Дело № 2-6875/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2014г.
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
Судьи Ибрагимовой Е.А.,
При секретаре Калиничевой И.Ю.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Главы администрации <адрес> об оспаривании действий органа государственной власти,
У С Т А Н О В И Л :
Глава администрации <адрес> обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя следующим. 13.05.2014г. в администрацию <адрес> поступил акт контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности № от 13.05.2014г. и предписание № об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 13.05.2014г. В нарушение формы предписания Министерством в вынесенном предписании указывается требование в срок до 30.05.2014г. отозвать разрешение на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 73:24:041610:1187 по <адрес>. С указанными актом контроля и предписания не согласен. Орган местного самоуправления обязан осуществить подготовку и выдачу градостроительных планов земельных участков по заявлению любого заинтересованного лица вне зависимости, является ли он собственником или правообладателем земельного участка. В разделе «чертеж градостроительного плана земельного участка» указанного градостроительного плана приведен ситуационный план земельного участка, нанесены границы земельного участка, определена зона допустимого размещения объекта, а также даны координаты расположения земельного участка, позволяющие определить местоположение данного земельного участка, определены и показаны минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство. Действующее законодательство о градостроительной деятельности не требует обязательного указания на чертеже градостроительного плана объектов капитального строительства, расположенных на смежных земельных участках. У администрации отсутствуют полномочия запрашивать материалы действующей топографической съемки на земельный участок. В связи с чем у уполномоченного на подготовку и выдачу градостроительного плана земельного участка органа отсутствовала возможность на чертеже градостроительного плана земельного участка, подготовленного по заявлению Плужникова В.Ю. отобразить границы строящегося сооружения на смежном земельном участке, принадлежащем Глухову А.Ю. В разделе 2.2.4 градостроительного плана земельного участка в графе «архитектурно-планировочные требования» было указано проектировщику разработать проект многоквартирного жилого дома с учетом существующей и проектируемой застройки, в том числе многоквартирного жилого дома на земельном участке по <адрес> с кадастровым номером 73:24:041610:111. Расстояния между проектируемыми и существующими жилыми домами принять при условии соблюдения норм инсоляции и освещенности, при условии обеспечения непросматриваемости жилых помещений из окна в окно, а также в соответствии с противопожарными требованиями. Таким образом, градостроительный план земельного участка, выданный Плужникову В.Ю., подготовлен и выдан в соответствии с нормами законодательства. Градостроительный план земельного участка является основанием для дальнейшего проектирования объекта капитального строительства в целях получения разрешения на строительство. Работы по подготовке проектной документации должны выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Плужникову В.Ю. было выдано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома на участке по <адрес>. Указанное разрешение выдано в строгом соответствии с ч.7 ст.51 ГрК РФ. Заявителем представлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, в том числе положительное заключение негосударственной экспертизы. Предметом экспертизы проектной документации являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной безопасности, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Законодательством не предусмотрено право администрации проверять проектную документацию на предмет соответствия строительным нормам и правилам. Данные полномочия отнесены к полномочиям лиц, аккредитованным на право проведения негосударственной экспертизы. Право оспорить положительное заключение экспертизы проектной документации законодательством о градостроительной деятельности не предусмотрено. Учитывая изложенное, разрешение на строительство выдано администрацией в соответствии с ч.7 ст.51 ГрК РФ, положительного заключения негосударственной экспертизы, в связи с чем основания для отзыва указанного разрешения на строительство и оспаривания положительного заключения негосударственной экспертизы отсутствуют. Просит признать незаконными предписание об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области № от 13.05.2014г.
Представитель заявителя – Кулагина Ю.Н. в судебном заседании на заявлении настаивала, поддержав его доводы. Дополнила, что Министерством была нарушена форма предписания. Указано, что Министерство требует, а не рекомендует отозвать разрешение на строительство. Администрация не имеет право проверять соответствие градостроительному плану проектной документации, так как имеется положительное заключение негосударственной экспертизы. Все документы, требуемые для получения разрешения на строительство, были представлены. Перечень требуемых документов, согласно ст.51 ГрК РФ, является закрытым.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Бормотов К.В. в судебном заседании заявленные требования не признал. Пояснил, что была проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> законодательства о градостроительной деятельности. В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 73:24:041610:1187 по <адрес> принадлежит на праве собственности Плужникову В.Ю. Земельный участок относится к зоне ЗРЗ Р-5 – зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения (предельная этажность зданий – 5 этажей, включая мансардный этаж – 6 этажей), в которой многоквартирные жилые дома отнесены к основным видам разрешенного использования земельного участка. Согласно Генеральному плану <адрес> земельный участок расположен на территории жилой застройки, а именно 5-16 этажной застройки (отдельные доминанты до 24 этажей). 11.02.2013г. Плужникову В.Ю. выдан градостроительный план земельного участка по <адрес> для строительства многоквартирного жилого дома. В п. 2.2.4 «Иные показатели» градостроительного плана земельного участка указано требование о необходимости разработать проект многоквартирного жилого дома по <адрес> с учетом проектируемой и существующей застройки, в том числе, многоквартирного жилого дома на земельном участке по <адрес> с кадастровым номером 73:24:041610:111 (дом по <адрес>) и индивидуального жилого дома на земельном участке по <адрес> с кадастровым номером 73:24:041610:1186. В соответствии с требованиями СП расстояние между длинными сторонами жилых зданий высотой 4 этажа следует принимать не менее 20м, между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат – не менее 10м. Минимальный разрыв между домами по <адрес> и по <адрес> должен составлять не менее 10 метров. В соответствии с проектной документацией расстояние составляет 7 метров. В проектной документации на 6-ти этажный многоквартирный жилой дом по <адрес> отсутствуют расчеты норм инсоляции и освещенности для строящегося многоквартирного жилого дома по <адрес>. Несмотря на это проект на многоквартирный жилой дом по <адрес> получил положительное заключение негосударственной экспертизы. 20.09.2013г. администрацией выдано разрешение на строительство дома по <адрес>. Разрешение на строительство выдано в нарушение п.13 ст.51 ГрК РФ, при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. В связи с чем было выдано предписание. Нарушения на настоящее время не устранены, разрешение на строительство не отозвано.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица – КУГИГ администрации <адрес> в судебном заседании не участвовал, извещался.
Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области был составлен Акт № контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в котором указано, что Плужникову В.Ю. был выдан градостроительный план земельного участка по <адрес> с кадастровым номером 73:24:041610:118773:24:041610:1187. В п. 2.2.4 «Иные показатели» градостроительного плана земельного участка указано требование о необходимости разработать проект многоквартирного жилого дома по <адрес> с учетом проектируемой и существующей застройки, в том числе, многоквартирного жилого дома на земельном участке по <адрес> с кадастровым номером 73:24:041610:111 (дом по <адрес>) и индивидуального жилого дома на земельном участке по <адрес> с кадастровым номером 73:24:041610:1186.
В соответствии с требованиями п.7.1 Свода правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» расстояние между длинными сторонами жилых зданий высотой 4 этажа следует принимать – не менее 20м; между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат – не менее 10м.
Планируемый 6-ти этажный жилой дом по <адрес> расположен по отношению к 4-этажному жилому дому по <адрес> торцевым фасадом. Жилой дом по <адрес> расположен по отношению к жилому дому по <адрес> длинной стороной с окнами. Соответственно минимальный разрыв между указанными домами должен составлять не менее 10 метров.
В соответствии с проектной документацией на 6-ти этажный многоквартирный жилой дом по <адрес>, разработанной ООО «Симбирскпроект», расстояние от проектируемого 6-ти этажного жилого дома по <адрес> до строящегося 4-этажного жилого дома по <адрес> составляет 7 метров.
В соответствии с п.7.1 СП 42.13330.2011 расстояния между жилыми зданиями могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарных требований.
В градостроительном плане земельного участка указано требование о необходимости принять расстояния между проектируемыми и существующими жилыми домами при условии соблюдения норм инсоляции и освещенности.
В проектной документации на 6-ти этажный многоквартирный жилой дом по <адрес> отсутствуют расчеты норм инсоляции и освещенности для строящегося многоквартирного жилого дома по <адрес>, расположенного по отношению к нему фасадом с окнами.
Как указано в акте контроля, несмотря на имеющиеся несоответствия требованиям градостроительного плана земельного участка проектная документация на 6-ти этажный многоквартирный жилой дом по <адрес> получила положительное заключение негосударственной экспертизы.
И 20.09.2013г. администрацией <адрес> было выдано разрешение на строительство 6-ти этажного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 73:24:041610:1187 по <адрес> № RU73304000-292.
Министерством в акте контроля указано, что тем самым разрешение на строительство выдано при условии несоответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с ч.13 ст.51 ГрК РФ органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГг. Министерством строительства ЖКК и транспорта Ульяновской области выдано предписание № об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, которым Главе администрации муниципального образования «<адрес>» предложено в срок до 30.05.2014г. отозвать разрешение на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 73:24:041610:1187 по <адрес>.
В предписании указывается, что в результате проведения проверки выявлено нарушение ч.13 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ, в соответствии с которой органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Разрешение на строительство выдано при условии несоответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно ст. 51. Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.7 ст.51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет соответствующему органу заявление о выдаче разрешения на строительство.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В администрацию муниципального образования «<адрес>» были представлены все необходимые документы, с наличием которых закон связывает возможность выдачи разрешения на строительство. Спроектированный объект - многоквартирный жилой дом относится к основным видам разрешенного использования земельного участка и на данном участке допускается размещение многоквартирных жилых домов количеством 5-6 этажей.
Было представлено также положительное заключение негосударственной экспертизы, подготовленное обществом с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Промбезопасность-Оренбург", которое подтверждает в соответствии с частью 5 статьи 49 ГрК РФ соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Согласно ч.5 ст.49 Градостроительного кодекса РФ предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
9. Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 настоящего Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией). В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления проектной документации на экспертизу, результатом экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Действующим законодательством не предусмотрено право органа местного самоуправления проверять проектную документацию на предмет соответствия строительным нормам и правилам, данные полномочия отнесены к полномочиям юридических лиц, соответствующим требованиям, установленным статьей 50 ГрК РФ, а именно аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.
Негосударственная экспертиза проектной документации осуществляется до выдачи разрешения на строительство, именно с той целью, чтобы после проведения указанной экспертизы, соответствующий орган смог принять решение о выдаче либо об отказе в выдаче указанного разрешения на строительство.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство установлен пунктом 13 статьи 51 ГрК РФ и пунктом 2.9 административного регламента.
Разрешение на строительство выдано уполномоченным органом.
В соответствии с п. 26 ст. 3 Устава муниципального образования "<адрес>", утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 67 к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, выдача разрешений на строительство.
Таким образом, нарушений действующего законодательства при выдаче разрешения на строительство № RU73304000-292 от 20.09.2013г. администрацией <адрес> допущено не было.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявление Главы администрации <адрес> является обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Главы администрации <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным предписание об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области № от 13.05.2014г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд <адрес>.
Судья: Е.А. Ибрагимова