Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 марта 2014 года с. Ирбейское
Ирбейский районный суд Красноярского края в с. Ирбейском в составе председательствующего судьи – Сабаевой В.И.,
с участием помощника прокурора Ирбейского района – Шляковой О.С.,
при секретаре - Межовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ирбейского района в интересах Глушковой Фаины Евгеньевны к Управлению социальной защиты населения администрации Ирбейского района о возложении обязанности произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета <данные изъяты>% оплаты отопления и освещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ирбейского района обратился в Ирбейский районный суд в интересах Глушковой Ф.Е. с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Ирбейского района о возложении обязанности произвести перерасчет размера мер социальной поддержки <данные изъяты> из расчета <данные изъяты>% оплаты отопления и освещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, требования мотивируя тем, что Глушкова Ф.Е. является <данные изъяты> работником, проработавшим в сельской местности более <данные изъяты> лет, вышедшим на <данные изъяты> и проживающим в сельской местности, а потому имеющим право на меры социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения как <данные изъяты> в виде <данные изъяты>% оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления и <данные изъяты>% оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой <адрес>. Однако, меры социальной поддержки Глушковой Ф.Е. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года предоставлялись не как <данные изъяты>, а как <данные изъяты> в размере <данные изъяты>% оплаты электроснабжения в пределах норматива потребления и <данные изъяты>% оплаты приобретения и доставки твердого топлива, исходя из социальной нормы <данные изъяты> кв.м. А потому просит суд возложить обязанность на Управление социальной защиты населения администрации <адрес> произвести перерасчет размера социальной поддержки <данные изъяты> Глушковой Ф.Е. из расчета <данные изъяты> % оплаты отопления и освещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Ирбейского района Шлякова О.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что Глушкова Ф.Е. является <данные изъяты>, о чем органам социальной защиты населения было достоверно известно. При назначении мер социальной поддержки ответчик не разъяснил Глушковой Ф.Е. право выбора вида мер социальной поддержки как <данные изъяты>, которые более выгодны в сравнении с мерой социальной поддержки <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Глушковой Ф.Е. назначены меры социальной поддержки как <данные изъяты>. В связи с этим считает, что права Глушковой Ф.Е. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года были нарушены, просит их восстановить.
Истица Глушкова Ф.Е. в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой дело рассмотреть в её отсутствие. На исковых требованиях настаивает.
В судебное заседание не явился представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Ирбейского района, представил заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие, в возражениях исковые требования не признал, в связи с тем, что до ДД.ММ.ГГГГ предоставление льгот <данные изъяты> работникам сельской местности, вышедшим на пенсию, было предусмотрено только федеральными правовыми актами, потому источником финансирования их предоставления являлся федеральный бюджет. За счет средств краевого бюджета указанная льгота до ДД.ММ.ГГГГ не предоставлялась. Более того, назначение любых мер социальной поддержки носит заявительный характер и только в случае подачи письменного заявления лицом, имеющим право на меры социальной поддержки, производится их назначение. Глушкова Ф.Е. имеет звание <данные изъяты>, а потому при наличии заявления от Глушковой о назначении выбранного ею вида мер социальной поддержки, ответчиком и были назначены такие меры поддержки как <данные изъяты>. При наличии нескольких оснований для назначения мер социальной поддержки, законодательством предусмотрена такая поддержка только по одному из оснований по выбору получателя. Глушкова Ф.Е. с заявлением о предоставлении льгот как <данные изъяты> не обращалась, а воспользовалась льготами ветерана труда, поэтому она не имеет права на получение льгот по другому основанию.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – <данные изъяты> <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представлено возражение, в котором в удовлетворении исковых требований просит отказать, и просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представители третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: <данные изъяты> в судебное заседание также не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
С учетом мнения помощника прокурора Шляковой О.С., суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы, представителя ответчика и представителей третьих лиц.
Исследовав все материалы дела, выслушав пояснения сторон, изучив личное дело по назначению мер социальной поддержки Глушковой Ф.Е., суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с действующими до настоящего времени Постановлениями ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, имеющими общий стаж работы в школах сельской местности не менее 1О лет, и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно абз.3 п.5 ст.55 (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N2122-ФЗ, (действующей до ДД.ММ.ГГГГ года) Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 4-1256, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г., а также Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г.№318-П установлен Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.
Таким образом, из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008г. педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в том числе и пенсионерам-педагогам, льготы по отоплению (теплоснабжению) и освещению в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №10-4691, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ отменен закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и установлен новый порядок реализации права педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи. В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № педагогическим работником является педагогический работник краевого государственного или муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), для которого указанное учреждение является основным местом работы, а также указанный педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
В силу ст. 7 указанного Закона представление указанных денежных выплат является расходным обязательством <адрес> и финансируется за счет средств краевого бюджета.
ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством был изменен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Статьей 3 указанного ФЗ – 439 предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 п.5 ст.55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
То есть за педагогами, вышедшими на пенсию, сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», должности воспитателя, преподавателя и учителя отнесены к группе должностей педагогических работников.
Как установлено в судебном заседании, Глушкова Ф.Е. работала в муниципальных <данные изъяты> <адрес>, имеет <данные изъяты> стаж работы в сельской местности более <данные изъяты> лет, проживает в сельской местности по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году Глушковой Ф.Е. были предоставлены меры социальной поддержки в размере <данные изъяты> как <данные изъяты>. На основании материалов личного дела по назначению Глушковой Ф.Е. мер социальной поддержки как <данные изъяты> следует, что Глушковой в ДД.ММ.ГГГГ выплачивалась субсидия на топливо, и на электроэнергию в размере <данные изъяты> меры социальной поддержки как <данные изъяты>.
Судом достоверно установлено, что Глушкова Ф.Е. является <данные изъяты> работником, вышедшим на пенсию, имеющим право на предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением как <данные изъяты><данные изъяты>.
Меры социальной поддержки <данные изъяты> регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», а на региональном уровне – положениями закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Меры социальной поддержки <данные изъяты> регулируются Федеральным законом № от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании».
Перечисленными законами предусмотрено право <данные изъяты> на получение меры социальной поддержки в виде <данные изъяты> % оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, <данные изъяты> % оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Право <данные изъяты> работников, в том числе и <данные изъяты> на денежные выплаты предусмотрены в следующих размерах: <данные изъяты> % оплаты жилой площади, отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органом местного самоуправления и освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой <адрес>.
Из анализа данного нормативного регулирования следует, что наиболее выгодные основания получения компенсации предоставляются <данные изъяты> работникам и пенсионерам-педагогам.
В материалах личного дела по назначению мер социальной поддержки Глушковой Ф.Е. на оспариваемый период имеется её заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении меры социальной поддержки как <данные изъяты>, то есть основанием к назначению такой поддержки она выбрала – <данные изъяты>, в то время, как уже действовал закон и в отношении <данные изъяты>. Установлено, что данное заявление выполнено в виде заранее подготовленного бланка с перечислением оснований социальной поддержки, среди которых такого основания как <данные изъяты> не указано. Суд расценивает это обстоятельство как ограничение права выбора Глушковой Ф.Е. наиболее выгодного для нее основания пользования мерами социальной поддержки, ущемляющее ее права.
В судебном заседании установлено, что Глушкова Ф.Е. ранее в период работы пользовалась льготами как <данные изъяты>, является в настоящее время <данные изъяты> и на неё, суд считает, распространяется право на меры социальной поддержки в виде <данные изъяты>% оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления и <данные изъяты>% оплаты освещения.
Поскольку истица Глушкова Ф.Е. ранее пользовалась правом на получение мер социальной поддержки по оплате отопления и освещения, установленных как ранее действующими законодательными актами союзного значения, так и действующим Законом РФ «Об образовании», а субъект РФ не наделен полномочиями снижать объем полагающихся <данные изъяты> работникам указанных мер социальной поддержки, равно как и ограничивать круг <данные изъяты> работников, в том числе пенсионеров, то факт того, что истица Глушкова получала меры социальной поддержки установленными иными нормативными актами, не может являться основанием для лишения её права на получение указанных выше льгот в размере <данные изъяты>% оплаты.
Как следует из ст. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года, орган местного самоуправления производит перерасчет размера денежных выплат без истребования каких-либо документов с даты вступления в силу соответствующего правового акта в случае изменения условий и порядка предоставления денежных выплат.
Суд приходит к выводу, что ответчик Управление социальной защиты населения администрации Ирбейского района обязано было произвести начисление денежных выплат истице Глушковой в размере <данные изъяты>% за отопление и освещение с ДД.ММ.ГГГГ года как <данные изъяты>, без дополнительного заявления от неё, все документы, необходимые для этого, у ответчика имелись. Права истицы Глушковой в соответствии с действующим законодательством не могут быть ущемлены.
А потому, суд находит необходимым в целях восстановления нарушенных прав Глушковой Ф.Е. исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Ирбейского района Красноярского края произвести Глушковой Фаине Евгеньевне перерасчет размера меры социальной поддержки как педагогу пенсионеру за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года из расчета:
- <данные изъяты> % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления,
- <данные изъяты> % оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в месячный срок через Ирбейский районный суд.
Председательствующий В.И. Сабаева