РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 16 мая 2019 г.
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Андреевой Е.А.,
при секретаре Рудаковой Д.С.,
с участием представителя административного истца – Емельянова Д.В.,
представителя административного ответчика – Волгушевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению РешетН.й Н. А. к МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>» о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
РешетН. Н.А. обратилась в суд с административным иском к МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>» о признании незаконным решения органа местного самоуправления.
В административном иске указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование – для садоводства, границы определены. К данному земельному участку примыкает испрашиваемый земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., не оформленный в собственность кого-либо и относящийся к землям государственной собственности. Данный участок фактически используется истцом, огорожен забором от общего проезда.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию муниципального района <адрес> с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, на что ею получено письмо административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № мфц, согласно которому вышеуказанное заявление оставлено без удовлетворения по причине того, что имеется основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренное п.8 ст. 10.<адрес> «О земле», а именно, план-схема СТ «Янтарь» не согласована, в управлении отсутствует план организации и застройки вышеуказанного СДТ, в связи с чем невозможно определить нахождение испрашиваемого земельного участка в границах СДТ, а также факт нарушения прав третьих лиц при формировании испрашиваемого участка.
Между тем, п.8 ст. 10.<адрес> «О земле» в данном случае неприменим, поскольку план-схема СТ «Янтарь» не утверждена до ДД.ММ.ГГГГ, а такое основание отказа как «нарушение прав третьих лиц при формировании испрашиваемого участка» в законе отсутствует.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просит суд признать незаконным отказ МКУ УМИЗО Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № мфц в заключении соглашения о перераспределении земельных участков; обязать МКУ УМИЗО Администрации муниципального района <адрес> возобновить рассмотрение заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ вх. № о заключении соглашения о перераспределении земельного участка кадастровый №.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Емельянов Д.В. исковые требования поддержал по мотивам, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Волгушева А.В. исковые требования не признала, просила в иске отказать. Пояснила, что границы испрашиваемого участка выходят за пределы землеотвода, осуществленного СНТ «Янтарь», по материалам лесоустройства испрашиваемый земельный участок находится в лесу.
Представитель заинтересованного лица СНТ «Янтарь» Семенов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании требования поддержал, пояснил, что испрашиваемый участок – это земли муниципалитета, овраг, неудобья.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Из материалов дела усматривается, что РешетН.й Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м. категории земли сельскохозяйственного назначения. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о праве собственности и выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
Смежным с земельным участком истца является земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в кадастровом квартале №.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в МКУ УМИЗО Администрации муниципального района <адрес> с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, имеющего кадастровый №.
МКУ УМИЗО Администрации муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ дан ответ за № мфц о том, что данное заявление Управление оставляет без удовлетворения, поскольку дополнительным основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с п. 8 ст. 10.<адрес> «О земле» является полное или частичное расположение земельного участка в границах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определенной в плане-схеме, указанном в части 1 статьи 10.4 настоящего Закона и представленном в установленные частью 1 статьи 10.4 настоящего Закона сроки на согласование или согласованном уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков, за исключением случаев обращения с заявлением садоводов, огородников или дачников, являющихся членами указанного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (в том числе в случаях перераспределения земельных участков внутри указанного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения). План-схема СТ «Янтарь» не согласован, в Управлении отсутствует план организации и застройки вышеуказанного СТ, в связи с чем невозможно определить нахождение испрашиваемого земельного участка в границах СТ.
ДД.ММ.ГГГГ РешетН. Н.А. вновь обратилась в МКУ УМИЗО Администрации муниципального района <адрес> с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м. и земельного участка, находящегося в частной собственности, имеющего кадастровый №, на которое УМИЗО дан практически идентичный ответ от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе по тем же основаниям.
В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Кодекса.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлены статьей 39.28 ЗК РФ.
В соответствии с п. 29 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 10.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О земле» установлены дополнительные основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с п. 8 ст. 10.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О земле» таким основанием являются следующие обстоятельства: земельный участок полностью или частично расположен в границах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определенной в плане-схеме, указанном в части 1 статьи 10.4 настоящего Закона и представленном в установленные частью 1 статьи 10.4 настоящего Закона сроки на согласование или согласованном уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков, за исключением случаев обращения с заявлением садоводов, огородников или дачников, являющихся членами указанного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (в том числе в случаях перераспределения земельных участков внутри указанного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения).
Согласно ст. 10.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О земле» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам и их садоводческим, огородническим некоммерческим объединениям из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляющих территорию садоводческого, огороднического некоммерческого объединения, осуществляется без проведения торгов бесплатно при соблюдении следующих условий:
некоммерческое объединение создано до ДД.ММ.ГГГГ либо является правопреемником такого некоммерческого объединения;
план-схема территории садоводческого, огороднического некоммерческого объединения, содержащий координаты характерных точек границ данной территории, утвержденный председателем и правлением некоммерческого объединения, представлен на согласование уполномоченному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения ФФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о характерных точках спорного земельного участка по адресу: <адрес>, массив Аглос, <адрес>, СТ «Янтарь», участок 106, пересечений с границами смежных участков, поставленных на кадастровый учет в ЕГРН, не выявлено. Вместе с тем испрашиваемый земельный участок пересекается со справочным слоем «лес».
Суду представлен проект организации территории коллективного сада МТУ «Янтарь» на землях гослесфонда Куйбышевского мехлесхоза в <адрес> Дубово-Уметского лесничества, согласно которому участок № граничит с участком лесного фонда.
При сопоставлении схемы спорного участка и проект организации территории коллективного сада МТУ «Янтарь» следует, что испрашиваемый участок выходит за пределы территории, отведенной садовому товариществу из земель лесного фонда.
Доводы представителя административного истца о том, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет и не пересекается с границами спорного участка, судом отклоняются, поскольку данный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, по данным публичной кадастровой карты очевидно, что участок поставлен на учет по фактическим границам земельных участков, отведенных под садоводство, при этом председатель СНТ «Янтарь» пояснял, что РешетН. Н.А. давно огородила испрашиваемый к перераспределению земельный участок и использует его в таком виде более 15 лет.
Между тем, доказательств вывода спорного земельного участка из земель лесного фонда суду не представлено.
Таким образом, судом установлены обстоятельства, препятствующие формированию испрашиваемого истцом земельного участка.
Ссылка административного ответчика на п. 8 ст. 10.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О земле» является обоснованной, поскольку участок был выведен из состава земель лесного фонда именно для садоводства и организации СНТ.
В силу части 2 статьи 277 КАС РФ, для признания недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.
Незаконности действий ответчика, повлекших нарушение прав административного истца при рассмотрении его заявления, по делу не установлено, то есть совокупность обстоятельств, являющихся основанием для признания незаконными действий органа местного самоуправления, отсутствует, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления РешетН.й Н. А. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20.05.2019 г.
Председательствующий Е.А. Андреева