председательствующего судьи Ярушина И.В., с участием
зам. прокурора Суксунского района Мартюшевой Т.И.,
представителя заинтересованного лица Мелентьева А.Б.
при секретаре Вязовиковой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Суксун гражданское дело по заявлению прокурора Суксунского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Суксунского муниципального района о признании незаконным бездействия Администрации Суксунского муниципального района, выразившегося в не опубликовании нормативно-правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности граждан – Постановления Администрации Суксунского муниципального района №230 от 23.12.2010 года «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества муниципального автономного учреждения или муниципального бюджетного учреждения и перечней особо ценного движимого имущества муниципального автономного учреждения», понуждении Администрации Суксунского муниципального района устранить допущенное нарушение,
у с т а н о в и л:
Прокурор Суксунского района Пермского края обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в котором просил:
- признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – Администрации Суксунского муниципального района, выразившееся в не опубликовании нормативного правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности граждан, – Постановления Администрации Суксунского муниципального района № 230 от 23.12.2010 года «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества муниципального автономного учреждения или муниципального бюджетного учреждения и перечней особо ценного движимого имущества муниципального автономного учреждения»;
- обязать Администрацию Суксунского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение федерального, регионального законодательства Российской Федерации, Устава Суксунского муниципального района – обнародовать в установленном порядке нормативный правовой акт: Постановление администрации Суксунского муниципального района № 230 от 23.12.2010 года «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества муниципального автономного учреждения или муниципального бюджетного учреждения и перечней особо ценного движимого имущества муниципального автономного учреждения путем опубликования в районной газете «Новая жизнь» и (или) на официальном сайте Суксунского муниципального района.
В обоснование своих требований прокурор указал, что вышеуказанное постановление по своему характеру является нормативным правовым актом, затрагивающим права и интересы неопределенного круга лиц, а именно граждан Суксунского муниципального района, рассчитанным на его многократное применение, а, следовательно, в соответствии с требованиями ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 83 Устава Суксунского муниципального района вступает в силу и подлежит применению только после официального опубликования для всеобщего сведения в установленном порядке, в данном случае – в районной газете «Новая жизнь» и (или) на официальном сайте Суксунского муниципального района. Однако Администрация Суксунского муниципального района не приняла мер к опубликованию (обнародованию) своего вышеуказанного постановления, при этом оно фактически применяется на территории Суксунского муниципального района. Данное бездействие Администрации Суксунского муниципального района прокурор считает незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц. О том, что постановление не было опубликовано (обнародовано) в установленном порядке, прокурору стало известно после поступления соответствующей информации из Администрации Суксунского муниципального района, редакции газеты «Новая жизнь».
В представленных суду письменных объяснениях по делу представитель заинтересованного лица – Администрации Суксунского муниципального района просил в удовлетворении заявленных требований прокурору отказать, при этом указал, что, во-первых, оспариваемое постановление распространяет свое действие на определенный круг лиц – несколько десятков муниципальных автономных и бюджетных учреждений Суксунского муниципального района и муниципальный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя указанных учреждений, – Управление муниципальными учреждениями Администрации Суксунского муниципального района, а, во-вторых, прокурором пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с заявленными требованиями, поскольку о не опубликовании постановления прокурору было известно еще в ходе судебного разбирательства в Суксунском районном суде 31.08.2012 года по делу №2-477/2012.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивает.
Представитель Администрации Суксунского муниципального района, действующий на основании доверенности Мелентьев А.Б. с требованиями прокурора не согласен, просил в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам, изложенным им в ранее представленных письменных объяснениях.
Заслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что 23 декабря 2010 года Администрацией Суксунского муниципального района было принято постановление № 230 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества муниципального автономного учреждения или муниципального бюджетного учреждения и перечней особо ценного движимого имущества муниципального автономного учреждения» (далее – постановление № 230), которым установлен указанный Порядок.
Данное постановление принято в соответствии с подпунктом «в» пункта 1, подпунктом «в» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 года № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».
Пунктом 1 постановления № 230 установлено, что муниципальный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя муниципального автономного или бюджетного учреждений в отношении особо ценного движимого имущества:
муниципального автономного учреждения определяет его виды и (или) перечни;
муниципального бюджетного учреждения определяет его виды.
Пунктом 2 постановления № 230 установлено, что при определении видов (в случае их определения) и (или) перечней особо ценного движимого имущества муниципального автономного или бюджетного учреждения в состав такого имущества подлежит включению:
- движимое имущество, балансовая стоимость которого от 50 до 200 тысяч рублей;
- иное движимое имущество, без которого осуществление муниципальным автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено, и (или) которое отнесено в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления к определенному виду особо ценного движимого имущества.
Согласно пункту 7 постановления № 230 оно вступило в силу 01.01.2011 года. Непосредственно муниципальные автономные и бюджетные учреждения, на которые распространяет свое действие данное постановление, в нем не конкретизированы.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Суд считает, что постановление № 230 по всем вышеуказанным признакам является нормативным правовым актом. Оно издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления – Администрацией Суксунского муниципального района Пермского края. Круг лиц, на которые распространяет свое действие данное постановление, в нем не определен. Указаны лишь общие признаки таких лиц, а именно, что это муниципальные автономные и бюджетные учреждения. В постановлении содержатся правовые нормы, касающиеся порядка определения видов особо ценного движимого имущества вышеуказанных лиц, а также перечней особо ценного движимого имущества лиц, являющихся муниципальными автономными учреждениями. Эти правовые нормы направлены на изменение существующих правоотношений, касающихся указанного порядка. Они являются обязательными для лиц названных категорий, как существующих в настоящее время, так и тех, которые возможно будут созданы в будущем. Они рассчитаны на неоднократное применение, поскольку норм, свидетельствующих об обратном в постановлении не содержится, напротив, указано лишь, что постановление вступает в силу с 01.01.2011 года, даты же окончания действия акта в нем не содержится.
Положениями пункта 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 2 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» установлены ограничения, в соответствии с которыми бюджетное учреждение не вправе без согласия собственника, а автономное учреждение – без согласия учредителя распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или учредителем соответственно, приобретенным бюджетным или автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником или учредителем на приобретение такого имущества.
Учитывая, что круг лиц, которые могут выступать другой стороной в сделке при распоряжении имуществом муниципальным бюджетным или автономным учреждением, действующим законодательством не ограничен, учитывая, что таковыми могут выступать как юридические лица, так и граждане, а также учитывая то обстоятельство, что постановление № 230 во взаимосвязи с вышеуказанными положениями Федеральных законов «О некоммерческих организациях» и «Об автономных учреждениях» содержит правовые нормы, ограничивающие право указанных учреждений на совершение сделок по распоряжению имуществом (в данном случае – особо ценным движимым), суд приходит к выводу о том, что постановление № 230 затрагивает, в том числе и права и свободы граждан.
Содержание Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 года № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» по существу имеющихся в нем правовых норм аналогично содержанию постановления № 230, с той разницей, что оно устанавливает правила поведения для автономных и бюджетных учреждений не только муниципального уровня, но и уровней Российской Федерации и ее субъектов. Данное постановление опубликовано (04.08.2010 года в «Российской газете» № 171, 02.08.2010 года – в «Собрании законодательства РФ»№ 31, ст. 4237), что косвенно также свидетельствует о том, что и постановление № 230 является не актом применения права, а нормативным правовым актом, затрагивающим права и свободы неопределенного круга как юридических лиц, так и граждан.
В связи с изложенным выше суд не может принять во внимание доводы представителя Администрации Суксунского муниципального района о том, что постановление не является нормативным правовым актом, поскольку распространяет свое действие на определенный круг лиц.
Положениями ст. 256 ГПК РФ установлен трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением в порядке гл. 25 ГПК РФ, который исчисляется со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод.
Судом установлено, что ранее прокурор Суксунского района обращался в суд с заявлением о признании постановления № 230 недействующим, и определением Суксунского районного суда от 31.08.2012 года производство по гражданскому делу №2-477/2012, возбужденному на основании данного заявления, было прекращено по основаниям, предусмотренным п.1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, а именно в связи с тем, что оспариваемое постановление не было опубликовано в установленном законом порядке. Следовательно, суждение представителя Администрации Суксунского муниципального района о том, что о не опубликовании постановления прокурору было известно еще в ходе судебного разбирательства в Суксунском районном суде 31.08.2012 года по делу №2-477/2012, является верным. Однако доводы представителя Администрации Суксунского муниципального района о пропуске прокурором трехмесячного срока обращения в суд, установленного положениями ст. 256 ГПК РФ, не могут быть признаны обоснованными, поскольку бездействие органа местного самоуправления носит длящийся характер и не прекращено по настоящее время.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Аналогичные положения закреплены и в ст. 83 Устава Суксунского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания Суксунского района от 27.01.2005 года № 72, в соответствии с которыми муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Муниципальные правовые акты муниципального района, подлежащие в соответствии с действующим законодательством официальному опубликованию (обнародованию), публикуются в районной газете «Новая жизнь» и (или) размещаются на официальном сайте Суксунского муниципального района, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (ч.4 ст. 83 Устава).
Однако Администрацией Суксунского муниципального района мер к опубликованию (обнародованию) своего муниципального правового акта, затрагивающего права и свободы граждан, – постановления № 230 принято не было. В то же время это постановление вступило в силу 01.01.2011 года и, как следует из пояснений прокурора и не оспаривается представителем заинтересованного лица, является действующим, применяется на территории Суксунского муниципального района. Доказательств обратного суду не представлено.
Данное бездействие органа местного самоуправления – Администрации Суксунского муниципального района, выразившееся в не опубликовании муниципального правового акта в установленном порядке, является незаконным и нарушает права неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
Нарушение порядка опубликования правовых актов ставит под угрозу осуществление законных прав и интересов неопределенного круга лиц.
Нарушенное право в силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 3, 4, 258 ГПК РФ подлежит защите путем понуждения Администрации Суксунского муниципального района Пермского края к исполнению возложенной на нее обязанности.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Таким образом, суд считает необходимым признать незаконным бездействие Администрации Суксунского муниципального района Пермского края, выразившееся в непринятии мер по официальному опубликованию постановления № 230, а также в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ – установить срок для исполнения данного решения в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ; суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации Суксунского муниципального района выразившееся в не опубликовании нормативно-правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности граждан – Постановления Администрации Суксунского муниципального района №230 от 23.12.2010 года «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества муниципального автономного учреждения или муниципального бюджетного учреждения и перечней особо ценного движимого имущества муниципального автономного учреждения».
Возложить на Администрацию Суксунского муниципального района обязанность в течение 10 (десяти) дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать Постановление Администрации Суксунского муниципального района №230 от 23.12.2010 года «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества муниципального автономного учреждения или муниципального бюджетного учреждения и перечней особо ценного движимого имущества муниципального автономного учреждения» в районной газете «Новая жизнь» или на официальном сайте Суксунского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись И.В. Ярушин
Мотивированное решение составлено 28 марта 2014 года