Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-18/2020 от 08.04.2020

Дело №12-18/2020

РЕШЕНИЕ

25 мая 2020 года с. Юкаменское

Судья Юкаменского районного суда Удмуртской Республики Сабрекова Е.А.,

при секретаре Невоструевой Е.В.,

с участием защитника юридического лица – адвоката Кудрявцева С.В., представившего удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, - временно исполняющей обязанности заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Тугашевой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Родина» Арасланова Р.И. на постановление временно исполняющей обязанности заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Тугашевой Т.М. -ИЗ/12-1706-И/46-2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением временно исполняющей обязанности заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской <адрес> Т.М. -ИЗ/12-1706-И/46-2 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Родина» (далее - ООО «Родина», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 55000 рублей.

Законный представитель юридического лица - ООО «Родина» Арасланов Р.И. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеназванное постановление, полагая его незаконным. Жалоба мотивирована тем, что ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющей обязанности заместителя руководителя Государственной инспекции труда в УР Тугашевой Т.М. в отношении ООО «Родина» вынесено два постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, по каждому из которых назначено наказание в виде штрафа в размере 55000 рублей, а также постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ. Все административные правонарушения совершены в виде бездействия. Ссылаясь на положения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, п.4 разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении , законный представитель ООО «Родина» считает, что следовало вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления, чего сделано не было, каждый протокол об административном правонарушении рассмотрен отдельно, чем существенно нарушены права ООО «Родина». Постановление -ИЗ/12-1706-И46-2 вынесено с существенными нарушениями закона, устранить которые при рассмотрении дела невозможно. Дата совершения административного правонарушения указана ДД.ММ.ГГГГ - дата подписания акта формы Н-1 о несчастном случае на производстве. Наказание вынесено за то, что заведующая фермой Арасланова Н.Ю. не прошла обучение по охране труда, а Ипатов А.Н. был допущен к работе без предварительного медицинского осмотра. Актом формы Н-1 о несчастном случае на производстве не выявлено такого нарушения в отношении Араслановой Н.Ю. Кроме того, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ изложена как «допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний. По мнению заявителя, составление протокола в отношении допуска работников, закон не допускает, считает, что должны быть составлены протоколы в отношении каждого работника и рассмотрены в соответствии с требованиями ч.2 ст.4.4 КоАП РФ. Ссылаясь на п. 2.3.1 Порядка обучения по охране труда, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ N 1/29, полагает, что срок давности по допуску работника к работе без прохождения обучения правилам охраны труда не является длящимся правонарушением, исчисляется с момента истечения первого месяца при приеме на работу. Допуск работника без прохождения медицинских и психиатрических осмотров является длящимся правонарушением. Кроме этого, актом формы Н-1 установлен несчастный случай на производстве, Ипатову А.Н. причинены физические страдания, моральный вред, что соответствует ст.25.2 КоАП РФ. Протокол рассмотрен без участия потерпевшего и без надлежащего его извещения, в данном случае рассмотрение является незаконным.

Законный представитель ООО «Родина» Арасланов Р.И. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. На основании ч.2 ст.25.1, ч.3 ст.25.4, ст.30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие законного представителя ООО «Родина».

Защитник ООО «Родина» - адвокат Кудрявцев С.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил отменить постановление о назначении административного наказания, производство по делу прекратить.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, временно исполняющая обязанности заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской <адрес> Т.М., полагала постановление законным и обоснованным, возражалапротив удовлетворения жалобы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив жалобу, будучи не связанной с ее доводами, исследовав представленные материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ с работником ООО «Родина» - подсобным рабочим Ипатовым А.Н. произошел несчастный случай с тяжелыми последствиями, который по результатам его расследования был квалифицирован как связанный с производством.

При расследовании несчастного случая в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Государственной инспекции труда в УР выявлены следующие нарушения законодательства:

- в нарушение ст.22, 212, 213, 76 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 695, Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 377подсобный рабочий Ипатов А.Н. был допущен к выполнению работ без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования;

- в нарушение ст. 212, 213, 76 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 695, Приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 302н Ипатов А.Н. допущен к работе без прохождения обязательного предварительного и периодического медицинского осмотра;

- в нарушение ст. 212, 215 Трудового кодекса Российской Федерации, п.2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ N 1/29заведующая фермой Арасланова Н.Ю. не прошла обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

В силу ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить, в том числе недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Согласно ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 695 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности ( далее –Правила).

Данными Правилами определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования названной категорией работников, в том числе работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Перечень).

Данным Перечнем установлены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, приведенных в таблице. В числе иных видов такой деятельности указаны работники, на которых воздействуют опасные и вредные производственные факторы (физические перегрузки, возбудители бруцеллеза и др.)

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" прохождению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров подлежат работники, на которых воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы: биологические токсины (п.2.6), пыль животного и растительного происхождения (п.2.7), физические перегрузки (п.4.1).

В соответствии со ст.225 ТК РФ работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно п.2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ N 1/29 руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности.

Однако с выводами, изложенными в постановлении о назначении административного наказания, согласиться нельзя.

В оспариваемом постановлении не содержится сведений о периодах времени, в которые подсобный рабочий Ипатов А.Н. был допущен к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования и обязательного предварительного и периодического медицинского осмотра.

Кроме того, период времени, в который подсобный рабочий Ипатов А.Н. был допущен к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования, обязательного периодического и медицинского осмотра не указан в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Помимо этого, оспариваемое постановление не содержит сведений о дате допуска заведующей фермой Араслановой Н.Ю. к работе без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, или о периоде такого допуска. Указанные сведения отсутствуют в протоколе об административном правонарушении. В материалах дела об административном правонарушении таких сведений также не имеется.

Указанные обстоятельства является основополагающими при привлечении юридического лица к ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Таким образом, при рассмотрении дела должностным лицом административного органа требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были. Допущенные процессуальные нарушения являются существенными.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах постановление временно исполняющей обязанности заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской <адрес> Т.М. -ИЗ/12-1706-И/46-2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО «Родина» не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Удмуртской Республике.

В связи с отменой решения по указанным основаниям, суд не входит в обсуждение иных доводов жалобы, в связи с тем, что они подлежат рассмотрению при новом рассмотрении дела по существу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Родина» на постановление временно исполняющей обязанности заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской <адрес> Т.М. -ИЗ/12-1706-И/46-2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить частично.

Постановление временно исполняющей обязанности заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской <адрес> Т.М. -ИЗ/12-1706-И/46-2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Родина» отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Удмуртской Республики через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.А.Сабрекова

12-18/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
генеральный директор ООО "Родина" Арасланов Рустам Ильдарович
Суд
Юкаменский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Сабрекова Елена Анатольевна
Статьи

ст. 5.27.1 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
yukamenskiy--udm.sudrf.ru
08.04.2020Материалы переданы в производство судье
12.05.2020Судебное заседание
25.05.2020Судебное заседание
01.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2020Дело оформлено
16.06.2020Вступило в законную силу
31.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее