РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2016 года г.Самара
Кировский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Башмаковой Т.Ю.
при секретаре Еськиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5744/2016 по исковому заявлению Седых А.С. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании противоречащим федеральному законодательству ответа, обязании заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец Седых А.С. обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что ему приказом от *** № Департамента управления имуществом городского округа Самара предоставлено жилое помещение в общежитии - комната № жилой площадью 10,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. *** между истцом и ответчиком заключен договор найма жилого помещения в общежитии №, по условиям которого предоставлено во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из жилой комнаты площадью 10,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. Распоряжением на заселение № истец заселён в вышеуказанную комнату. Согласно выписке из реестра, предоставленной Департаментом управления имуществом городского округа Самара от *** №, объект недвижимости комната №, расположенная по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества *** за номером № на основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Самарской области № от ***. В июне 2016 года истец обратился к ответчику с запросом о заключении договора социального найма на указанную квартиру, однако письмом от *** № ответчик, ссылаясь на тот факт, что указанная комната состоит в реестре муниципального имущества, включена в состав муниципального специализированного жилищного фонда со статусом общежития на основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Самарской области № от ***. Таким образом, ответ на запрос Департамента управления имуществом городского округа Самара противоречит ранее выданной выписке из реестра. Истец просил суд признать противоречащим федеральному законодательству ответ Департамента управления имуществом городского округа Самара от *** №; обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара заключить с Седых А.С. договор социального найма комнаты, находящейся по адресу: <адрес>.
Истец Седых А.С. в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом городского округа Самара в суд не явился, предоставлены письменные возражения на иск, в которых в удовлетворении исковых требований Седых А.С. о заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> - отказать; рассмотреть дело без участия представителя; не оставлять настоящее гражданское дело без рассмотрения (л.д. 58-59).
Представитель третьего лица Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара Буренкова Е.В., действующая на основании доверенности (л.д. 54), в судебном заседании возражала против исковых требований истца, просила в иске отказать.
Суд, выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом из материалов дела установлено, что *** Седых А.С. выдано смотровое уведомление, в котором ему предлагалось ознакомиться с предлагаемой площадью по договору найма жилого помещения в муниципальном общежитии и прибыть в управление по жилищным вопросам для оформления документов (л.д. 10).
Седых А.С. на основании приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара от *** за № предоставлено жилое помещение в общежитии - комната № жилой площадью 10,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. Также на основании данного приказа с ним заключен договор найма жилого помещения в общежитии, указанном в п.1 настоящего приказа, на период прохождения службы в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Самаре, на состав семьи - 1 человек (л.д. 7).
*** между Департаментом управления имуществом г.о. Самара (Наймодатель) и Седых А.С. (Наниматель) заключен договор найма жилого помещения в общежитии №, согласно которому наймодатель передаёт нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из комнаты жилой площадью 10,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нём. Жилое помещение предоставляется в связи со службой в Управлении МВД России по г.Самара. Настоящий договор заключается на время прохождения службы (п.5 договора).
На основании приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара № от *** и договора найма № от ***, *** издано распоряжение на заселение № Седых А.С. в комнату № общежития по адресу: <адрес> (л.д. 11).
Лицевой счёт в отношении спорного жилого помещения с *** открыт на имя Седых А.С. (л.д. 34).
Согласно справке, выданной МП ЭСО г.Самары ***, в к.№ общежития о адресу: <адрес>, зарегистрирован Седых А.С. с *** (л.д. 33).
На заявление Седых А.С. по вопросу заключения договора социального найма Департамент управления имуществом г.о. Самара сообщил, что договор социального найма может быть заключен после исключения жилого помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда. Объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, состоит в реестре муниципального имущества, включен в состав муниципального специализированного жилищного фонда со статусом общежития на основании Распоряжения Территориального управления Росимущества по Самарской области от *** №. В соответствии с приказом департамента от *** № жилое помещение № в указанном муниципальном общежитии было предоставлено на условиях найма жилого помещения специализированного жилищного фонда для временного проживания в нём. Учитывая необходимость использования данного жилого помещения в качестве общежития у департамента в настоящее время отсутствуют основания для исключения занимаемого истцом жилого помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда и заключения договора социального найма (л.д. 8).
Согласно выписке из реестра от *** за № объект недвижимости, квартира №, расположенный по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества *** за номером № на основании Распоряжения Территориального управления Росимущества по Самарской области № от *** (л.д. 16).
Общежитие по указанному выше адресу передано Территориальным управлением Росимущества по Самарской области на основании акта приёма-передачи имущества от *** Департаменту управления имущества г.о. Самара, в приложении в которому указано, что передаётся объект общежитие, реестровый номер федерального имущества № по адресу: <адрес> (л.д. 24-25).
На основании приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара от *** за № общежитие по адресу: <адрес> передано на эксплуатацию и содержание муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары как объект специализированного жилищного фонда (л.д. 23).
Истец полагает, что поскольку в выписке из реестра от *** № указано, что комната №, по адресу: <адрес>, является муниципальной собственность, включена в реестр муниципального имущества *** за номером № на основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Самарской области № от ***, а в ответе Департамента по управлению имуществом городского округа Самара от *** № указано, что указанная комната состоит в реестре муниципального имущества, включена в состав муниципального специализированного жилищного фонда со статусом общежития на основании Распоряжения Территориального управления Росимущества по Самарской области от *** №, ответ департамента от *** № противоречит федеральному законодательству, и к отношению по пользованию жилым помещением подлежит применению ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса».
При этом, согласно ответа Департамента управления имуществом г.о. Самара на запрос суда, на основании Распоряжения Территориального управления Росимущества по Самарской области от *** № в муниципальную собственность городского округа Самара от открытого акционерного общества «Моторостроитель» принят объект недвижимости (общежитие), входящий в состав специализированного жилищного фонда, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 49).
В акте приёма-передачи имущества от *** также указано, что передаётся общежитие.
Согласно ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Частью 2 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.12 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 года №42 предусмотрено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилым фондом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч.2 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
В соответствии со ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Основания предоставления специализированных жилых помещений и формы договоров, по которым они предоставляются, предусмотрены ст.99 ЖК РФ.
Так, в соответствии с п.1 ст.99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно ч.1 ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нём.
В соответствии с п.12 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года №42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Таким образом, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, вопрос изменения режима специализированного жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью.
Как усматривается из материалов дела, <адрес> передавался Территориальным управлением Росимущества по Самарской области Департаменту управления имуществом г.о. Самара со статусом общежитие. Данный статус Департаментом управления имуществом г.о. Самара не снимался.
Понуждение собственника жилищного фонда к исключению жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда и включение его в состав социального жилищного фонда, который по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему гражданские права, действующим законодательством не предусмотрено.
При этом закон не возлагает на какой-либо орган, осуществляющий управление государственным и муниципальным жилым фондом, обязанность изменить по требованию нанимателя цель использования жилого помещения специализированного жилищного фонда, исключить его из состава указанных жилых помещений и отнести к фонду социального использования.
Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение - комната №, расположенная в <адрес>, является муниципальной собственностью, относится к специализированному жилищному фонду и является служебным, следовательно, правовой режим установленный для жилых помещений ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» применён быть не может.
Проанализировав применительно к установленным обстоятельствам по делу положения данных норм закона, а также ст.ст.19, 49 Жилищного кодекса РФ, из которых следует, что по договорам социального найма предоставляются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, относящиеся в зависимости от целей использования к жилищному фонду социального использования, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку собственник спорного жилого помещения, относящегося к специализированному жилищному фонду, не принимал решение о переводе служебного жилого помещения в жилищный фонд социального использования, при этом предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда на основании договора социального найма действующим законодательством не предусмотрено, каких-либо противоречий федеральному законодательству в ответе Департамента управления от *** года № также не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Седых А.С. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании противоречащим федеральному законодательству ответа, обязании заключить договор социального найма - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение месяца.
Председательствующий Т.Ю. Башмакова
Решение в окончательной форме изготовлено ***.