Дело № 2-5998/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«08» августа 2017 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Васиной Д.К.
при секретаре Кулевой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым к Аблогиной Анастасии Дмитриевне о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым обратился в суд с исковым заявлением к Аблогиной Анастасии Дмитриевне о взыскании излишне выплаченную сумму ежемесячного пособия при рождении ребенка в размере -2 483,95 рубля за период с 01.01.2015г. по 31.01.2016г.; помощи по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста в размере 11 856 рублей за период с 01.01.2015г. по 51.12.2016г.; помощи на детей одинокой матери в размере 36 864,00 рубля за период с 01.01.2015г. по 31.12.2016г.
В обоснование иска истец указал, что просит взыскать излишне выплаченное пособие, поскольку переплата ежемесячного пособия при рождении ребенка, помощи по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста и помощи на детей одинокой матери образовалась в результате недобросовестных действий Ответчика Аблогиной А.Д., выразившихся в не сообщении в Департамент обстоятельств, влекущих изменения условий назначения и выплаты помощи и исчисление ее размеров, а именно то, что Ответчик не проживала постоянно на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и скрыла факт регистрации в АДРЕС
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
20 марта 2014 года в Департамент обратилась Аблогина Анастасия Дмитриевна с заявлением о назначении на ребенка ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р. следующих пособий:
ежемесячного пособия при рождении ребенка;
пособия по уходу за ребенком до достижения им Зх-летнего возраста;
пособия на ребенка одинокой матери.
Согласно статьи 6 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действовал переходный период, в течение которого урегулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В переходный период меры социальной поддержки гражданам предоставлялись в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Автономной Республики Крым по состоянию на 21 февраля 2014 года, то есть в соответствии с законодательством Украины.
В соответствии со ст.1 Закона Украины от 21.11.1992 №2811-XII «О государственной помощи семьям с детьми» (далее - Закон от 21.11.1992 №2811-XII), помошь при рождении ребенка предоставляется одному из родителей ребенка, опекуну, которые постоянно проживают вместе с ребенком, с целью создания надлежащих условий для его полноценного содержания и воспитания.
Согласно ст.11 Закона от 21.11.1992 №2811-XII, помощь родителям при рождении ребенка назначается на основании свидетельства о рождении ребенка. Помощь при рождении ребенка назначается при условии, что обращение за ее назначением поступило не позднее двенадцати месяцев со дня рождения ребенка.
Согласно ст. 12 Закона от 21.11.1992 №2811-XII помощь при рождении ребенка начисляется исходя из размера прожиточного минимума для детей возрастом до шести лет, установленного на день рождения.
Помощь при рождении ребенка предоставляется в сумме, кратной 30 размерам прожиточного минимума - на первого ребенка.
Выплата помощи осуществляется одноразово в десятикратном размере прожиточного минимума при рождении ребенка, остатки суммы помощи на первого ребенка выплачивается на протяжении следующих - 24 месяцев равными частями в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
В соответствии с п. 11 Порядка назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2001г. №1751, для назначения помощи при рождении ребенка органу труда и социальной защиты населения при условии предъявления паспорта или другого документа, удостоверяющего личность лица, подаются такие документы:
заявление одного из родителей (опекуна), которое составляется по форме, утвержденной Минсоцполитики;
копия свидетельства о рождении ребенка;
извлечение из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан о рождении ребенка для выплаты помощи в связи с рождением ребенка, выданное отделом регистрации актов гражданского состояния, или справка для назначения помощи при рождении ребенка, выданная исполнительным органом сельской, поселковой, городской (кроме городов областного значения) советов.
В соответствии со ст. 13 Закона от 21.11.1992 №2811-XII, право на выплату помощи по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста имеет один из родителей ребенка, усыновитель, опекун, дедушка, бабушка или другой родственник, который фактически осуществляет уход за ребенком.
Помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста назначается со дня обращения за ее назначением, но не раньше чем со дня, который настает после окончания отпуска в связи с беременностью и родами для неработающих лиц и лиц - субъектов предпринимательской деятельности, а для работающих лиц - со дня наступления отпуска по уходу за ребенком по день его окончания.
Помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста выплачивается ежемесячно со дня назначения указанной помощи по день достижения ребенком указанного возраста включительно.
В соответствии со ст. 15 Закона от 21.11.1992 №2811-XII помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста предоставляется в размере, который равняется разнице между прожиточным минимумом, установленным для трудоспособных лиц и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев, но не меньше 130 гривен.
Для получения помощи по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста органам труда и социальной защиты населения подаются такие документы:
Согласно ст. 18-1 Закона от 21.11.1992 №2811-XII право на помощь на детей одиноким матерям имеют одинокие матери (которые не находятся в браке), одинокие усыновители, если в свидетельстве о рождении ребенка или документе о рождении
ребенка, выданном компетентными органами иностранного государства, при условии его легализации в установленном законодательством порядке (решение об усыновлении ребенка) отсутствует запись об отце (матери) или запись об отце (матери) произведена в установленном порядке органом государственной регистрации актов гражданского состояния по указанию матери (отца, усыновителя) ребенка.
Помощь на детей одиноким матерям, одиноким усыновителям, матери (отцу) в случае смерти одного из родителей, которые имеют детей возрастом до 18 лет (если дети учатся на дневной форме обучения в общеобразовательных, профессионально- технических, а также высших учебных заведениях I-IV уровня аккредитации, - до окончания такими детьми учебных заведений, но не дольше чем до достижения ими 23 лет), предоставляется в размере, который равен разнице между 50 процентами прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев, но не меньше 30 процентов прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста ( ст. 18-3 Закона от 21.11.1992 №2811 -XII).
Размер помощи пересчитывается со дня достижения ребенком соответствующего возраста без обращения получателя в орган труда и социальной защиты населения.
Согласно п.36 Порядка назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2001 г. № 1751, помощь на детей одиноким матерям назначается с месяца, в котором было подано заявление со всеми необходимыми документами, и выплачивается ежемесячно по месяц достижения ребенком 18-летнего возраста.
Аблогиной А.Д. были предоставлены следующие документы:
паспорт гражданина Украины (серия ЕТ №, выданный ДД.ММ.ГГГГ ....., с местом регистрации по адресу: АДРЕС (дата регистрации - ДД.ММ.ГГГГ);
Заявителем предъявлен паспорт гражданина Украины в связи с тем, что замена паспортов в Республике Крым началась с апреля 2014 года и на момент подачи документов в Департамент, паспорт гражданина Украины был действующим документом удостоверяющим личность заявителя на момент Переходного периода в Республике Крым.
справка о составе семьи № от 18.03.2014г.; извлечение из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан о рождении для выплаты помощи в связи с рождением ребенка (№ от ДД.ММ.ГГГГ);
свидетельство о рождении ребенка ФИО,
г.р. (серия №);
извлечение из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан о государственной регистрации рождения в соответствии с частью первой статьи 135 Семейного кодекса Украины для назначения помощи (№ от ДД.ММ.ГГГГ.).
При подаче заявления Ответчику Аблогиной А.Д. было разъяснено, что в случае изменений обстоятельств, которые могут повлиять на получение социальных компенсаций, субсидий и льгот, она обязана уведомить органы труда и социальной защиты населения, что подтверждается подписью Аблогиной А.Д. в бланке заявления.
Согласно действовавшему на день обращения законодательству Аблогиной А.Д. своевременно назначены следующие виды помощи:
помощь при рождении ребенка ФИО:
единоразово с 01.01.2014 года по 31.01.2014 года в сумме 39 216,00 руб.,
ежемесячно с 01.02.2014 года по 31.01.2016 года в размере 3 268,00 руб.;
помощь по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста:
с 20.03.2014 года по 08.01.2017 года в размере 494,00 руб.
помощь на детей одинокой матери:
с 01.03.2014 года по 31.01.2032 года в размере 1 500,00 руб.
В соответствии со ст. 11 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 № 6-ФКЗ право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации имели граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом. Размеры пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям гражданам и лиц, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. Размеры пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода.
С 01.01.2015 года в Республике Крым социальная поддержка семьям с детьми осуществляется в соответствии с Федеральными законами и законами Республики Крым.
В соответствии со ст.4 Закона Республики Крым от 10.12.2014года № 36-3PK/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым» гражданам, право которых на пособие при рождении ребенка возникло до 31 декабря 2014 года включительно, общий размер пособия при рождении ребенка выплачивается в размерах, установленных законодательством, действовавшим на территории Автономной Республики Крым по состоянию на 21 февраля 2014 года, до дня прекращения оснований, в соответствии с которыми пособие было установлено, или сроков, на которые оно было установлено.
Пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста назначается одному из родителей ребенка, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке или другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком, в размере разницы между прожиточным минимумом, установленным в Республики Крым для трудоспособных лиц, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев, но не менее 494 рублей.
По законодательству Республики Крым Аблогиной Анастасии Дмитриевне с 01.01.2015года назначены меры социальной поддержки:
ежемесячное пособие при рождении ребенка
с 01.01.2015года по 31.01.2016года в размере 3268,00руб.;
пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с 01.01.2015 года по 08.01.2017 года в размере 494,00руб.;
ежемесячное пособие на ребенка с 01.01.2015года по 31.01.2032 года в размере 1500,00руб.
12 января 2017 года Ответчик Аблогина А.Д. предоставила в Департамент паспорт гражданина Российской Федерации серия №, выданного 14.01.2014г., ТП №1 ОУФМС России по Московской области по Красногорскому муниципальному району, код подразделения № согласно которому Ответчик зарегистрирована:
с 19.02.2010 года по адресу: АДРЕС;
с 19.06.2015 года по адресу: АДРЕС.
То есть на момент обращения в Департамент (20 марта 2014 года) Ответчик Аблогина А.Д. являлась гражданкой Российской Федерации, постоянное место жительство которой зарегистрировано в Московской области.
При обращении Ответчик скрыла факт регистрации в АДРЕС, а затем и в АДРЕС.
Меры социальной поддержки, которые получила Ответчик в Республике Крым предоставляются гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Крым, а Аблогина А.Д. скрыла факт регистрации в : АДРЕС следовательно с 01.01.2015г. у нее отсутствовало гразо на получение вышеперечисленных пособий.
Ответчик Аблогина А.Д. при получении мер социальной поддержки предоставила недостоверные сведения, а именно скрыла факт того, что на 20.03.2014 года имеет прописку в Московской области, где фактически и проживает, что подтверждается 12ТОЙ выдачи паспорта Российской Федерации 14.01.2014г.
В связи, с чем Ответчик незаконно получила денежные средства Республики Крым на общую сумму 91 203,95 рублей в виде:
ежемесячного пособия при рождении ребенка в размере 3 268,00 рублей за период с 01.01.2015 года по 31.01.2016 года в сумме 42 483,95 рубля (3268,00 рублей *13);
помощи по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста в размере -°4.00 рублей за период с 01.01.2015 года по 08.01.2017 года в сумме 11 856 рублей 494,00 рубля*24).;
помощи на детей одинокой матери в размере 1 500,00 рублей за период с
года по 31.12.2016 года 36 864,00 рубля (за период январь 2015г. - март
2016г. (1500,00 рублей*15), за период апрель 2016г. - декабрь 2016г. (1596,00 рублей*9).
Учитывая выше изложенное в действиях Ответчика имеется недобросовестность, z сумма, полученных: ежемесячного пособия при рождении ребенка в размере 42 483,95 рубля за период январь 2015г. - январь 2016г.; помощи по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста в размере 11 856 рублей за период январь 2015г. - декабрь 2016г.; помощи на детей одинокой матери в размере 36 864,00 рубля за период январь 2015г. - декабрь 2016г. является неосновательным обогащением, следовательно ответственность за переплату вышеуказанных пособий возлагается на получателя, то есть на Аблогину А.Д.
Ответчику предложено в добровольном порядке возместить излишне выплаченную сумму ежемесячного пособия при рождении ребенка, помощи по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, помощи на детей одинокой матери.
14 апреля 2017 года Ответчику направлены уведомления на возврат излишне перечисленных денежных средств в добровольном порядке, (№ от 12.04.2017г.) с предупреждением, что в случае непогашения переплаты документы будут переданы в суд.
Но до настоящего времени Аблогина А.Д. сумму переплаты в добровольном порядке не погасила.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Толкование ст. 1102 ГК РФ позволяет прийти к выводу о том, что обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии одновременно трех условий:
имело место увеличение стоимости собственного имущества приобретателя;
приобретение произведено за счет средств другого лица;
отсутствие правовых оснований для указанных действий, то есть действия не основаны ни на законе, ни на сделке.
Учитывая, выше изложенное переплата ежемесячного пособия при рождении ребенка, помощи по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста и помощи на детей одинокой матери образовалась в результате недобросовестных действий Ответчика Аблогиной А.Д., выразившихся в не сообщении в Департамент обстоятельств, влекущих изменения условий назначения и выплаты помощи и исчисление ее размеров, а именно то, что Ответчик не проживала постоянно на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и скрыла факт регистрации в АДРЕС и в АДРЕС.
В соответствии со статьей 19 федерального закона Российской Федерации от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», п.85 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», ответственность за переплату ежемесячного пособия при рождении ребенка, помощи по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста и помощи на детей одинокой матери возлагается на Ответчика, то есть на Аблогину А. Д.
На основании изложенного, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Аблогиной Анастасии Дмитриевны в пользу Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым излишне выплаченную сумму ежемесячного пособия при рождении ребенка в размере -2 483,95 рубля за период с 01.01.2015г. по 31.01.2016г.; помощи по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста в размере 11 856 рублей за период с 01.01.2015г. по 51.12.2016г.; помощи на детей одинокой матери в размере 36 864,00 рубля за период с 01.01.2015г. по 31.12.2016г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
Судья: Васина Д.К.
Мотивированное решение изготовлено 11.08.2017г.