Дело 2-106/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(заочное)
12 марта 2018 года г. Канск
Канский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Гришаниной Н.В.,
при секретаре – Рыковой Е.В.,
с участием:
прокурора Козловской Г.С.,
представителя МКУ «Управление образования администрации Канского района» Прокопивнюк О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сморыгина ФИО7 к администрации Канского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор в интересах Сморыгина В.М. обратился в суд с иском к администрации Канского района, в котором просит обязать ответчика предоставить Сморыгину В.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в черте муниципального образования «<адрес>», не ниже установленной нормы предоставления – 33 квадратных метра с учетом положений ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка».
Свои требования прокурор мотивировал тем, что родители Сморыгина В.М. – мать ФИО5, решением Канского районного суда лишена родительских прав, сведения об отце записаны со слов матери. На основании постановления администрации Канского района от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний Сморыгин В.М. определен на полное государственное обеспечение.
ДД.ММ.ГГГГ решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа Министерства образования Красноярского края Сморыгин В.М. поставлен на учет, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Сморыгин В.М. как лицо, оставшееся без попечения родителей, достигшее 18 лет и нуждающееся в обеспечении жилым помещением, должен был быть обеспечен администрацией Канского района жилым помещением. Вместе с тем, согласно Приложению к соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ «О взаимодействии Министерства образования и науки Красноярского края и администрации Канского района по реализации в 2017 году Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Сморыгин В.М. не включен в список лиц, которые в 2017 году подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Канского района.
В судебном заседании прокурор поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, подтвердила обстоятельства, изложенные в иске, пояснив, что и в 2018 году Сморыгин В.М. не включен в список лиц по предоставлению жилого помещения.
Материальный истец Сморыгин В.М. в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика администрации Канского района, надлежаще уведомленный о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился.
Прокурор не возражает рассмотреть дело с вынесением заочного решения.
Представитель третьего лица МКУ «Управление образования администрации Канского района» Прокопивнюк О.В. в судебном заседании пояснила, что Сморыгин В.М. включен в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, но не включен в список тех, кому в 2017-2018 будет предоставлено жилье, поскольку данный список формируется в Министерстве образования Красноярского края.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил отзыв на исковое заявление, в котором подтвердил факт включения Сморыгина В.М. в список, на ДД.ММ.ГГГГ его порядковый №, просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что жилые помещения предоставляются в порядке очередности, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015) к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 (ред. от 25.06.2015) «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Статья 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (ред. от 06.03.2014, с изм. от 01.12.2014) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 02.11.2000 N 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление их по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории лиц, а также лицам, которые относились ранее к данной категории и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.
Согласно ст. 2 данного закона уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции: своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий; уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования осуществляет формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; заключает соглашения с органами местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий; контролируют осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также целевое использование предоставленных на эти цели финансовых средств.
Согласно ст. 3 данного закона органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых настоящим Законом государственных полномочий: осуществляют государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края; заключают соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования, по реализации переданных государственных полномочий; представляют документы, отчеты, связанные с осуществлением ими государственных полномочий, а также отчеты об использовании финансовых средств, предоставленных из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий, в порядке и сроки, установленные уполномоченными органами исполнительной власти края; вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено в судебном заседании, родители Сморыгина В.М. – мать ФИО5 лишена родительских прав решением Канского районного суда, отец в актовую запись о его рождении записан со слов матери. На основании постановления администрации Канского района от ДД.ММ.ГГГГ № Сморыгин В.М. определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение.
ДД.ММ.ГГГГ Сморыгин В.М. поставлен на учет и включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Канского района, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числится под номером 126 в списке, что подтверждается отзывом Министерства образования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приложению к соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством образования Красноярского края и администрацией Канского района Сморыгин В.М. не включен в список лиц, которые в 2017-2018 году подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Канского района.
Таким образом, Сморыгин В.М. обладает статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, то есть имеет право на получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющее жилья.
Между тем, до настоящего времени право истца на предоставление ему жилого помещения не реализовано, чем нарушаются права и законные интересы Сморыгина В.М., хотя согласно требованию выше указанного законодательства, обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении им 18-летнего возраста.
Поскольку Сморыгин В.М. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ним жилого помещения, обеспечению жилым помещением он подлежит в порядке ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которой предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199,233-235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Сморыгина ФИО8 к администрации Канского района о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию Канского района предоставить Сморыгину ФИО9 жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в черте муниципального образования «<адрес>», не ниже установленной нормы предоставления – 33 квадратных метра с учетом положений ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик вправе в течение семи дней со дня получения копии решения подать в Канский районный суд заявление об отмене настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Гришанина Н.В.