Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2250/2020 от 18.09.2020

Судья Каверин В.В.                           Дело № 33-2250/2020

№ 2-1426/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 октября 2020 г.                                     г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе

председательствующего Корневой М.А.,

судей Сивашовой А.В., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Панюковой И.А.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Соловьева Владимира Алексеевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 21 июля 2020 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Соловьев В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе, пенсионный фонд) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование исковых требований указал, что он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом.

Однако в удовлетворении данного заявления ответчиком было отказано со ссылкой на то, что место регистрации истца – д. <адрес> не предусмотрено соответствующим Перечнем населенных пунктов, находящихся в зоне радиационного загрязнения.

Отмечал, что д. <адрес> и д. <адрес> являются одним и тем же населенным пунктом, в связи с чем он вправе претендовать на досрочное назначение пенсии.

С учетом изложенного, просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием на загрязненной территории и обязать ГУ-УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату страховой пенсии по старости с 08 апреля 2020 г.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе просит об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права.

Полагает, что проживание Соловьева В.А. на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС документально не подтверждено.

Отмечает, что согласно копии поквартирных карточек Соловьев В.А. с 27 апреля 1987 г. по настоящее время проживает в <адрес>, территория которого отнесена к зоне с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 г. по 31 января 1998 г.

Указывает, что в период с 13 сентября 1984 г. по 27 апреля 1987 г. Соловьев В.А. проживал в деревне <адрес>, вместе с тем, Перечнем населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поименован другой населенный пункт – деревня <адрес>.

Кроме того, выражает несогласие с выводом суда о возложении на ответчика обязанности производить истцу выплату пенсии ранее вступления решения суда в законную силу.

Одновременно ссылается на то, что отказ пенсионного органа в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости не признан судом необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 г.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 01 января 2019 г. возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действующей на 31 декабря 2018 г.).

На основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В разделе IV Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности, предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.

Так, гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия назначается со снижением пенсионного возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на соответствующей территории, но не более чем на 3 года в общей сложности (пункт 8 части первой статьи 13, статья 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации
№ 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон проживания с льготным социально-экономическим статусом и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

До 01 февраля 1998 г. применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р, согласно которому населенный пункт – д. <адрес> относился к территории проживания с льготным социально экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 16 марта 2020 г. Соловьев В.А. обратился в УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении ему пенсии по старости досрочно.

Решением ГУ-УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 17 апреля 2020 г. Соловьеву В.А. отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием права (л.д. 8).

В письме УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 22 апреля 2020 г. истцу было сообщено о документально подтвержденном периоде проживания на загрязненной территории 10 лет 09 месяцев 05 дней, что дает право Соловьеву В.А. на снижение общеустановленного пенсионного возраста на два года.

Этим же ответом пенсионного органа Соловьеву В.А. отказано во включении периода проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в деревне <адрес> <адрес> с 13 сентября 1984 г. по 27 апреля 1987 г. ввиду того, что данный населенный пункт не поименован Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РФ № 237-Р от 28 декабря 1991 г., а указанным Перечнем предусмотрен другой населенный пункт – деревня <адрес> (л.д. 9-10).

Между тем, судом бесспорно установлено, что Соловьев В.А. с 26 апреля 1986 г. по 26 апреля 1987 г. проживал в деревне <адрес>.

Данный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах.

Из представленной суду справки от 01 июня 2020 г. , выданной администрацией <адрес> сельского поселения <адрес>, следует, что Соловьев В.А. с 13 сентября 1984 г. по 27 апреля 1987 г. проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Указанный населенный пункт располагается на территории, которая относилась к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в период с 26 апреля 1986 г. по настоящее время (л.д. 13).

Согласно домовой книге для прописки граждан, проживающих в д. <адрес>, представленной <адрес> сельским поселением <адрес> <адрес>, (запись ) Соловьев В.А., <дата> года рождения, значился зарегистрированным с 13 сентября 1984 г. Также имеются сведения о том, что 27 апреля 1987 г. Соловьев В.А. выбыл с указанного места жительства в <адрес> <адрес> (л.д. 15-16).

Установив изложенные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что с 26 апреля 1986 г. по 26 апреля 1987 г. Соловьев В.А. постоянно проживал в деревне <адрес> <адрес>.

Как следует из Перечня населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г.
№ 237-р, им не предусмотрен населенный пункт деревня <адрес>, в котором проживал Соловьев В.А., а предусмотрен населенный пункт в <адрес> <адрес> деревня <адрес>.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что населенный пункт деревня <адрес> и населенный пункт деревня <адрес> <адрес> являются одним и тем же населенным пунктом.

Так, из справки от 01 июня 2020 г. , выданной администрацией <адрес> сельского поселения <адрес>, усматривается, что в настоящее время в административно-территориальные границы Платоновского сельского поселения ФИО1 <адрес> входит населенный пункт с названием деревни <адрес>, прежний адрес: <адрес>. В наименование населенного пункта было внесено изменение – вместо окончания «о» следует писать окончание «а». Основанием для внесения данных изменений послужило Постановление главы администрации <адрес> сельского поселения <адрес> от 27 марта 2009 г. «Об изменении окончаний в наименование отдельных населенных пунктов <адрес> сельсовета» (л.д. 14).

Указанное обстоятельство также подтверждается надлежащим образом заверенной копией постановления главы администрации <адрес> сельского поселения <адрес> от 27 марта 2009 г. «Об изменении окончаний в наименование отдельных населенных пунктов <адрес> сельсовета», которым постановлено внести изменения в наименование отдельных населенных пунктов, входящих в состав Платоновского сельского поселения, вместо окончания «о» деревня <адрес> следует писать окончание «а» деревня <адрес>.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что населенный пункт деревня <адрес> поименованный в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р, и населенный пункт деревня <адрес>, являются одним и тем же населенным пунктом, поскольку населенного пункта с названием деревня <адрес> на территории <адрес> <адрес> в настоящее время не имеется.

Учитывая приведенные выше нормы права и изложенные обстоятельства, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о доказанности факта постоянного проживания истца в период с 26 апреля 1986 г. по 26 апреля 1987 г. в населенном пункте деревня <адрес>, впоследствии поименованным в деревню <адрес> <адрес>, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В связи с чем, суд обоснованно признал за Соловьевым В.А. право на назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на один год на основании статьи 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и в соответствии с периодом, добровольно зачтенным пенсионным органом и дающим право истцу на снижение возраста выхода на пенсию на два года, в общей сложности уменьшил Соловьеву В.А. общеустановленный пенсионный возраст на три года.

Вопреки доводам апелляционной жалобы пенсионного органа судебная коллегия отмечает, что вышеприведенными письменными материалами дела подтверждается тождество наименований населенных пунктов деревня <адрес> и деревня <адрес>, а также факт проживания Соловьева В.А. в указанном населенном пункте.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.

Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Право Соловьева В.А., <дата> года рождения, на досрочную пенсию по старости, с учетом установленного судом периода проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом и добровольно зачтенного пенсионным органом, возникло с момента достижения им возраста 57 лет.

Из материалов дела видно, что в пенсионный фонд истец обратился 16 марта 2020 г., то есть до возникновения права.

В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении Соловьеву В.А. пенсии с момента возникновения права с 08 апреля 2020 г.

При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось оснований для назначения пенсии с 08 апреля 2020 г. основан на неправильном применении норм пенсионного законодательства.

Не влечет отмену состоявшегося решения довод апелляционной жалобы об отсутствии документального подтверждения (регистрации в паспорте) факта проживания истца в спорный период в населенном пункте, отнесенном законодателем к зоне проживания с льготным социально экономическим статусом, поскольку этот довод опровергается вышеприведенными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями процессуального закона.

Поскольку исковые требования Соловьева В.А. были удовлетворены, то суд первой инстанции в соответствии со статьей 98 ГПК РФ распределил судебные расходы, взыскав с ответчика в пользу истца государственную пошлину в размере 300 руб.

В данной части решение суда не обжалуется.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены или изменения вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 21 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Каверин В.В.                           Дело № 33-2250/2020

№ 2-1426/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 октября 2020 г.                                     г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе

председательствующего Корневой М.А.,

судей Сивашовой А.В., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Панюковой И.А.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Соловьева Владимира Алексеевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 21 июля 2020 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Соловьев В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе, пенсионный фонд) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование исковых требований указал, что он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом.

Однако в удовлетворении данного заявления ответчиком было отказано со ссылкой на то, что место регистрации истца – д. <адрес> не предусмотрено соответствующим Перечнем населенных пунктов, находящихся в зоне радиационного загрязнения.

Отмечал, что д. <адрес> и д. <адрес> являются одним и тем же населенным пунктом, в связи с чем он вправе претендовать на досрочное назначение пенсии.

С учетом изложенного, просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием на загрязненной территории и обязать ГУ-УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату страховой пенсии по старости с 08 апреля 2020 г.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе просит об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права.

Полагает, что проживание Соловьева В.А. на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС документально не подтверждено.

Отмечает, что согласно копии поквартирных карточек Соловьев В.А. с 27 апреля 1987 г. по настоящее время проживает в <адрес>, территория которого отнесена к зоне с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 г. по 31 января 1998 г.

Указывает, что в период с 13 сентября 1984 г. по 27 апреля 1987 г. Соловьев В.А. проживал в деревне <адрес>, вместе с тем, Перечнем населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поименован другой населенный пункт – деревня <адрес>.

Кроме того, выражает несогласие с выводом суда о возложении на ответчика обязанности производить истцу выплату пенсии ранее вступления решения суда в законную силу.

Одновременно ссылается на то, что отказ пенсионного органа в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости не признан судом необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 г.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 01 января 2019 г. возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действующей на 31 декабря 2018 г.).

На основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В разделе IV Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности, предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.

Так, гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия назначается со снижением пенсионного возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на соответствующей территории, но не более чем на 3 года в общей сложности (пункт 8 части первой статьи 13, статья 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации
№ 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон проживания с льготным социально-экономическим статусом и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

До 01 февраля 1998 г. применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р, согласно которому населенный пункт – д. <адрес> относился к территории проживания с льготным социально экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 16 марта 2020 г. Соловьев В.А. обратился в УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении ему пенсии по старости досрочно.

Решением ГУ-УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 17 апреля 2020 г. Соловьеву В.А. отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием права (л.д. 8).

В письме УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 22 апреля 2020 г. истцу было сообщено о документально подтвержденном периоде проживания на загрязненной территории 10 лет 09 месяцев 05 дней, что дает право Соловьеву В.А. на снижение общеустановленного пенсионного возраста на два года.

Этим же ответом пенсионного органа Соловьеву В.А. отказано во включении периода проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в деревне <адрес> <адрес> с 13 сентября 1984 г. по 27 апреля 1987 г. ввиду того, что данный населенный пункт не поименован Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РФ № 237-Р от 28 декабря 1991 г., а указанным Перечнем предусмотрен другой населенный пункт – деревня <адрес> (л.д. 9-10).

Между тем, судом бесспорно установлено, что Соловьев В.А. с 26 апреля 1986 г. по 26 апреля 1987 г. проживал в деревне <адрес>.

Данный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах.

Из представленной суду справки от 01 июня 2020 г. , выданной администрацией <адрес> сельского поселения <адрес>, следует, что Соловьев В.А. с 13 сентября 1984 г. по 27 апреля 1987 г. проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Указанный населенный пункт располагается на территории, которая относилась к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в период с 26 апреля 1986 г. по настоящее время (л.д. 13).

Согласно домовой книге для прописки граждан, проживающих в д. <адрес>, представленной <адрес> сельским поселением <адрес> <адрес>, (запись ) Соловьев В.А., <дата> года рождения, значился зарегистрированным с 13 сентября 1984 г. Также имеются сведения о том, что 27 апреля 1987 г. Соловьев В.А. выбыл с указанного места жительства в <адрес> <адрес> (л.д. 15-16).

Установив изложенные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что с 26 апреля 1986 г. по 26 апреля 1987 г. Соловьев В.А. постоянно проживал в деревне <адрес> <адрес>.

Как следует из Перечня населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г.
№ 237-р, им не предусмотрен населенный пункт деревня <адрес>, в котором проживал Соловьев В.А., а предусмотрен населенный пункт в <адрес> <адрес> деревня <адрес>.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что населенный пункт деревня <адрес> и населенный пункт деревня <адрес> <адрес> являются одним и тем же населенным пунктом.

Так, из справки от 01 июня 2020 г. , выданной администрацией <адрес> сельского поселения <адрес>, усматривается, что в настоящее время в административно-территориальные границы Платоновского сельского поселения ФИО1 <адрес> входит населенный пункт с названием деревни <адрес>, прежний адрес: <адрес>. В наименование населенного пункта было внесено изменение – вместо окончания «о» следует писать окончание «а». Основанием для внесения данных изменений послужило Постановление главы администрации <адрес> сельского поселения <адрес> от 27 марта 2009 г. «Об изменении окончаний в наименование отдельных населенных пунктов <адрес> сельсовета» (л.д. 14).

Указанное обстоятельство также подтверждается надлежащим образом заверенной копией постановления главы администрации <адрес> сельского поселения <адрес> от 27 марта 2009 г. «Об изменении окончаний в наименование отдельных населенных пунктов <адрес> сельсовета», которым постановлено внести изменения в наименование отдельных населенных пунктов, входящих в состав Платоновского сельского поселения, вместо окончания «о» деревня <адрес> следует писать окончание «а» деревня <адрес>.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что населенный пункт деревня <адрес> поименованный в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р, и населенный пункт деревня <адрес>, являются одним и тем же населенным пунктом, поскольку населенного пункта с названием деревня <адрес> на территории <адрес> <адрес> в настоящее время не имеется.

Учитывая приведенные выше нормы права и изложенные обстоятельства, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о доказанности факта постоянного проживания истца в период с 26 апреля 1986 г. по 26 апреля 1987 г. в населенном пункте деревня <адрес>, впоследствии поименованным в деревню <адрес> <адрес>, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В связи с чем, суд обоснованно признал за Соловьевым В.А. право на назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на один год на основании статьи 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и в соответствии с периодом, добровольно зачтенным пенсионным органом и дающим право истцу на снижение возраста выхода на пенсию на два года, в общей сложности уменьшил Соловьеву В.А. общеустановленный пенсионный возраст на три года.

Вопреки доводам апелляционной жалобы пенсионного органа судебная коллегия отмечает, что вышеприведенными письменными материалами дела подтверждается тождество наименований населенных пунктов деревня <адрес> и деревня <адрес>, а также факт проживания Соловьева В.А. в указанном населенном пункте.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.

Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Право Соловьева В.А., <дата> года рождения, на досрочную пенсию по старости, с учетом установленного судом периода проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом и добровольно зачтенного пенсионным органом, возникло с момента достижения им возраста 57 лет.

Из материалов дела видно, что в пенсионный фонд истец обратился 16 марта 2020 г., то есть до возникновения права.

В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении Соловьеву В.А. пенсии с момента возникновения права с 08 апреля 2020 г.

При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось оснований для назначения пенсии с 08 апреля 2020 г. основан на неправильном применении норм пенсионного законодательства.

Не влечет отмену состоявшегося решения довод апелляционной жалобы об отсутствии документального подтверждения (регистрации в паспорте) факта проживания истца в спорный период в населенном пункте, отнесенном законодателем к зоне проживания с льготным социально экономическим статусом, поскольку этот довод опровергается вышеприведенными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями процессуального закона.

Поскольку исковые требования Соловьева В.А. были удовлетворены, то суд первой инстанции в соответствии со статьей 98 ГПК РФ распределил судебные расходы, взыскав с ответчика в пользу истца государственную пошлину в размере 300 руб.

В данной части решение суда не обжалуется.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены или изменения вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 21 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-2250/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Соловьев Владимир Алексеевич
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)
Другие
Хомутов Евгений Владимирович
Суд
Орловский областной суд
Судья
Хомякова Марианна Евгеньевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
21.09.2020Передача дела судье
07.10.2020Судебное заседание
20.10.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее