Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1548/2020 ~ М-745/2020 от 18.02.2020

Дело № 2а-1548/2020

УИД 36RS0004-01-2020-000859-63

3.027 - Гл. 22 КАС РФ -> О признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя -> прочие о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2020 г.                                                                                                             г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                              Яковлева А.С.,

при секретаре                                                            Быстрянцевой В.В.,

с участием представителя административного истца с доверенностью Мешкова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Усачевой Ирины Валентиновны к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП УФССП России по г. Воронежу Киндеевой Юлии Александровне, судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Воронежа Свиридову Александру Александровичу, начальнику отдела - старшему судебному приставу Ленинского РОСП УФССП России по г. Воронежу Денисюк Владимиру Сергеевичу, УФССП по Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по принудительному исполнению исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 53978/19/36037-ИП,

УСТАНОВИЛ:

Усачева И.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП УФССП России по               г. Воронежу Киндеевой Юлии Александровне, УФССП по Воронежской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в непринятии мер по принудительному исполнению исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 53978/19/36037-ИП.

Мотивируя заявленные требования, указывала в административном исковом заявлении о том, что постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа               Киндеевой Ю.А. от 16 августа 2019 г. было возбуждено исполнительное производство                                № 53978/19/36037-ИП по исполнительному листу Сер. ВС № 087944844 от 27 мая 2019 г. в отношении Усачева Павла Владимировича о взыскании денежных средств в размере 5000 руб.

До настоящего времени требования, содержащиеся в исполнительном документе не исполнены. Судебным приставом-исполнителем действий направленных на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований исполнительного документа не производилось и не производится, в связи с чем, допускается незаконное бездействие, которое нарушает установленное законом право взыскателя на своевременное и полное исполнение требований содержащихся с исполнительном документе.

Судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Воронежа Киндеевой Ю.А. в ходе исполнительного производства каких-либо исполнительных действий не предпринималось, материальное положение должника, его имущество, на которое может быть обращено взыскание не установлены. Постановление о возбуждении исполнительного производства было вынесено                     16 августа 2019 г., запрос управляющему отделением Пенсионного фонда РФ, запрос в ФНС к ЕГРН направлены только 01 февраля 2020 г., запрос в ФНС к ЕГРЮЛ/ЕГРИП направлен 14 февраля 2020 г. Должник для выяснения причин неисполнения судебного акта в РОСП не вызывался, протокол об административном правонарушении в отношении должника не составлялся.

Как следует из ответа на запрос полученного от <данные изъяты> 20 августа 2019 года, у должника Усачева П.В. на счете имеются денежные средства в размере 91,75 рублей. Указанные денежные средства взыскателю не перечислены.

Судебный пристав-исполнитель имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако их не совершил, что привело к нарушению прав и законных интересов взыскателя на своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок.

При заявленных обстоятельствах, административный истец просила в уточнённом административном исковом заявлении признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Киндеевой Ю.А., выразившееся в несвоевременном направлении запросов в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него в рамках исполнительного производства                              № 53978/19/36037-ИП; выразившееся в не перечислении денежных средств со счета                                 открытого на имя Усачева П.В. в <данные изъяты>» в рамках исполнительного производства № 53978/19/36037-ИП., с возложением обязанности перечислить Усачевой И.В. денежные средства, удержанные со счета № открытого на имя Усачева П.В. в <данные изъяты> в рамках исполнительного производства                                   № 53978/19/36037-ИП.

В ходе подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник отдела – старший судебный пристав Ленинского РОСП г. Воронежа, в дальнейшем судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП              г. Воронежа Свиридов А.А.

В судебное заседание административный истец не явилась, извещалась надлежащим образом, о чём в деле имеются сведения, направила в суд своего представителя Мешкова М.С., который в судебном заседании, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал.

Административные ответчики судебный пристав – исполнитель Ленинского РОСП г. Воронежа Киндеева Ю.А., судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г. Воронежа Свиридов А.А., начальник отдела старший судебный пристав Ленинского РОСП г. Воронежа Денисюк В.С., представитель УФССП России по Воронежской области, заинтересованное лицо Усачев П.В. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о чём в деле имеются сведения.

В силу положений п. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.

В соответствии с пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Так, в материалах дела имеются сведения, подтверждающие, что ответчики о начавшемся процессе извещены, в связи с чем, в силу положений пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ, меры по получении информации о движении дела ими должны приниматься самостоятельно.

С учетом изложенного суд полагает возможным рассмотрение дела провести в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с положениями п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, на административных ответчиков в силу закона возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов при вынесении оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия).

Обстоятельства, подлежащие доказыванию, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено лицам, участвующим в деле, и последними получено; разъяснены присутствующим в судебном заседании лицам, о чем отобрана подписка.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий:

- несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

В соответствии со статьей 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

С учетом требований ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском 18 февраля 2020 г., т.е. в пределах десятидневного срока с того момента, когда ей стало известно о нарушении своих прав, поскольку у административного истца отсутствовали сведения о принятии судебным приставом мер принудительного исполнения по исполнительному документу до момента обращения в суд.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на исполнении Ленинского РОСП г. Воронежа находится исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа ВС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка Ленинского судебного района <адрес> по делу от ДД.ММ.ГГГГ с предметом исполнения: иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц в размере 5000 руб. в отношении должника Усачева П.В. в пользу взыскателя Усачевой И.В.

Из реестра событий, подготовленного по ведущемуся исполнительному производству, усматривается, что 19 августа 2019 г. судебный пристав – исполнитель направила запрос в ФМС ГУ МВД России для установления регистрации должника по месту его жительства; 19 августа 2019 г. направила запрос в ГИБДД МВД России на получение сведений о зарегистрированных на должника автотранспортных средствах; 12 сентября 2019 г. обратилась в Пенсионный фонд РФ для получения сведений о физическом лице, и о СНИЛС; 01 февраля 2020 г. направила запрос в ФНС России; 19 августа 2019 г. направила запрос в <данные изъяты>», <данные изъяты> и прочие банки для получения сведений о счетах должника и о денежных средствах, находящихся на них;             20 августа 2019 г. от <данные изъяты> поступил ответ на запрос, из которого усматривается, что у должника Усачева П.В. на счете в АО «Райффайзенбанк» имелись денежные средства в сумме <данные изъяты>.; 12 сентября 2019 г., 25 ноября 2019 г, 02 декабря 2019 г., 22 января 2020 г. судебным приставом направлялись повторные запросы для установления денежных средств должника на счетах различных финансовых и банковских учреждений.

Из материалов исполнительного производства усматривается, что на денежные средства, принадлежащие административному ответчику, в сумме 91 руб. 75 коп., находившиеся счете                    в <данные изъяты> судебным приставом – исполнителем было обращено взыскание по исполнительному документу. В настоящий момент денежные средства находятся на депозитном счете подразделения судебных приставов - исполнителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Закона об исполнительном производстве, денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов. В случае отсутствия сведений о банковских реквизитах взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.

Законом об исполнительном производстве сроки распределения и перечисления денежных средств взыскателю с депозита подразделения службы судебных приставов, не являются пресекательными, и сам по себе пропуск данных сроков не может свидетельствовать о бездействии судебного пристава.

В соответствии с ч. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Исполнение денежного обязательства может быть осуществлено в том числе путем передачи денежных средств на депонирование, в данном случае на депозитный счет Ленинского РОСП г. Воронежа.

В силу ч. 1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.

При рассматриваемых судом обстоятельствах, административный истец считается частично исполнившим свои обязательства по уплате денежных средств на сумму <данные изъяты>., с момента зачисления денежных средств на депозит Ленинского РОСП г. Воронежа и с указанного момента на него не подлежит возложению ответственность по дальнейшему своевременному перечислению взыскателю уплаченных в части денежных средств.

Таким образом, лицом, уполномоченным заявить о нарушении своих прав несвоевременным перечислением денежных средств с депозитного счета подразделения судебных приставов, может являться лишь взыскатель по исполнительному производству, административный истец, в пользу которой у судебного пристава-исполнителя имеются обязательства перечислить ранее полученные денежные средства.

При этом, как установлено судом и подтверждено в ходе судебного разбирательства, административному истцу денежные средства в сумме 91 руб. 75 коп. не поступали.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что при признании исполненной в части обязанности должника по уплате взысканных денежных средств на сумму 91 руб. 75 коп., с момента зачисления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов, возможный факт не соблюдения судебным приставом-исполнителем установленного законом непресекательного пятидневного срока на проведение платежных операций по перечислению денежных средств взыскателю, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, как взыскателя по исполнительному производству.

При этом, как установлено в ходе рассмотрения дела, учет поступивших от должника денежных средств надлежащим образом не осуществлен, постановления о распределении денежных средств уполномоченным должностным лицом службы судебных приставов в рамках исполнительного производства не вынесены, денежные средства взыскателю не перечислены, что указывает на наличие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП                           г. Воронежа Киндеевой Ю.А. в части не перечислении взыскателю денежных средств, удержанных со счета открытого на имя Усачева П.В. в                                     <данные изъяты> в рамках исполнительного производства № 53978/19/36037-ИП.,

Поскольку денежные средства не перечислены с депозитного счета исполнительного органа на счет взыскателя, права заявителя могут быть восстановлены посредством избранного ею способа, с возложением на судебного пристава – исполнителя обязанности перечислить              Усачевой И.В. денежные средства удержанные со счета № 40817810101004612834 открытого на имя Усачева П.В. в АО «Райффайзенбанк» в рамках исполнительного производства                                   № 53978/19/36037-ИП.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа от                         11 сентября 2019 г. исполнительное производство объединено в сводное, ведущееся в отношении должника Усачева П.В. № 32955/19/36037 - СД.

11 сентября 2019 г. выходом по адресу должника: <адрес>, указанному в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП <адрес> установлено, что дверь никто не открыл, оставлена повестка, о чем составлен акт.

25 ноября 2019 г. выходом по адресу должника: <адрес>, указанному в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП <адрес> установлено, что дверь никто не открыл, оставлена повестка, о чем составлен акт.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ обращено взыскание на денежные средства должника на сумму 5000 руб., находящиеся у должника Усачева П.В. на счете в <данные изъяты>

Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ обращено взыскание на денежные средства должника на сумму 5000 руб., находящиеся у должника Усачева П.В. на счетах банке.

Статьями 12, 13 Федерального закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 № 118-ФЗ установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Таким образом, законодательство в сфере исполнительного производства предоставляет ряд прав и гарантий сторонам исполнительного производства в ходе его осуществления.

Судебный пристав-исполнитель, как должностное лицо, состоящее на государственной службе и наделенное полномочиями, обязан, соблюдая принцип законности, обеспечивать реализацию прав и защиту интересов как должника, так и взыскателя в рамках исполнительного производства.

На основании ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Мерами принудительного исполнения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; 2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; 3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; 4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях; 5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; 6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; 8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; 9) принудительное выселение должника из жилого помещения; 10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества; 10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; 10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества; 11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Однако двухмесячный срок исполнения требований исполнительного документа не является пресекательным и носит для судебного пристава-исполнителя организационно-процедурный характер.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

При этом, бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Из материалов дела следует, что с момента возбуждения исполнительного производства                    № 53978/19/36037-ИП, а именно с 16 августа 2019 г. по дату обращения административного истца в суд с настоящим исковым заявлением, а именно по 18 февраля 2020 г., судебным приставом-исполнителем принимались не все необходимые меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа.

В материалах дела, в том числе в предоставленных копиях материалов исполнительного производства, отсутствуют сведения о своевременном направлении запросов в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него.

Документов, подтверждающих обратное, в нарушение ч. 11 ст. 226 КАС РФ, административными ответчиками в материалы дела не представлено.

При этом, согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку являются нормативно обоснованными и документально подтвержденными.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Юлии Александровны, выразившиеся в несвоевременном направлении запросов в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него в рамках исполнительного производства № 53978/19/36037-ИП.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Юлии Александровны выразившиеся в не перечислении взыскателю Усачевой Ирине Валентиновне денежных средств, удержанных со счета , открытого на имя Усачева Павла Владимировича в <данные изъяты>» в рамках исполнительного производства № 53978/19/36037-ИП.

Возложить на судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП <адрес> Киндееву Юлию Александровну обязанность перечислить взыскателю Усачевой Ирине Валентиновне денежные средства, удержанные со счета , открытого на имя Усачева Павла Владимировича в <данные изъяты>» в рамках исполнительного производства                          № 53978/19/36037-ИП.

О результатах исполнения решения суда сообщить в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу административному истцу и в суд.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                 А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Дело № 2а-1548/2020

УИД 36RS0004-01-2020-000859-63

3.027 - Гл. 22 КАС РФ -> О признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя -> прочие о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2020 г.                                                                                                             г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                              Яковлева А.С.,

при секретаре                                                            Быстрянцевой В.В.,

с участием представителя административного истца с доверенностью Мешкова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Усачевой Ирины Валентиновны к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП УФССП России по г. Воронежу Киндеевой Юлии Александровне, судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Воронежа Свиридову Александру Александровичу, начальнику отдела - старшему судебному приставу Ленинского РОСП УФССП России по г. Воронежу Денисюк Владимиру Сергеевичу, УФССП по Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по принудительному исполнению исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 53978/19/36037-ИП,

УСТАНОВИЛ:

Усачева И.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП УФССП России по               г. Воронежу Киндеевой Юлии Александровне, УФССП по Воронежской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в непринятии мер по принудительному исполнению исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 53978/19/36037-ИП.

Мотивируя заявленные требования, указывала в административном исковом заявлении о том, что постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа               Киндеевой Ю.А. от 16 августа 2019 г. было возбуждено исполнительное производство                                № 53978/19/36037-ИП по исполнительному листу Сер. ВС № 087944844 от 27 мая 2019 г. в отношении Усачева Павла Владимировича о взыскании денежных средств в размере 5000 руб.

До настоящего времени требования, содержащиеся в исполнительном документе не исполнены. Судебным приставом-исполнителем действий направленных на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований исполнительного документа не производилось и не производится, в связи с чем, допускается незаконное бездействие, которое нарушает установленное законом право взыскателя на своевременное и полное исполнение требований содержащихся с исполнительном документе.

Судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Воронежа Киндеевой Ю.А. в ходе исполнительного производства каких-либо исполнительных действий не предпринималось, материальное положение должника, его имущество, на которое может быть обращено взыскание не установлены. Постановление о возбуждении исполнительного производства было вынесено                     16 августа 2019 г., запрос управляющему отделением Пенсионного фонда РФ, запрос в ФНС к ЕГРН направлены только 01 февраля 2020 г., запрос в ФНС к ЕГРЮЛ/ЕГРИП направлен 14 февраля 2020 г. Должник для выяснения причин неисполнения судебного акта в РОСП не вызывался, протокол об административном правонарушении в отношении должника не составлялся.

Как следует из ответа на запрос полученного от <данные изъяты> 20 августа 2019 года, у должника Усачева П.В. на счете имеются денежные средства в размере 91,75 рублей. Указанные денежные средства взыскателю не перечислены.

Судебный пристав-исполнитель имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако их не совершил, что привело к нарушению прав и законных интересов взыскателя на своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок.

При заявленных обстоятельствах, административный истец просила в уточнённом административном исковом заявлении признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Киндеевой Ю.А., выразившееся в несвоевременном направлении запросов в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него в рамках исполнительного производства                              № 53978/19/36037-ИП; выразившееся в не перечислении денежных средств со счета                                 открытого на имя Усачева П.В. в <данные изъяты>» в рамках исполнительного производства № 53978/19/36037-ИП., с возложением обязанности перечислить Усачевой И.В. денежные средства, удержанные со счета № открытого на имя Усачева П.В. в <данные изъяты> в рамках исполнительного производства                                   № 53978/19/36037-ИП.

В ходе подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник отдела – старший судебный пристав Ленинского РОСП г. Воронежа, в дальнейшем судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП              г. Воронежа Свиридов А.А.

В судебное заседание административный истец не явилась, извещалась надлежащим образом, о чём в деле имеются сведения, направила в суд своего представителя Мешкова М.С., который в судебном заседании, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал.

Административные ответчики судебный пристав – исполнитель Ленинского РОСП г. Воронежа Киндеева Ю.А., судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г. Воронежа Свиридов А.А., начальник отдела старший судебный пристав Ленинского РОСП г. Воронежа Денисюк В.С., представитель УФССП России по Воронежской области, заинтересованное лицо Усачев П.В. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о чём в деле имеются сведения.

В силу положений п. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.

В соответствии с пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Так, в материалах дела имеются сведения, подтверждающие, что ответчики о начавшемся процессе извещены, в связи с чем, в силу положений пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ, меры по получении информации о движении дела ими должны приниматься самостоятельно.

С учетом изложенного суд полагает возможным рассмотрение дела провести в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с положениями п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, на административных ответчиков в силу закона возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов при вынесении оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия).

Обстоятельства, подлежащие доказыванию, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено лицам, участвующим в деле, и последними получено; разъяснены присутствующим в судебном заседании лицам, о чем отобрана подписка.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий:

- несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

В соответствии со статьей 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

С учетом требований ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском 18 февраля 2020 г., т.е. в пределах десятидневного срока с того момента, когда ей стало известно о нарушении своих прав, поскольку у административного истца отсутствовали сведения о принятии судебным приставом мер принудительного исполнения по исполнительному документу до момента обращения в суд.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на исполнении Ленинского РОСП г. Воронежа находится исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа ВС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка Ленинского судебного района <адрес> по делу от ДД.ММ.ГГГГ с предметом исполнения: иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц в размере 5000 руб. в отношении должника Усачева П.В. в пользу взыскателя Усачевой И.В.

Из реестра событий, подготовленного по ведущемуся исполнительному производству, усматривается, что 19 августа 2019 г. судебный пристав – исполнитель направила запрос в ФМС ГУ МВД России для установления регистрации должника по месту его жительства; 19 августа 2019 г. направила запрос в ГИБДД МВД России на получение сведений о зарегистрированных на должника автотранспортных средствах; 12 сентября 2019 г. обратилась в Пенсионный фонд РФ для получения сведений о физическом лице, и о СНИЛС; 01 февраля 2020 г. направила запрос в ФНС России; 19 августа 2019 г. направила запрос в <данные изъяты>», <данные изъяты> и прочие банки для получения сведений о счетах должника и о денежных средствах, находящихся на них;             20 августа 2019 г. от <данные изъяты> поступил ответ на запрос, из которого усматривается, что у должника Усачева П.В. на счете в АО «Райффайзенбанк» имелись денежные средства в сумме <данные изъяты>.; 12 сентября 2019 г., 25 ноября 2019 г, 02 декабря 2019 г., 22 января 2020 г. судебным приставом направлялись повторные запросы для установления денежных средств должника на счетах различных финансовых и банковских учреждений.

Из материалов исполнительного производства усматривается, что на денежные средства, принадлежащие административному ответчику, в сумме 91 руб. 75 коп., находившиеся счете                    в <данные изъяты> судебным приставом – исполнителем было обращено взыскание по исполнительному документу. В настоящий момент денежные средства находятся на депозитном счете подразделения судебных приставов - исполнителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Закона об исполнительном производстве, денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов. В случае отсутствия сведений о банковских реквизитах взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.

Законом об исполнительном производстве сроки распределения и перечисления денежных средств взыскателю с депозита подразделения службы судебных приставов, не являются пресекательными, и сам по себе пропуск данных сроков не может свидетельствовать о бездействии судебного пристава.

В соответствии с ч. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Исполнение денежного обязательства может быть осуществлено в том числе путем передачи денежных средств на депонирование, в данном случае на депозитный счет Ленинского РОСП г. Воронежа.

В силу ч. 1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.

При рассматриваемых судом обстоятельствах, административный истец считается частично исполнившим свои обязательства по уплате денежных средств на сумму <данные изъяты>., с момента зачисления денежных средств на депозит Ленинского РОСП г. Воронежа и с указанного момента на него не подлежит возложению ответственность по дальнейшему своевременному перечислению взыскателю уплаченных в части денежных средств.

Таким образом, лицом, уполномоченным заявить о нарушении своих прав несвоевременным перечислением денежных средств с депозитного счета подразделения судебных приставов, может являться лишь взыскатель по исполнительному производству, административный истец, в пользу которой у судебного пристава-исполнителя имеются обязательства перечислить ранее полученные денежные средства.

При этом, как установлено судом и подтверждено в ходе судебного разбирательства, административному истцу денежные средства в сумме 91 руб. 75 коп. не поступали.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что при признании исполненной в части обязанности должника по уплате взысканных денежных средств на сумму 91 руб. 75 коп., с момента зачисления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов, возможный факт не соблюдения судебным приставом-исполнителем установленного законом непресекательного пятидневного срока на проведение платежных операций по перечислению денежных средств взыскателю, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, как взыскателя по исполнительному производству.

При этом, как установлено в ходе рассмотрения дела, учет поступивших от должника денежных средств надлежащим образом не осуществлен, постановления о распределении денежных средств уполномоченным должностным лицом службы судебных приставов в рамках исполнительного производства не вынесены, денежные средства взыскателю не перечислены, что указывает на наличие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП                           г. Воронежа Киндеевой Ю.А. в части не перечислении взыскателю денежных средств, удержанных со счета открытого на имя Усачева П.В. в                                     <данные изъяты> в рамках исполнительного производства № 53978/19/36037-ИП.,

Поскольку денежные средства не перечислены с депозитного счета исполнительного органа на счет взыскателя, права заявителя могут быть восстановлены посредством избранного ею способа, с возложением на судебного пристава – исполнителя обязанности перечислить              Усачевой И.В. денежные средства удержанные со счета № 40817810101004612834 открытого на имя Усачева П.В. в АО «Райффайзенбанк» в рамках исполнительного производства                                   № 53978/19/36037-ИП.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа от                         11 сентября 2019 г. исполнительное производство объединено в сводное, ведущееся в отношении должника Усачева П.В. № 32955/19/36037 - СД.

11 сентября 2019 г. выходом по адресу должника: <адрес>, указанному в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП <адрес> установлено, что дверь никто не открыл, оставлена повестка, о чем составлен акт.

25 ноября 2019 г. выходом по адресу должника: <адрес>, указанному в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП <адрес> установлено, что дверь никто не открыл, оставлена повестка, о чем составлен акт.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ обращено взыскание на денежные средства должника на сумму 5000 руб., находящиеся у должника Усачева П.В. на счете в <данные изъяты>

Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ обращено взыскание на денежные средства должника на сумму 5000 руб., находящиеся у должника Усачева П.В. на счетах банке.

Статьями 12, 13 Федерального закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 № 118-ФЗ установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Таким образом, законодательство в сфере исполнительного производства предоставляет ряд прав и гарантий сторонам исполнительного производства в ходе его осуществления.

Судебный пристав-исполнитель, как должностное лицо, состоящее на государственной службе и наделенное полномочиями, обязан, соблюдая принцип законности, обеспечивать реализацию прав и защиту интересов как должника, так и взыскателя в рамках исполнительного производства.

На основании ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Мерами принудительного исполнения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; 2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; 3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; 4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях; 5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; 6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; 8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; 9) принудительное выселение должника из жилого помещения; 10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества; 10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; 10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества; 11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Однако двухмесячный срок исполнения требований исполнительного документа не является пресекательным и носит для судебного пристава-исполнителя организационно-процедурный характер.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

При этом, бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Из материалов дела следует, что с момента возбуждения исполнительного производства                    № 53978/19/36037-ИП, а именно с 16 августа 2019 г. по дату обращения административного истца в суд с настоящим исковым заявлением, а именно по 18 февраля 2020 г., судебным приставом-исполнителем принимались не все необходимые меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа.

В материалах дела, в том числе в предоставленных копиях материалов исполнительного производства, отсутствуют сведения о своевременном направлении запросов в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него.

Документов, подтверждающих обратное, в нарушение ч. 11 ст. 226 КАС РФ, административными ответчиками в материалы дела не представлено.

При этом, согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку являются нормативно обоснованными и документально подтвержденными.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Юлии Александровны, выразившиеся в несвоевременном направлении запросов в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него в рамках исполнительного производства № 53978/19/36037-ИП.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Юлии Александровны выразившиеся в не перечислении взыскателю Усачевой Ирине Валентиновне денежных средств, удержанных со счета , открытого на имя Усачева Павла Владимировича в <данные изъяты>» в рамках исполнительного производства № 53978/19/36037-ИП.

Возложить на судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП <адрес> Киндееву Юлию Александровну обязанность перечислить взыскателю Усачевой Ирине Валентиновне денежные средства, удержанные со счета , открытого на имя Усачева Павла Владимировича в <данные изъяты>» в рамках исполнительного производства                          № 53978/19/36037-ИП.

О результатах исполнения решения суда сообщить в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу административному истцу и в суд.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                 А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

1версия для печати

2а-1548/2020 ~ М-745/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Усачева Ирина Валентиновна
Ответчики
начальник отдела старший судебный пристав Ленинского РОСП г. Воронежа Денисюк Владимира Сергеевича
СПИ Ленинского РОСП г. Воронежа Киндеева Ю.А.
УФССП России по ВО
Судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г. Воронежа Свиридов А.А.
Другие
Мешков Марк Станиславович
Усачев Павел Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Яковлев Александр Сергеевич
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
18.02.2020Регистрация административного искового заявления
19.02.2020Передача материалов судье
21.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.03.2020Предварительное судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
14.07.2020Судебное заседание
14.07.2020Судебное заседание
29.07.2020Судебное заседание
12.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее