РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2018 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Рожиной А.И.,
с участием
представителя ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Копяткевич А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-1684/2018 по иску Дементьева <данные изъяты> к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» об обязании предоставить меры социальной поддержки,
установил:
Дементьев И.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» (далее ГУ ТО «УСЗН Тульской области») о признании права на получение мер социальной поддержки и обязании их предоставить, обосновывая свои требования тем, что является ветераном труда и с ДД.ММ.ГГГГ имеет соответствующее удостоверение. ДД.ММ.ГГГГ он (истец) обратился в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о предоставлении ему, как ветерану труда, о выдаче справки на льготный проезд. Однако в предоставлении указанной меры социальной поддержки отказано по причине не достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию, отсутствия правовых оснований для выдачи справки для приобретения единого месячного льготного проездного билета. Просил обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» выдать ему (истцу) справку для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета.
Истец Дементьев И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства была извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика – ГУ ТО «УСЗН Тульской области» по доверенности Копяткевич А.М. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на решение управления, принятое ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Дементьева И.В., настаивала на том, что ветерану труда справка на приобретение единого месячного льготного проездного билета выдается только при достижении им возраста, дающего право на трудовую пенсию, правовых оснований для выдачи справки для приобретения единого месячного льготного проездного билета не усматривается.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Дементьев И.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является ветераном труда и ДД.ММ.ГГГГ получил соответствующее удостоверение.
Согласно сообщению ГУ ТО «УСЗН Тульской области» Дементьев И.В. в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» является получателем ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда и ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Дементьев И.В. обратился в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о предоставлении ему, как ветерану труда, меры социальной поддержки в виде справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета.
Решением Отдела социальной защиты населения по г. Туле - филиала ГУ ТО «УСЗН Тульской области» № от ДД.ММ.ГГГГ Дементьеву И.В. отказано в предоставлении указанной меры социальной поддержки, поскольку он не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, правовых оснований для выдачи справки для приобретения единого месячного льготного проездного билета не усматривается.
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст. 22 данного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004.
Согласно ст. 13 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004.
Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.
Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.
Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.
При этом названный выше нормативный правовой акт, принятый администрацией Тульской области, не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании изложенного, суд находит заявленные истцом Деменьтьевым И.В. требования об обязании ответчика выдать справку установленного образца для приобретения месячного льготного проезда подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Дементьева И.В. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» выдать Дементьеву <данные изъяты> справку для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение месяца.
Председательствующий