Дело № 2-582/2013 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Далматово Курганской области **.**.****
Далматовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Соколовой Е.В.,
с участием помощника прокурора Далматовского района Слинько А.В.,
при секретаре Ворваниной О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Далматовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кривского сельсовета о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
установил:
Прокурор Далматовского района обратился в Далматовский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кривского сельского совета о возложении обязанности в срок до **.**.**** ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на участке местности в Адрес Обезличен.
В судебном заседании прокурор Слинько А.В. поддержал исковые требования и пояснил, что **.**.**** прокуратурой Далматовского района на территории муниципального образования Кривского сельсовета проводилась проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды. В ходе проверки выявлена несанкционированная стихийная свалка твердых бытовых отходов на участке местности, расположенном в Адрес Обезличен. Подтверждением того, что свалка является несанкционированной следует отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения, ограждения вокруг свалки, земельный участок под ее размещение не выделялся. Эксплуатация данной стихийной свалки является нарушением законодательства об охране окружающей среды, нарушаются конституционные права граждан - неопределенного круга лиц, жителей муниципального образования Кривского сельсовета. Прокурор просил возложить на ответчика – администрацию Кривского сельского совета обязанность ликвидировать указанную несанкционированную свалку в срок до **.**.**** г.
Представитель ответчика - администрации Кривского сельского совета Далматовского района Бабинов В.И. в судебное заседание не явился, предварительно был извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия, исковые требования прокурора признал в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, - территориального отдела территориального управления Роспотребнадзора по Курганской области в Катайском, Далматовском районах в судебное заседание не явился, предварительно был извещен надлежащим образом.
Заслушав заключение прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Кроме того, исковые требования представителем ответчика признаны в полном объеме, а ст. 173 ГПК РФ предусматривает, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Признание иска представителем ответчика следует принять, так как прав сторон, других лиц оно не нарушает, соответствует нормам законодательства и собранным по делу доказательствам, о правовых последствиях признания иска, предусмотренных ст. 173 ГПК РФ представитель ответчика предупрежден.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Статьей 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства» от 24июня1998года №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п.18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся: (п. 18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
П. 1 ст.7 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения муниципального района относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогично вопросы местного значения закреплены в ст.6 п.19 Устава МО Кривского сельского совета.
Согласно ст.12 ФЗ «Об отходах производства» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (в ред. ФЗ от 30.12.2008 №309-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 вышеназванного закона объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года (в ред. ФЗ от 14.07.2008 года) № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3,4 Санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 года, при выборе участка для устройства полигона ТБО следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона должен составлять 500 м. На участке, намеченном для размещения полигона для бытовых отходов, проводятся санитарное обследование, геологические и гидрологические изыскания. Участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки населенного пункта и его пригородной зоны. Санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный орган ЦГСЭН. Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
Согласно акта осмотра от **.**.**** усматривается, что в ходе проведения проверки было установлено: на территории Кривского сельсовета расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на участке местности в Адрес Обезличен, к акту приложена фототаблица.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на территории Кривского сельсовета расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на участке местности в Адрес Обезличен, то есть на объект, не имеющий разрешения федерального органа власти в области обращения с отходами, использующийся без проведения исследований, установленных законодательством и без заключения государственной экологической экспертизы. Данные обстоятельства не оспаривались участвующими в деле лицами, подтверждены письменными доказательствами, объяснениями участвующих в деле лиц.
Размещение и эксплуатация свалки в Адрес Обезличен осуществляется без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.
Таким образом, анализ норм законодательства и доказательств по иску позволяет сделать вывод о законности и обоснованности заявленных прокурором требований о возложении обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки.
Срок для ликвидации несанкционированной свалки, суд находит возможным установить до **.**.**** г., считая с учетом обстоятельств дела указанный срок достаточным и разумным.
Согласно ч.1 ст. 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Руководствуясь ст.ст. 194-198,173 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ **.**.**** ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 400 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░