Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3780/2015 ~ М-3544/2015 от 20.10.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 ноября 2015 года Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Колесниковой Л.Ю.,

при секретаре Пименовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Степановой Т.А. к УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары о признании права на досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

    Степанова Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары о признании права на досрочную пенсию, указав, что на основании протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом, указанным решением из специального стажа были исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, периоды ее работы в должностях: заведующей здравпунктом Планового института Городской поликлиники с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> Считает, что данные периоды были исключены неправомерно, просит признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии, засчитав указанные периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании Степанова Т.А. поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары Лысикова С.М. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в протоколе комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Статья 30 указанного Федерального Закона устанавливает досрочную пенсию по старости при наличии специального стажа.

Судом установлено, что Степанова Т.А.. 29.04.2015 года обратилась в ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары за назначением досрочной пенсии по старости в соответствии п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары были исключены периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды ее работы в должностях: <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> /л.д. 19-23/.

На основании названного протокола решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа в соответствии п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» /л.д. 18/.

Указанной нормой предусмотрена возможность назначения страховой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 указанной статьи Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства от 16.07.2014 N 665 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение и Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

В периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Степанова Т.А. была направлена на курсы повышения квалификации, что подтверждается соответствующими приказами и свидетельствами о повышении квалификации /л.д. 24 оборот, 28, 37,38/.

В соответствии со ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Как следует из материалов дела, в периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации ее отношения с учреждениями здравоохранения не прерывались, за ней сохранялось рабочее место и средний заработок, работодателем перечислялись обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд, по окончанию прохождения курса повышения квалификации Степановой Т.А. были получены соответствующие документы об обучении.

В связи с чем, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы и данные периоды необходимо рассматривать как иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которая засчитывается в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по основанию, предусмотренному пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом суд учитывает, что согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 05.06.2003 года № 186 для медицинских специалистов предусмотрено обязательное, не реже 1 раза в 5 лет профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации для освоения новых методик по оказанию медицинской помощи населению.

При таких обстоятельствах, суд считает, что периоды нахождения Степановой Т.А. на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный трудовой стаж истца.

В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Степанова Т.А. работала в должности <данные изъяты>, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>

В указанный спорный период пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, утвердившим Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет.

В соответствии с указанным Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, то есть врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, предусматривались должности заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра, должность фельдшер в больницах всех наименований, амбулатории.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004 N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Следовательно, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. При этом не предусмотрена возможность ведения отдельного учета пенсионных прав, в соответствии с различными нормативным правовыми актами.

В соответствии с «Примерной организацией структурой городской поликлиники (поликлинического отделения больницы, больнично-поликлинического объединения, МСЧ», утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 23.09.1981 г. № 1000, фельдшерский здравпункт является лечебно-профилактическим подразделением и структурным подразделением медико-санитарной части. Фельдшерский здравпункт Планового института работал как поликлиническое звено, согласно положения о фельдшерском здравпункте на предприятии, утвержденного Министерством здравоохранения СССР от 02.01.1984 г., занимался амбулаторным приемом работников института. Согласно штатным нормативам медицинского и педагогического персонала городских поликлиник в состав медицинского персонала фельдшерского здравпункта входит – заведующий здравпунктом-фельдшер (медицинская сестра).

Согласно должностной инструкции заведующей здравпунктом в должностные обязанности истица в спорный период входило оказание доврачебной помощи при острых заболеваниях, травмах и отравлениям, организация госпитализации больных и пострадавших по неотложны показаниям, проведение профилактических прививок. Таким образом, истец в спорные периоды осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, что свидетельствует о необходимости включения их в специальный трудовой стаж.

В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности <данные изъяты>

Согласно лицензии № ЛО 63-01-000120 от 21.07.2008 г., выданной Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области <данные изъяты> занималось медицинской деятельностью по осуществлению доврачебной медицинской помощи, при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе по неврологии, хирургии, офтальмологии, терапии и др. /л.д.41-50 том 1/.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 включается работы в должности фельдшера.

Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 02.06.2004 г. №11-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Учитывая изложенные обстоятельства периоды работы истца в ООО «Поликлиника Сатура» также подлежит включению в специальный страж.

Периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> также подлежат включению в специальный стаж истца по следующим основаниям.

Согласно п. 3 Правил от 29.10.2002 г., утвержденных постановлением Правительства РФ № 781 наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В Списке должностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 в «Наименовании должности» поименована должность фельдшер, а в «Наименовании учреждения» поименованы санатории.

Как следует из лицензии от 29.12.2011 г. № ФС-63-01-001352 <данные изъяты> предоставлено право на осуществление медицинской деятельности, в том числе при осуществлении санаторно-курортной помощи по: контролю качества медицинской помощи, неврологии, общественному здоровью и организации здравоохранения, педиатрии, терапии, физиотерапии.

Суд полагает, что условия труда и характер работы истца в <данные изъяты> в качестве фельдшера, а также профиль санатория-профилактория (неврология), соответствуют характеру и условиям труда в санаториях, поименованных Списком от 29.10.2002 г. № 781. Само включение в наименование «санаторий-профилакторий» не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности работников и не свидетельствует о существовании таких различий. В профилактории проводилось укрепление здоровья работников управления, предупреждение различных заболеваний и снижение на этой основе заболеваемости, оздоровление и лечение трудящихся, в основном, без отрыва их от производственной деятельности. В здравпункте управления истец оказывала первую врачебную медицинскую помощь, первичный прием пациентов, занималась выполнением профилактических и лечебно-диагностических мероприятий, проводила лечебные процедуры, а также предрейсовый осмотр водителей ТТУ. Следовательно, истец осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, что дает право на включение указанных периодов в специальный стаж.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Степановой Т.А. удовлетворить.

Признать за Степановой Т.А. право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости, предусмотренное п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ « О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г..

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самары включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном исчислении следующие периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах повышения квалификации;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности <данные изъяты>

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности заведующей <данные изъяты>

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности <данные изъяты>

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности <данные изъяты>

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности фельдшера здравпункта в <данные изъяты>

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самары назначить Степановой ФИО8 досрочно трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, но не ранее поданного ею заявления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 30.11.2015 года.

Председательствующий:                            Л.Ю. Колесникова                                      

2-3780/2015 ~ М-3544/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Степанова Т.А.
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда в ЖД района
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Колесникова Л. Ю.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
20.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2015Передача материалов судье
22.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.11.2015Предварительное судебное заседание
26.11.2015Судебное заседание
30.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.12.2015Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее