и назначенным на инженером <данные изъяты> МО РФ.
Из исследованного в судебном заседании контракта о прохождении военной службы, заключенного между Анищенковым и Министерства обороны Российской Федерации, в лице начальника <данные изъяты> МО РФ, усматривается, что данный контракт вступил в силу 4 марта 2015 года.
На основании приказа командира войсковой части № от 19 марта 2015 года №, Анищенков, с 4 марта 2015 года, полагается приступившим к исполнению служебных обязанностей.
Согласно уведомлению о включении военнослужащего в реестр НИС от 8 декабря 2015 года, Анищенков включен в указанный реестр с 9 февраля 2015 года, ему присвоен регистрационный номер – №, что соответсвует учётной категории «16», то есть как военнослужащий, поступивший в добровольном порядке на военную службу из запаса, но не имеющий права на учет накоплений, учтённых на момент предыдущего исключения из указанного реестра. При этом согласно сообщению 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от 14 июня 2019 года в реестре участников НИС были внесены изменения, а именно изменена дата возникновения права на включение в данный реестр Анищенкова на 4 марта 2015 года.
29 октября 2019 года ответственным должностным лицом <данные изъяты> МО РФ была подготовлена таблица изменений в реестр НИС с указанием о необходимости изменить учётную категорию Анщенкова как участника НИС с «16» на «15», которая в дальнейшем, с приложением соответствующих документов, была направлена в адрес 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ.
Решением начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжильё» от 18 ноября 2019 года №, оформленным в виде уведомления, Анищенкову отказано в изменении учётной категории участника НИС, поскольку Федеральный закон от 7 марта 2017 года № 32-ФЗ, которым были внесены изменения в Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Федеральный закон о НИС), вступил в силу 18 марта 2017 года. При этом указано, что Анищенков включён в реестр участников НИС до внесения изменений в Федеральный закон о НИС, в связи с чем оснований для изменения учётной категории Анищенкова как участника НИС не имеется.
В соответствии с ч. 7.1 Федерального закона о НИС в редакции, действовавшей до 17 марта 2017 года, на именном накопительном счёте участника НИС, который был исключён из соответствующего реестра в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, или по семейным обстоятельствам, у которого при этом не возникло право на использование накоплений для жилищного обеспечения по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 10 того же закона, и который был включён в реестр участников по основанию, предусмотренному пунктом 14 части 2 статьи 9 Федерального закона о НИС, учитываются денежные средства в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на именном накопительном счёте этого участника на день возникновения основания для исключения его из реестра.
Федеральным законом от 7 марта 2017 года № 32-ФЗ приведённая выше норма закона была изменена, и расширен круг оснований увольнения с военной службы, дающих военнослужащему при повторном включении в реестр участников НИС право претендовать на учёт накоплений на ИНС, учтённых на дату возникновения оснований для предыдущего исключения из этого реестра. В частности к числу таких случаев было добавлено основание, предусмотренное подпунктом «б» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», то есть в связи с увольнению с военной службы по истечении срока контракта.
В силу ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной, в частности, в постановлении от 5 апреля 2007 года № 5-П, любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Анализ положений нормативных актов в сфере регулирования статуса военнослужащих позволяет прийти к выводу о том, что законодатель, предоставляя те или иные права, гарантии и блага, стимулирует таким образом военнослужащих приобретать длительную выслугу лет, а также к качественному выполнению своих обязанностей, поощряет их добросовестное отношение к службе, создаёт условия, при которых военнослужащим выгодно в течение как можно более длительного периода безупречно выполнять свой воинский долг, поскольку именно от этих объективных и справедливых критериев в большинстве случаев зависит тот объем и уровень материальных и социальных гарантий, предоставляемых государством, на которые лицо вправе претендовать.
Исходя из содержания ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона о НИС данная гарантия предоставляется военнослужащим, в биографии которых имелся отрезок времени участия в НИС, который окончился в связи с их увольнением с военной службы по одному из «льготных» либо «нейтральных» оснований, если при этом у лица не возникло право на использование накоплений на ИНС.
Каких-либо оговорок о том, на каком этапе служебной деятельности и когда данный отрезок должен иметь место, закон не содержит в настоящее время, равно как не содержал и ранее.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая длящийся и публично-правовой характер правоотношений между государством (в лице соответствующих компетентных органов власти и организаций) и военнослужащим, связанных с участием в НИС, сопровождающийся непрерывным возникновением и изменением новых прав и обязанностей между сторонами, суд приходит к убеждению, что изменение, внесённое в ч. 7.1 Федерального закона о НИС 7 марта 2017 года, порождало у Анищенкова право на учёт накоплений для жилищного обеспечения, учтённых за предыдущий период военной службы, и, соответственно, переводило административного истца в иную категорию участников НИС, а правило о недопустимости придания закону обратной силы к данному случаю неприменимо.
Противоположный подход, на котором настаивают административные ответчики, позволял бы не только дифференцировать объем прав и обязанностей военнослужащих, относящихся в целом к одной категории, в зависимости от того, когда они заключили контракт, но и необоснованно приравнивать военнослужащих, которые в течение установленного периода безупречно исполняли свои служебные обязанности, но ввиду каких-либо объективных обстоятельств были уволены, после чего вновь поступили на военную службу до18 марта 2017 года, к тем лицам, которые ранее были уволены по какому-либо из дискредитирующих оснований.
Такое применение закона не только не соответствует приведенному выше конституционному принципу равенства, но и в корне противоречит самой цели нормативного регулирования в сфере воинских правоотношений и статуса военнослужащих.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности административного иска Анищенкова.
В тоже время, оценивая законность соответствующих оспариваемых действий органов военного управления, суд исходит из следующего.
Включение военнослужащего в реестр участников НИС осуществляется по Правилам формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утверждённым постановлением Правительства России от 21 февраля 2005 года № (далее – Правила).
В силу пп. 15 п. 12 и пп. 15 п. 13 Правил основанием для включения военнослужащего той категории, к которой относится административный истец, в реестр является заключение нового контракта о прохождении военной службы, а датой возникновения основания – дата вступления в силу нового контракта о прохождении военной службы.
В соответствии с Порядком реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённым приказом министра обороны России от 24 апреля 2017 года № (далее – Порядок) формирование и ведение реестра участников НИС возложено на ДЖО МО РФ.
Установленная тем же нормативным актом процедура включения военнослужащих в реестр либо внесения в него изменений инициируется командиром соответствующей воинской части путём направления в подразделение жилищного обеспечения, в данном случае 1 отдел ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, таблицы изменений с приложением соответствующего комплекта документов.
Согласно п. 22 Порядка, подразделение жилищного обеспечения (отдельный орган военного управления) в течение 10 рабочих дней со дня получения от воинских частей таблиц изменений с заверенными копиями документов проверяет их на соответствие требованиям настоящего Порядка, формирует сводную таблицу изменений по рекомендуемому образцу согласно приложению N 5 к настоящему Порядку и в течение 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляет ее с заверенными копиями документов в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящего Порядка.
Если таблица изменений с заверенными копиями документов, представленная воинской частью, оформлена с нарушением требований настоящего Порядка или представлена не в полном объёме, подразделение жилищного обеспечения (отдельный орган военного управления) возвращает таблицу изменений с заверенными копиями документов в воинскую часть в течение 5 рабочих дней с указанием причин возврата для оформления надлежащим образом.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, а также то, что документы, представленные начальником № МО РФ, были возвращены 1 отделом ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ с указанием причин возврата, то суд приходит к выводу, что действия ДЖО МО РФ и ФГКУ «Росвоенипотека», связанные с направлением в адрес Анищенкова информационных писем, не могут быть признаны незаконными, поскольку, как установлено в судебном заседании, таблицы изменений в реестр участников НИС из 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ к ним не поступали. Кроме того, вопрос формирования и ведения реестра участников НИС к компетенции ФГКУ «Росвоенипотека» не относится.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что решение начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от 18 ноября 2019 № не основано на законе, а соответственно подлежит отмене.
Принимая решение о способе восстановления нарушенных прав Анищенкова, суд считает необходимым возложить на начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ обязанность повторно рассмотреть вопрос об изменении учётной категории с «16» на «15» Анищенкова, как участника НИС.
В соответствии со статьёй 111 КАС Российской Федерации, удовлетворяя заявленные требования частично, суд считает необходимым возместить Анищенкову понесённые им расходы, и взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по Центральному военному округу» в пользу административного истца судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, при обращении с административным исковым заявлением в суд в сумме 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС Российской Федерации, гарнизонный военный суд
решил:
Административное исковое заявление военнослужащего <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации <данные изъяты> Анищенкова А.В. об оспаривании действий начальника 1 отдела (г. Самара) федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом внести изменения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а также действий федерального государственного казенного учреждения «Росвоенипотека», связанных с отказом в восстановлении накоплений на именном накопительном счёте участника накопительно-ипотечной системы, удовлетворить частично.
Признать действия начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом в изменении учётной категории с «16» на «15» Анищенкова, неправомерными.
Обязать 1 отдел (г. Самара) Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в установленном порядке повторно рассмотреть вопрос изменении учётной категории Анищенкова А.В., с учётом признания незаконными настоящим решением суда доводов, послуживших основаниями принятия решения от 18 ноября 2019 №.
В удовлетворении остальной части требований, в части признания незаконными действий ДЖО МО РФ, связанных с отказом внести изменения в реестр участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих и действий федерального государственного казенного учреждения «Росвоенипотека», связанных с отказом в восстановлении накоплений на именном накопительном счёте участника НИС, отказать.
Взыскать с Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» в пользу Анищенкова А.В. денежные средства в размере 300 (триста) рублей, в счёт возмещения судебных расходов, связанных с уплатой заявителем государственной пошлины при обращении с административным исковым заявлением в суд.
Об исполнении решения должно быть сообщено суду и административному истцу не позднее, чем в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения суд принимает меры, предусмотренные действующим законодательством.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме 25 мая 2020 года.