Дело № 2а-406/2021
УИД 36RS0004-01-2020-005734-85
3.022 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2021 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,
при секретаре Воробьёве В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Сотниковой Светланы Викторовны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, руководителю Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Юсупову С.В. о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
Сотникова С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, руководителю Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Юсупову С.В. о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Мотивируя заявленные требования, административный истец указывала в иске, что ею в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в соответствии с законом Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» было подано обращение о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 800 кв.м., прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: г. Воронеж, ул. Степана Солодовникова, 106, для индивидуального жилищного строительства.
08.09.2020 Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в ответе №52-17-12179з на основании пп. 1, пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием на то, что в предоставленном пакете документов отсутствует схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий на территории общего пользования, которая должна быть доступной; согласно схеме инженерно-геологического районирования территории, выполненной ОАО «Воронежпроект» в 2003 году, рассматриваемая территория относится к району, требующему инженерной подготовки территории (участок с уклоном от 0,5% до 10%), и находится в границе зон подтопления грунтовыми водами.
Указанный отказ Департамента административный истец полагает незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы.
Так, по мнению административного истца, при обращении лица в департамент по вопросу предоставления земельного участка, оно не обязано предоставлять схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку подготовка указанной схемы обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления (п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ).
Административный истец считает, что испрашиваемый земельный участок не пересекает красные линии и территорию общего пользования, что подтверждается схемой ситуационного плана испрашиваемого участка, подготовленной ОГБУ ВО «Природные ресурсы».
Кроме того, истец полагает, что территория испрашиваемого земельного участка не находится в границе зон подтопления грунтовыми водами, а отказ ответчика в данной части немотивирован.
С учетом изложенного, административный истец обратилась в суд и просит признать незаконным решение департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 08 сентября 2020 года №52-17-12179з об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства определением суда от 08.12.2020г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Позднякова Татьяна Викторовна и Жданова Виктория Викторовна.
Определением суда от 12.01.2021г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УГА администрации городского округа г. Воронеж.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Ранее в судебном заседании представитель административного истца по доверенности Проскурина А.А. иск поддержала.
Представитель ответчика ДИЗО ВО по доверенности Родина М.Л. против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Административный истец Сотникова С.В., административный ответчик - руководитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Юсупов С.В., заинтересованные лица – Позднякова Т.В., Жданова В.В., представитель УГА, будучи извещенными надлежащим образом, в судебные заседания не являлись, ходатайств не поступало.
Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.
В материалах дела имеются надлежащие доказательства, подтверждающие, что лица, участвующие в деле, о находящемся в производстве суда административном деле, в том числе и проведении судебного заседания 25.03.2021г., надлежащим образом извещены.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения настоящего дела в отсутствие административного истца суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, 25.03.2021г. в адрес суда поступило ходатайство административного истца об отложении рассмотрения дела для предоставления дополнительных доказательств, в связи с чем в заседании был объявлен перерыв до 30.03.2021г., о чем заявитель была надлежаще извещена.
Вместе с тем после перерыва к заседанию, назначенному на 30.03.2021г., от административного истца каких-либо ходатайств, в том числе об отложении рассмотрения дела, не заявлялось, дополнительных доказательств, на предоставление которых имелась ссылка в заявлении от 25.03.2021г., не поступило, административный истец и ее представитель в заседание не явились.
С учетом изложенного, суд считает необходимым признать причины неявки в судебное заседание участвующих в деле лиц неуважительными, и полагает, что дальнейшее отложение рассмотрения дела нецелесообразно, приведет к необоснованному затягиванию сроков его рассмотрения и считает возможным в силу положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ рассмотреть настоящее дело в отсутствие участвующих лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском 13.11.2020 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения обжалуемого решения от 08.09.2020 года №52-17-12179з.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Судом установлено, что Сотникова С.В. согласно Закону Воронежской области от 13.05.2008 г. №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» обратилась в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о возможном формировании и предоставлении ей земельного участка под индивидуальное жилищное строительство площадью 800 кв.м., прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: Воронежская обл., г. Воронеж, ул. Степана Солодовникова, 106, по льготной категории «Многодетные граждане».
Письмом от 08.09.2020 г. №52-17-12179з за подписью руководителя Департамента Юсупова С.В. административному истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на положения пп. 1, 3 п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ с указанием на то, что «согласно представленной Управлением главного архитектора администрации городского округа город Воронеж информации испрашиваемый участок расположен за границами красных линий, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной.
В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утв. Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. (далее ПЗЗ), рассматриваемый земельный участок находится в границах прибрежной полосы водохранилища. Согласно ст. 21 ПЗЗ в границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, прибрежные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.
Согласно данным картографического материала рассматриваемый земельный участок расположен на территории, имеющей крутой рельеф (перепад высот составляет 6м.).
Согласно схеме инженерно – геологического районирования территории, выполненной ОАО «Воронежпроект» в 2003 году, рассматриваемая территория относится к району, требующему инженерной подготовки территории (участок с уклоном от 0,5% до 10%) и находится в границе зон подтопления грунтовыми водами.».
Оценивая вышеуказанные административным ответчиком обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого отказа, суд полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. № 365 установлено, что Департамент является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрены пунктом 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Положениями ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено:
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;
проектная документация лесных участков;
утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Подготовка и утверждение схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а также требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 г. № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».
В соответствии с положениями ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (ч. 2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (ч. 9).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 12).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.13).
На основании п. 4 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 г. № 762 схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
- утвержденных документов территориального планирования;
- правил землепользования и застройки;
- проектов планировки территории;
- землеустроительной документации;
- положения об особо охраняемой природной территории;
- о зонах с особыми условиями использования территории;
- о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
- о местоположении границ земельных участков;
- о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Приказом Департамента от 24.01.2017 г. № 106 утвержден Административный регламент Департамента по предоставлению государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории».
В предоставлении государственной услуги принимают участие органы и организации, предоставляющие документы, необходимые для утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории: - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управление Росреестра по Воронежской области); - Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области; - Областное государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Управление природных ресурсов»; - Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж.
Межведомственные запросы формируются в соответствии с положениями статьи 7.2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Материалами дела подтверждено, что в целях принятия решения в соответствии с действующим законодательством, департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области были направлены запросы в управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж о возможности формирования испрашиваемого заявителем земельного участка и управу Ленинского района г. Воронежа.
Как следует из представленного Управлением главного архитектора администрации городского округа город Воронеж ответа от 28.08.2020г. №3в-0137645, рассматриваемый земельный участок расположен за границами красных линий сложившейся застройки, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной. Красные линии сложившейся застройки закоординированы и утверждены управлением главного архитектора в соответствии с Положением об УГА городского округа администрации городского округа г. Воронеж, утв. Решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012г. №908-III. Согласно п. 3.17, 3.36, 3.37, 12.33 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» территория, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети города, предназначена для движения транспортных средств и пешеходов, прокладки инженерных коммуникаций и является территорией общего пользования транспортного назначения.
В подтверждение данного обстоятельства ответчиком представлена схема ситуационного плана участка, а также схема прохождения красной линии.
Кроме того, в представленном УГА ответе от 28.08.2020г. указано, что в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе ПЗЗ, рассматриваемый земельный участок находится в границах водоохраной зоны, во II поясе санитарной охраны объектов водоснабжения, в границах прибрежной полосы водохранилища, в связи с чем учитываются также требования ст. 21 ПЗЗ.
Согласно части 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 Водного кодекса РФ).
Частью 16 статьи 65 Водного кодекса РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются в том числе:
- централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
- сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод.
В ответе Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж от 28.08.2020г. помимо прочего также указывалось и на то, что рассматриваемый земельный участок расположен на территории, имеющей крутой рельеф (перепад высот составляет от 6м), и относится к территории подтопления грунтовыми водами.
Данное следует также и из схемы инженерно – геологического районирования территории, выполненной ОАО «Воронежпроект» в 2003 году.
При этом ответчиком истцу разъяснялось, что осуществление строительства на спорном земельном участке не представляется возможным осуществить без проведения дополнительных работ и выполнения условия по инженерной подготовке территории.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 18 августа 2010 г. № 739 утверждено Положение об отраслевом картографическом фонде городского округа город Воронеж.
Принятое Положение обязательно для исполнения органами местного самоуправления, гражданами и юридическими лицами, предоставляющими в пользование и использующими материалы и данные отраслевого картографического фонда городского округа город Воронеж (п. 1.2 Положения).
Настоящее Положение определяет состав, порядок предоставления и использования материалов фонда, а также порядок приемки и учёта предоставленных пользователям материалов и данных фонда.
Пунктом 3.1 указанного Положения закреплено, что после проведения топографо –геодезических работ пользователи материалов сдают в фонд измененные топографические материалы и границы участков работ.
Комплекс проверок топографических планов, принимаемых в фонд, включает в себя ряд процедур, призванных проконтролировать полноту информации и соответствие её сопроводительной документации (п. 3.2 Положения).
При этом, согласно п. 3.3 при несогласии с результатами проверки материалов пользователь фонда вправе обратиться в управление для принятия решения о приемке данного материала в фонд либо возврате его для устранения замечаний.
Таким образом, указанным Положением предусмотрен порядок актуализации данных, включаемых в картографический фонд и до окончания проведения данной процедуры содержащиеся в картографической подоснове сведения и данные на принципах публичной достоверности являются актуальными и подлежат использованию при принятии на их основании решений о формировании земельных участков.
Доказательств сдачи в фонд измененных топографических материалов и проведения проверки достоверности данных сведений в ходе рассмотрения дела представлено не было.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
А согласно ч.2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, оснований для признания оспариваемого отказа от 08.09.2020г. незаконным у суда не имеется.
Указание в ответе от 08.09.2020г. на отсутствие в представленном Сотниковой С.В. пакете документов схемы расположения земельного участка не свидетельствует о неправомерности выводов ответчика, поскольку, как следует из содержания данного ответа, истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по иным основаниям.
Довод истца о том, что отказом нарушаются ее права на предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, по льготной категории «Многодетные граждане», судом принят во внимание быть не может, по следующим основаниям.
В соответствии с п.2.1 статьи 13 Закон Воронежской области от 13.05.2008 г. №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» к гражданам, имеющим трех и более детей, указанным в статье 8.1 настоящего Закона Воронежской области и в пункте 5 части 1 настоящей статьи, в целях настоящего Закона Воронежской области относятся граждане, являющиеся родителями (одинокими родителями), на содержании которых находятся постоянно зарегистрированные по месту жительства совместно с ними трое и более несовершеннолетних их детей и (или) детей его (ее) супруга (супруги), включая детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, и (или) являющиеся опекунами (попечителями), на содержании которых находятся трое и более несовершеннолетних детей.
Статьей 13.1 вышеназванного Закона Воронежской области определен порядок предоставления многодетным гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно п.1 которой в собственность многодетным гражданам предоставляются бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и включенные в перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность указанным гражданам в соответствии с настоящим Законом Воронежской области.
Перечень земельных участков утверждается уполномоченными органами в пределах их компетенции не позднее последнего дня каждого квартала календарного года.
Предоставление земельных участков осуществляется многодетным гражданам, поставленным на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и включенным в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, на основании заявления о предоставлении земельного участка, которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) в уполномоченные органы в пределах их компетенции по месту постоянного проживания заявителя (п. 2 ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. № 25-ОЗ).
В силу пункта 4 указанной статьи уполномоченные органы в пределах их компетенции в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в частях 3 и 3.1 настоящей статьи, принимают решение о постановке заявителя на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, либо об отказе в постановке заявителя на учет. Результатом постановки многодетного гражданина на учет является его включение в Реестр.
Административный истец Сотникова С.В. в настоящее время включена в указанный Реестр, решений об ее исключении не принималось, в связи с чем, она имеет право на получение в собственность земельного участка из земель находящихся в государственной и муниципальной собственности по категории многодетных граждан. Испрашиваемый земельный участок не включен в перечень земельных участков, предусмотренных к предоставлению.
С учётом изложенного суд приходит к выводу, что Сотникова С.В. обладает правом на получение в собственность бесплатно земельного участка, данного права не лишена, в порядке установленной законом очередности земельный участок из утвержденного перечня административному истцу будет предоставлен, при этом самостоятельно определение заявителем земельного участка, который должен быть ей предоставлен, указанным Законом не предусмотрено, факта нарушения прав Сотниковой С.В. не установлено, в связи с чем, ссылку на нарушение её прав, предусмотренных Законом Воронежской области от 13.05.2008 г. № 25-ОЗ, суд находит необоснованной. При отсутствии свободных участков административный истец не лишена права на получение такого участка в пределах другого муниципального образования, что также прямо предусмотрено данным Законом.
Недоказанность факта нарушения прав административного истца является самостоятельным основанием к отказу в иске.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска Сотниковой Светланы Викторовны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, руководителю Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Юсупову С.В. о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 08.09.2020г. №52-17-12179з отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Пономарева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.04.2021г.
Дело № 2а-406/2021
УИД 36RS0004-01-2020-005734-85
3.022 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2021 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,
при секретаре Воробьёве В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Сотниковой Светланы Викторовны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, руководителю Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Юсупову С.В. о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
Сотникова С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, руководителю Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Юсупову С.В. о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Мотивируя заявленные требования, административный истец указывала в иске, что ею в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в соответствии с законом Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» было подано обращение о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 800 кв.м., прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: г. Воронеж, ул. Степана Солодовникова, 106, для индивидуального жилищного строительства.
08.09.2020 Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в ответе №52-17-12179з на основании пп. 1, пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием на то, что в предоставленном пакете документов отсутствует схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий на территории общего пользования, которая должна быть доступной; согласно схеме инженерно-геологического районирования территории, выполненной ОАО «Воронежпроект» в 2003 году, рассматриваемая территория относится к району, требующему инженерной подготовки территории (участок с уклоном от 0,5% до 10%), и находится в границе зон подтопления грунтовыми водами.
Указанный отказ Департамента административный истец полагает незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы.
Так, по мнению административного истца, при обращении лица в департамент по вопросу предоставления земельного участка, оно не обязано предоставлять схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку подготовка указанной схемы обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления (п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ).
Административный истец считает, что испрашиваемый земельный участок не пересекает красные линии и территорию общего пользования, что подтверждается схемой ситуационного плана испрашиваемого участка, подготовленной ОГБУ ВО «Природные ресурсы».
Кроме того, истец полагает, что территория испрашиваемого земельного участка не находится в границе зон подтопления грунтовыми водами, а отказ ответчика в данной части немотивирован.
С учетом изложенного, административный истец обратилась в суд и просит признать незаконным решение департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 08 сентября 2020 года №52-17-12179з об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства определением суда от 08.12.2020г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Позднякова Татьяна Викторовна и Жданова Виктория Викторовна.
Определением суда от 12.01.2021г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УГА администрации городского округа г. Воронеж.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Ранее в судебном заседании представитель административного истца по доверенности Проскурина А.А. иск поддержала.
Представитель ответчика ДИЗО ВО по доверенности Родина М.Л. против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Административный истец Сотникова С.В., административный ответчик - руководитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Юсупов С.В., заинтересованные лица – Позднякова Т.В., Жданова В.В., представитель УГА, будучи извещенными надлежащим образом, в судебные заседания не являлись, ходатайств не поступало.
Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.
В материалах дела имеются надлежащие доказательства, подтверждающие, что лица, участвующие в деле, о находящемся в производстве суда административном деле, в том числе и проведении судебного заседания 25.03.2021г., надлежащим образом извещены.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения настоящего дела в отсутствие административного истца суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, 25.03.2021г. в адрес суда поступило ходатайство административного истца об отложении рассмотрения дела для предоставления дополнительных доказательств, в связи с чем в заседании был объявлен перерыв до 30.03.2021г., о чем заявитель была надлежаще извещена.
Вместе с тем после перерыва к заседанию, назначенному на 30.03.2021г., от административного истца каких-либо ходатайств, в том числе об отложении рассмотрения дела, не заявлялось, дополнительных доказательств, на предоставление которых имелась ссылка в заявлении от 25.03.2021г., не поступило, административный истец и ее представитель в заседание не явились.
С учетом изложенного, суд считает необходимым признать причины неявки в судебное заседание участвующих в деле лиц неуважительными, и полагает, что дальнейшее отложение рассмотрения дела нецелесообразно, приведет к необоснованному затягиванию сроков его рассмотрения и считает возможным в силу положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ рассмотреть настоящее дело в отсутствие участвующих лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском 13.11.2020 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения обжалуемого решения от 08.09.2020 года №52-17-12179з.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Судом установлено, что Сотникова С.В. согласно Закону Воронежской области от 13.05.2008 г. №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» обратилась в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о возможном формировании и предоставлении ей земельного участка под индивидуальное жилищное строительство площадью 800 кв.м., прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: Воронежская обл., г. Воронеж, ул. Степана Солодовникова, 106, по льготной категории «Многодетные граждане».
Письмом от 08.09.2020 г. №52-17-12179з за подписью руководителя Департамента Юсупова С.В. административному истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на положения пп. 1, 3 п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ с указанием на то, что «согласно представленной Управлением главного архитектора администрации городского округа город Воронеж информации испрашиваемый участок расположен за границами красных линий, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной.
В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утв. Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. (далее ПЗЗ), рассматриваемый земельный участок находится в границах прибрежной полосы водохранилища. Согласно ст. 21 ПЗЗ в границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, прибрежные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.
Согласно данным картографического материала рассматриваемый земельный участок расположен на территории, имеющей крутой рельеф (перепад высот составляет 6м.).
Согласно схеме инженерно – геологического районирования территории, выполненной ОАО «Воронежпроект» в 2003 году, рассматриваемая территория относится к району, требующему инженерной подготовки территории (участок с уклоном от 0,5% до 10%) и находится в границе зон подтопления грунтовыми водами.».
Оценивая вышеуказанные административным ответчиком обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого отказа, суд полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. № 365 установлено, что Департамент является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрены пунктом 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Положениями ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено:
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;
проектная документация лесных участков;
утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Подготовка и утверждение схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а также требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 г. № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».
В соответствии с положениями ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (ч. 2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (ч. 9).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 12).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.13).
На основании п. 4 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 г. № 762 схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
- утвержденных документов территориального планирования;
- правил землепользования и застройки;
- проектов планировки территории;
- землеустроительной документации;
- положения об особо охраняемой природной территории;
- о зонах с особыми условиями использования территории;
- о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
- о местоположении границ земельных участков;
- о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Приказом Департамента от 24.01.2017 г. № 106 утвержден Административный регламент Департамента по предоставлению государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории».
В предоставлении государственной услуги принимают участие органы и организации, предоставляющие документы, необходимые для утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории: - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управление Росреестра по Воронежской области); - Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области; - Областное государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Управление природных ресурсов»; - Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж.
Межведомственные запросы формируются в соответствии с положениями статьи 7.2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Материалами дела подтверждено, что в целях принятия решения в соответствии с действующим законодательством, департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области были направлены запросы в управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж о возможности формирования испрашиваемого заявителем земельного участка и управу Ленинского района г. Воронежа.
Как следует из представленного Управлением главного архитектора администрации городского округа город Воронеж ответа от 28.08.2020г. №3в-0137645, рассматриваемый земельный участок расположен за границами красных линий сложившейся застройки, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной. Красные линии сложившейся застройки закоординированы и утверждены управлением главного архитектора в соответствии с Положением об УГА городского округа администрации городского округа г. Воронеж, утв. Решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012г. №908-III. Согласно п. 3.17, 3.36, 3.37, 12.33 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» территория, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети города, предназначена для движения транспортных средств и пешеходов, прокладки инженерных коммуникаций и является территорией общего пользования транспортного назначения.
В подтверждение данного обстоятельства ответчиком представлена схема ситуационного плана участка, а также схема прохождения красной линии.
Кроме того, в представленном УГА ответе от 28.08.2020г. указано, что в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе ПЗЗ, рассматриваемый земельный участок находится в границах водоохраной зоны, во II поясе санитарной охраны объектов водоснабжения, в границах прибрежной полосы водохранилища, в связи с чем учитываются также требования ст. 21 ПЗЗ.
Согласно части 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 Водного кодекса РФ).
Частью 16 статьи 65 Водного кодекса РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются в том числе:
- централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
- сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод.
В ответе Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж от 28.08.2020г. помимо прочего также указывалось и на то, что рассматриваемый земельный участок расположен на территории, имеющей крутой рельеф (перепад высот составляет от 6м), и относится к территории подтопления грунтовыми водами.
Данное следует также и из схемы инженерно – геологического районирования территории, выполненной ОАО «Воронежпроект» в 2003 году.
При этом ответчиком истцу разъяснялось, что осуществление строительства на спорном земельном участке не представляется возможным осуществить без проведения дополнительных работ и выполнения условия по инженерной подготовке территории.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 18 августа 2010 г. № 739 утверждено Положение об отраслевом картографическом фонде городского округа город Воронеж.
Принятое Положение обязательно для исполнения органами местного самоуправления, гражданами и юридическими лицами, предоставляющими в пользование и использующими материалы и данные отраслевого картографического фонда городского округа город Воронеж (п. 1.2 Положения).
Настоящее Положение определяет состав, порядок предоставления и использования материалов фонда, а также порядок приемки и учёта предоставленных пользователям материалов и данных фонда.
Пунктом 3.1 указанного Положения закреплено, что после проведения топографо –геодезических работ пользователи материалов сдают в фонд измененные топографические материалы и границы участков работ.
Комплекс проверок топографических планов, принимаемых в фонд, включает в себя ряд процедур, призванных проконтролировать полноту информации и соответствие её сопроводительной документации (п. 3.2 Положения).
При этом, согласно п. 3.3 при несогласии с результатами проверки материалов пользователь фонда вправе обратиться в управление для принятия решения о приемке данного материала в фонд либо возврате его для устранения замечаний.
Таким образом, указанным Положением предусмотрен порядок актуализации данных, включаемых в картографический фонд и до окончания проведения данной процедуры содержащиеся в картографической подоснове сведения и данные на принципах публичной достоверности являются актуальными и подлежат использованию при принятии на их основании решений о формировании земельных участков.
Доказательств сдачи в фонд измененных топографических материалов и проведения проверки достоверности данных сведений в ходе рассмотрения дела представлено не было.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
А согласно ч.2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, оснований для признания оспариваемого отказа от 08.09.2020г. незаконным у суда не имеется.
Указание в ответе от 08.09.2020г. на отсутствие в представленном Сотниковой С.В. пакете документов схемы расположения земельного участка не свидетельствует о неправомерности выводов ответчика, поскольку, как следует из содержания данного ответа, истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по иным основаниям.
Довод истца о том, что отказом нарушаются ее права на предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, по льготной категории «Многодетные граждане», судом принят во внимание быть не может, по следующим основаниям.
В соответствии с п.2.1 статьи 13 Закон Воронежской области от 13.05.2008 г. №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» к гражданам, имеющим трех и более детей, указанным в статье 8.1 настоящего Закона Воронежской области и в пункте 5 части 1 настоящей статьи, в целях настоящего Закона Воронежской области относятся граждане, являющиеся родителями (одинокими родителями), на содержании которых находятся постоянно зарегистрированные по месту жительства совместно с ними трое и более несовершеннолетних их детей и (или) детей его (ее) супруга (супруги), включая детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, и (или) являющиеся опекунами (попечителями), на содержании которых находятся трое и более несовершеннолетних детей.
Статьей 13.1 вышеназванного Закона Воронежской области определен порядок предоставления многодетным гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно п.1 которой в собственность многодетным гражданам предоставляются бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и включенные в перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность указанным гражданам в соответствии с настоящим Законом Воронежской области.
Перечень земельных участков утверждается уполномоченными органами в пределах их компетенции не позднее последнего дня каждого квартала календарного года.
Предоставление земельных участков осуществляется многодетным гражданам, поставленным на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и включенным в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, на основании заявления о предоставлении земельного участка, которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) в уполномоченные органы в пределах их компетенции по месту постоянного проживания заявителя (п. 2 ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. № 25-ОЗ).
В силу пункта 4 указанной статьи уполномоченные органы в пределах их компетенции в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в частях 3 и 3.1 настоящей статьи, принимают решение о постановке заявителя на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, либо об отказе в постановке заявителя на учет. Результатом постановки многодетного гражданина на учет является его включение в Реестр.
Административный истец Сотникова С.В. в настоящее время включена в указанный Реестр, решений об ее исключении не принималось, в связи с чем, она имеет право на получение в собственность земельного участка из земель находящихся в государственной и муниципальной собственности по категории многодетных граждан. Испрашиваемый земельный участок не включен в перечень земельных участков, предусмотренных к предоставлению.
С учётом изложенного суд приходит к выводу, что Сотникова С.В. обладает правом на получение в собственность бесплатно земельного участка, данного права не лишена, в порядке установленной законом очередности земельный участок из утвержденного перечня административному истцу будет предоставлен, при этом самостоятельно определение заявителем земельного участка, который должен быть ей предоставлен, указанным Законом не предусмотрено, факта нарушения прав Сотниковой С.В. не установлено, в связи с чем, ссылку на нарушение её прав, предусмотренных Законом Воронежской области от 13.05.2008 г. № 25-ОЗ, суд находит необоснованной. При отсутствии свободных участков административный истец не лишена права на получение такого участка в пределах другого муниципального образования, что также прямо предусмотрено данным Законом.
Недоказанность факта нарушения прав административного истца является самостоятельным основанием к отказу в иске.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска Сотниковой Светланы Викторовны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, руководителю Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Юсупову С.В. о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 08.09.2020г. №52-17-12179з отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Пономарева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.04.2021г.