Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-53/2017 от 13.01.2017

Дело №5-53/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

    г. Новороссийск 08 февраля 2017 г.

Судья Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края Головин А.Ю.,

при секретаре Семененко С.А.,

с участием представителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора по доверенности ФИО3, представителя ООО «ИН ВИНО» по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ООО «ИН ВИНО», возбужденного Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В Октябрьский районный суд г. Новороссийска поступило дело об административном правонарушении в отношении ООО «ИН ВИНО», возбужденного по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ – нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.

Согласно протоколу № 0229/03/5212/198/ПР/2016 от 06.12.2016 г. об административном правонарушении в Новогирской щели и Райской поляне с целью последующего использования для удовлетворения рекреационных нужд и получения коммерческой выгоды для отдыхающих организован автокемпинг с платной стоянкой транспортных средств, расположенный в водоохранной зоне Черного моря. В соответствии с информационными аншлагами хозяйственная деятельность на указанной территории организована ООО «ИН ВИНО». Также установлено, что на данной территории земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116022:480 на открытом грунте вне специализированого оборудованного места находился мусор, жглись костры, осуществлялась мойка посуды, стирка белья с использованием моющих средств. Территория автокемпинга не имеет твердого покрытия, не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В судебном заседании представитель Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора по доверенности ФИО3 посчитала доказанной вину Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ. Пояснила, что Общество в нарушение требований ст. 65 Водного кодекса РФ не обеспечило территорию автокемпинга, расположенного в водоохранной зоне Черного моря, твердым покрытием с организацией ливнеотведения. Факт данного нарушения подтвержден актом осмотра, фототаблицами и всеми доказательствами в совокупности. Иные нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении не нашли своего подтверждения. Сотрудник Росрироднадзора в данном случае не обязан был при проведении рейдового мероприятия взаимодействовать с представителем Общества по вопросу проверки.

В судебном заседании представитель ООО «ИН ВИНО» вину Общества в совершении административного правонарушения не признала. Подтвердила доводы, изложенные в письменных пояснениях о том, что отсутствует событие и состав административного правонарушения, лицо виновное в совершении правонарушения не установлено, проверка проведена с нарушением, без извещения представителей Общества, административный материал не содержит доказательств наличия события административного правонарушения, характер и размер ущерба не установлены, виды отходов не определены, доказательств организации автокемпинга в деле не имеется, акт осмотра не имеет адресных ориентиров земельного участка, нет привязки к местности. Обстоятельства по делу не установлены. Фотографии не имеют даты и времени, на фото изображен смежный участок, обмер территории производился без привлечения специалистов. Нет доказательств нарушений, указанных протоколе. Свидетели по делу и собственники скважин не опрашивались. Просила производство по делу прекратить.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5 дал показания о том, что является исполнительным директором охранной фирмы ООО ЧОП «Интегрированная безопасность-Р». Местонахождение ЧОП в г. Москве, там же его рабочее место. Между ЧОП и ООО «ИН ВИНО» заключен договор охраны территории земельного участка, арендованного ООО «ИН ВИНО», расположенного в г. Новороссийске в районе Малого Утриша. В соответствии с договором ЧОП обеспечивает охрану объекта, режима на объекте – территории заказника, организован пропускной режим для транспорта посредством установки шлагбаума, пропускного пункта, размещения аншлагов и контроля соблюдения режима территории силами охранников ЧОП. Граждане имеют свободный проход и доступ на охраняемую территорию к берегу моря. При их прохождении документы удостоверяющие личность не проверяются, фотосъемка на территории не запрещена. Транспортные средства не пропускаются. Только специальные автомобили. Через охраняемую территорию проходит дорого лесничества, которая имеет режим свободного проезда. На охраняемой территории стоянка транспорта запрещена и не допускается. Ему, как должностному лицу, через представителя ЧОП на территории Краснодарского края, находящиеся на объекте охранники ежедневно докладывают обстановку, в том числе о визитах контролирующих органов. О том, что в августе 2016 года проводилась проверка ему ничего не известно, в противном случае был бы соответствующий доклад от охранников. 03.08.2016 г. на объекте он (свидетель) не находился.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6 дал показания о том, что является сотрудником охранной фирмы ООО ЧОП «Интегрированная безопасность-Р», офис представительства находится в г. Крымске. Между ЧОП и ООО «ИН ВИНО» заключен договор охраны территории земельного участка, арендованного ООО «ИН ВИНО», расположенного в г. Новороссийске, в районе Малого Утриша (Абрау-Дюрсо) на территории заказника. В соответствии с договором ЧОП обеспечивает охрану объекта (арендованной территории заказника), режима на объекте, организован пропускной режим для транспорта посредством установки шлагбаума в целях ограничения проезда к берегу моря, пропускного пункта, размещения аншлагов и контроля соблюдения режима территории силами охранников ЧОП. Граждане имеют свободный проход и доступ на охраняемую территорию к берегу моря для отдыха. Проход свободный. Транспортные средства не пропускаются. Только специальные автомобили. Через охраняемую территорию проходит дорого лесничества, которая имеет режим свободного проезда. На охраняемой территории стоянка транспорта запрещена и не допускается. Ему, как должностному лицу, каждый день охранники объекта докладывают обстановку, после чего, он (свидетель) ежедневно докладывает в головной офис ЧОП в г. Москве. О том, что в августе 2016 года проводилась проверка ему ничего не известно, в противном случае был бы соответствующий доклад от охранников. На пропускном посту имеется комплект документов, для подтверждения полномочий ЧОП по охране территории, в том числе договор охраны объекта, договор аренды земельного участка. Подтвердил, что осуществляет ежедневный объезд объекта. 03.08.2016 г. на объекте был примерно с 19:00 часов. Транспорт на территории отсутствовал. В этот день контролирующих органов не видел, докладов от охранников не получал.

Выслушав участников процесса, показания свидетелей, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

С объективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется действиями (бездействием), влекущими за собой нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость государственного экологического надзора;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;

сохранение биологического разнообразия;

обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

На основании ст. 4 данного Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно ч. 8 ст. 65 ВК РФ ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

В силу п. 4 ч. 15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Пункои 7 ч. 15 ст. 65 ВК РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон запрещаются сброс сточных, в том числе дренажных, вод.

Согласно ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 0229/03/5212/198/ПР/2016 от 06.12.2016 г. и материалам дела, Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора рассмотрено обращение, поступившее из Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края (письмо от 06.07.3026 г. № 44-3620/16-01-08/1) и из Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (письма от 06.07.2016 г. № 0102/12/5699, от 12.07.2016 г. № 0102/12/5931) по вопросу допущения нарушений природоохранного законодательства на незаконно организованном автокемпинге в границах водоохранной зоны Черного моря.

По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения, в соответствии с полномочиями Управления, установлено, что в Новогирской щели и Райской поляне побережья Черного моря с целью последующего использования для удовлетворения рекреационных нужд и получения коммерческой выгоды для отдыхающих организован автокемпинг с платной стоянкой транспортных средств, расположенный в водоохранной зоне Черного моря. В соответствии с информационными аншлагами хозяйственная деятельность на указанной территории земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116022:480 на открытом грунте вне специализированого оборудованного места находился мусор, жглись костры, осуществлялась мойка посуды, стирка белья с использованием моющих средств. Территория автокемпинга не имеет твердого покрытия, не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

03.08.2016 года с целью проверки соблюдения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, на основании Положения о Черноморо-Азовском морском Управлении Росприроднадзора, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 07.07.2015 г. №546, а также на основании Приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 12.07.2016 г. №198 «Об утверждении планового (рейдового) задания», государственным инспектором Росприроднадзора ФИО7 в период времени с 15:30 часов до 16:00 часов, с использованием фотоаппарата NIKON COOLPIX S6800, проведено обследование водоохранной зоны Черного моря в границах земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116022:480. По результатам обследования установлено, что доводы, изложенные в обращении, частично нашли свое подтверждение, составлен акт обследования с приложением фототаблиц.

Так, согласно акту обследования от 03.08.2016 г. обследуемая территория расположена в водоохранной зоне Черного моря в границах муниципального образования г. Новороссийск. В Новогирской щели и Райской поляне в границах водоохранной зоны Черного моря организован автокемпинг. Территория автокемпинга не оборудована соорудениями, обеспечивающими охрану почвы, водного объекта от загрязнения, не имеет твердого покрытия. Стоянка транспортных средств осуществляется непосредственно на грунтовой поверхности почвы. В соответствии с информационными аншлагами данный автокемпинг организован ООО «ИН ВИНО». Нарушена ст. 65 Водного кодекса РФ.

В связи с установленными обстоятельствами административным органом вынесено определение № 0229/03/5212/198/ПР/2016 от 04.08.2016 г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

По результатам расследования и полученных от Администрации г. Новороссийска и Министерства природных ресурсов Краснодарского края сведений и доказательств, установлено, что по договору от 26.09.2008 г. № 08-5а-007 ООО «ИН ВИНО является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116022:480, расположенный по адресу Краснодарский край, г. Новороссийск, лесничество Новороссийское, участковое лесничество Абраусское, квартал47А, выдела 22, 23, 26, 27, разрешенное использование – для осуществления рекреационной деятельности (договор аренды № 08-5а-007 от 26.09.2008 г.). На территории данного земельного участка расположены рекреационные зоны «Новагирская щель» и «Райский уголок». Администрацией г. Новороссийск не выдавались разрешения на осуществление хозяйственной деятельности и автокемпинга на данном земельном участке.

Согласно ответу Министерства природных ресурсов Краснодарского края № 202-20480/16-06.3 от 04.10.2016 г. лесной участок расположенный по адресу г. Новороссийск, лесничество Новороссийское, участковое лесничество Абраусское, квартал 47А, выдела 22, 23, 26, 27, части выделов 20, 5, 15, 19 квартал 48А части выделов 6, 9, 10, 14, 15, 16 площадью 11,6 га передан по договору ООО «ИН ВИНО» от 26.09.2008 г. № 08-5а-007, проект освоения лесов разработан, получено положительное заключение на проект освоения, лесная декларация на 2016 год подана.

Согласно указанному договору аренды от 26.09.2008 г. (п. 3.4.1), заключенному между Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края и ООО «ИН ВИНО» (арендатор), арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Договором. Приложением №3 определена цель аренды земельного участка – осуществление рекреационной деятельности. Схема арендуемого участка отражена в приложении к договору № 1.

Из Проекта освоения лесов лесного участка, переданного ООО «ИН ВИНО» следует (п. 1.6.2), что лесной участок примыкает к Черному морю и полностью расположен в границах водоохранной зоны. В лесах водоохранных зон согласно ст. 104 Лесного кодекса РФ запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В соответствии с указанным Проектом предусмотрена необходимость устройства площадок и автостоянок.

Данный проект прошел государственную экспертизу согласно заключению №751, утв. Приказом МПР КК от 10.09.2014 г. № 1368.

Таким образом, по результатам проверки и административного расследования установлено, что ООО «ИН ВИНО» эксплуатируя арендованный земельный участок безопасные для окружающей среды условия и способы использования земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116022:480 надлежащим образом не обеспечило.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в непринятии ООО «ИН ВИНО» мер по соблюдению режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах при организации автокемпинга и стоянки транспортных средств.

Доводы представителя ООО «ИН ВИНО» о том, что отсутствует событие и не установлена вина Общества опровергаются собранными по делу доказательствами.

Наличие стоянки транспортных средств отражено в акте осмотра, фототаблицах. Привязка территории к арендуемому ООО «ИН ВИНО» земельному участку подтверждается представленными в дело договором аренды с приложениями, выписками из ЕГРП, выписками из публичной кадастровой карты. Конфигурация земельного участка, отраженная на указанных документах соответствует конфигурации земельного участка отраженная в приложении к договору аренды и лесной декларации 2015 года.

Показания допрошенных свидетелей – сотрудников ООО ЧОП «Интегрированная безопасность-Р» о том, что на территории охраняемого ЧОП объекта автокемпинг и стоянка транспортных средств отсутствует, расцениваются критически, поскольку в момент проведения проверки 03.08.2016 г. данные свидетели на объекте не находились. Кроме того, данные свидетели являются заинтересованными в исходе дела, поскольку между ЧОП и ООО «ИН ВИНО» имеются договорные отношения, а свидетели являются сотрудниками ЧОП.

Мнение представителя Общества о том, что контролирующий орган не уведомил о проведении внеплановой (рейдовой) проверки является несостоятельным. Поскольку в данном случае на основании положений ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Порядка оформления и содержания (рейдовых) осмотров.., утвержденного Приказом МПР и экологии РФ от 25.05.2015 г. №237, взаимодействие контролирующего органа и проверяемого субъекта не требуется.

Доводы ООО «ИН ВИНО», изложенные в письменных объяснениях и озвученные представителем Общества в судебном заседании являются необоснованными.

Таким образом, ООО «ИН ВИНО» обязано было обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользовании, однако вышеуказанные требования действиями (бездействием) данного юридического лица нарушены.

Юридическое лицо не приняло своевременно всех зависящих от него мер по соблюдению требований, предусмотренных природоохранным законодательством РФ, соблюдению правил и норм.

ООО «ИН ВИНО» не были соблюдены требования режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах, что является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ.

Отягчающие, смягчающие обстоятельства, а также обстоятельства, влекущие прекращение производства по делу об административном правонарушении не установлены.

При решении вопроса о назначении наказания суд учитывает характер, степень общественной опасности и значимости содеянного, форму вины и полагает необходимым назначить ООО «ИН ВИНО» наказание в виде минимального штрафа в пределах санкции статьи.

Руководствуясь ст. 29.9-29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

признать Общество с ограниченной ответственностью «ИН ВИНО» (ОГРН 1052309138628, ИНН 2315120312, юридический адрес г. Москва, пр. Грайвороновский 1-й, д. 4, пом. 2) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Сумма штрафа подлежит перечислению не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: расчетный счет 40101810300000010013, получатель: Отдел № 12 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, л/с 0418D01120), ИНН 2315984143, КПП 231501001, ОКТМО 03720000001, Банк получателя: Южное ГУ Банка России г. Краснодар; БИК 040349001; КБК 1 16 25050 01 6000 140.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вынесения или получения копии постановления.

Судья                                А.Ю. Головин

5-53/2017

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
ООО "Ин Вино"
Судья
Головин А.Ю.
16.01.2017 Передача дела судье
16.01.2017 Подготовка дела к рассмотрению
08.02.2017 Рассмотрение дела по существу
08.02.2017 Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
15.02.2017 Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
16.02.2017 Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
05.04.2017 Вступление постановления (определения) в законную силу
31.07.2017 Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)