Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-646/2023 ~ М-6677/2022 от 29.12.2022

Дело № 2а-646/2023

73RS0001-01-2022-008730-63

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2023 года                                                                           г.Ульяновск

          Ленинский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Денисовой М.А.,

при секретаре Платовой А.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Абакумовой Е.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

    Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Е.А., УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в обоснование, что административный истец является должником в исполнительном производстве от ДД.ММ.ГГГГ -ИП, возбужденном на основании исполнительного листа ФС , выданного на основании решения Ленинского районного суда г.Ульяновска по гражданскому делу по иску прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска, действующего в интересах Клементьева А.М. к ГУ-УРО ФСС РФ о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации (ТСР). 26.12.2022 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. Между тем региональным отделением был совершен исчерпывающий перечень действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока. Так, между региональным отделением и ООО «ТехноТрейд» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на поставку <данные изъяты> для обеспечения инвалидов в 2023 году. После проведения выборочной проверки поставленного товара Клементьеву А.М. региональным отделением будет сформировано направление на получение <данные изъяты>). Региональное отделение обеспечило Клементьева А.М. <данные изъяты>), что подтверждается актом сдачи-приемки изделия от ДД.ММ.ГГГГ.

    Просит освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 26.12.2022 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера.

Стороны, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ и части 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 11 статьи 30 Закона №229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона №229-ФЗ).

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона №229-ФЗ).

В соответствии со статьей 112 Закона №229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (части 1 и 3).

Как разъяснено в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу части 1 статьи 112 Закона №229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Частью 6 статьи 112 Закона №229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 20.05.2022 по гражданскому делу на Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность обеспечить Клементьева ФИО7 техническим средством реабилитации: <данные изъяты> в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации инвалида 2.3. от ДД.ММ.ГГГГ.

Апелляционным определением судебной коллегии Ульяновского областного суда от 18.10.2022 указанное решение изменено, исключены из перечня технических средств реабилитации, которыми подлежит обеспечению Клементьев ФИО8: <данные изъяты> В остальной части апелляционная жалоба Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации оставлена без удовлетворения.

По факту предъявления к принудительному исполнению исполнительного листа ФС судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП.

26.12.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП в размере 50000 руб.

Из копии материалов исполнительного производства также усматривается, что 21.12.2022 Фонд направил в адрес судебного пристава-исполнителя копию государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ на поставку кресел-стульев с санитарным оснащением для обеспечения инвалидов в 2023 году, заключенный с ООО «ТехноТрейд». Указало, что после проведения выборочной проверки поставленного товара в срок до ДД.ММ.ГГГГ взыскатель будет обеспечен ТСР. Кроме того, региональное отделение обеспечило Клементьева А.М. ортопедической <данные изъяты>), в подтверждение чего представлен акт сдачи-приемки изделия от ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 5 Закона № 229-ФЗ определено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, которыми в силу п. 1 ст. 36 Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

    Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

    В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений п.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что иные лица (не относящиеся к субъектам предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Доводы административного истца, приведенные в настоящем иске, по мнению суда, являются достаточным основанием для освобождения последнего от исполнительского сбора, поскольку ОСФР по Ульяновской области не является коммерческой организацией, фактически предпринимало необходимые меры для исполнения решения суда, учитывая специфику обеспечения инвалидов средствами реабилитации.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.

Для применения такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

В данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует. В течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда об обеспечении взыскателя ТСР невозможно вследствие объективных обстоятельств.

Так, финансирование административного истца осуществляется за счет средств бюджета, исполнение решения суда возможно на основании заключенных государственных контрактов на поставку ТСР, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.

Оспариваемое постановление вынесено в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве». Вместе с тем, оценив представленные доказательства, суд считает требование административного истца об освобождении от исполнительского сбора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, у должника отсутствовал умысел на уклонение от исполнения требований исполнительного документа. В предоставленный срок (пять дней) должник не имел возможности исполнить решение суда.

    При таких обстоятельствах суд полагает возможным освободить ОСФР по Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации удовлетворить.

Освободить Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50000 руб.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                     М.А. Денисова

Мотивированное решение составлено 03.02.2023.

2а-646/2023 ~ М-6677/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГУ-УРО ФСС РФ
прокурор Железнодорожного района города Ульяновска
Ответчики
СПИ МОСП по ИОИП УФССП России по Ульяновской области Абакумова Е.А.
Другие
Клементьев А.М.
УФССП России по Ульяновской области
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Денисова М. А.
Дело на странице суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
29.12.2022Регистрация административного искового заявления
30.12.2022Передача материалов судье
09.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
09.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2023Судебное заседание
03.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее