Решение по делу № 2-2379/2019 ~ М-2296/2019 от 09.09.2019

дело № 2-2379/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2019 года город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,

помощник судьи – Кручик М.В.,

с участием представителей:

истца – Вачаева Александра Михайловича, на основании доверенности,

ответчика – Смирнова Сергея Львовича, на основании доверенности,

третьего лица – Правительства Севастополя – Смирнова Сергея Львовича, на основании доверенности,

третьего лица – ГУП С «Пансионаты Севастополя»: Андреевой Елены Викторовны, Глушковой Анны Васильевны, на основании доверенностей,

прокурора – Вебера Антона Андреевича, служебное удостоверение,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Грязнова Артемия Рудольфовича к Департаменту аппарата Губернатора и Правительства Севастополя, третьи лица: Правительство Севастополя, Государственное унитарное предприятие Севастополя «Пансионаты Севастополя», о признании незаконным и отмене распоряжения, восстановлении на работе, понуждении произвести перерасчет и выплаты, компенсации морального вреда,

установил:

Грязнов А.Р. обратился в суд с иском к Департаменту аппарата Губернатора и Правительства Севастополя, в котором просит: признать незаконным и отменить распоряжение исполняющего обязанности директора Департамента аппарата Губернатора и правительства Севастополя А.А. Демидова от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении Грязнова А.Р.»; восстановить его в должности директора ГУПС «Пансионаты Севастополя»; обязать ответчика произвести перерасчет и соответствующие выплаты среднего заработка за время вынужденного прогула№ взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 300 000 руб.

Оспариваемое распоряжение об увольнении истец считает незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что увольнение носило дискриминационный характер, было беспричинным, не представляло никаких рациональных целей и не было вызвано объективными обстоятельствами, позволяющими обосновать причины увольнения. Расторжение трудового договора с директором государственного унитарного предприятия должно быть обусловлено возникновением таких обстоятельств, который для реализации и защиты прав и законных интересов собственника вызывают необходимость прекращения трудового договора с руководителем организации. В данном случае ответчик как учредитель не обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии решения об увольнении руководителя, не вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы организации.

Истцом не совершались никакие действия, которые могли повлечь утрату доверия к нему как руководителю и возникновение опасений за сохранность вверенного имущества. За период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ в должности директора у истца не имелось дисциплинарных взысканий, связанных с нарушением трудовой дисциплины. Не отмечено фактов нарушений, повлекших причинение материального вреда собственнику имущества предприятия.

В данном случае решение собственника о досрочном прекращении трудового договора связано со злоупотреблением своим правом, является произволом в отношении работника и дискриминацией.

Неправомерными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, нравственные страдания.

Кроме того, распоряжение подписано исполняющим обязанности директора Департамента аппарата Губернатора и Правительства Севастополя ФИО15 со ссылками на постановление Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о Департаменте аппарата Губернатора и правительства Севастополя». При этом Департамент не наделен полномочиями принятия распоряжений относительно назначения на должность или увольнения руководителей унитарных предприятий, а именно полномочия исполняющего обязанности не указаны в тексте данного Положения.

Также, принимая во внимание тот факт, что должность директора ГУПС «Пансионаты Севастополя» не входит в группу организаций социальной сферы, руководители которых могут быть уволены без согласования с Губернатором города Севастополя, увольнение истца требовало обязательного согласования с Губернатором города Севастополя. Следовательно, документ без надлежащего согласования не может носить законный характер. До настоящего времени указанный документ не обнародован, не доведен до сведения истца.

В соответствии с пунктом 2 статьи 278 ТК РФ решение о расторжении трудового договора с руководителем унитарного предприятия принимается после предварительного одобрения его аттестационной комиссией.

Также истец отмечает, что последние два месяца со стороны Департамента аппарата Губернатора и Правительства Севастополя в отношении истца принимались действия, выходящие за пределы трудовых и деловых отношений, которые заключались в постоянном тотальном преследовании, контроле перемещения, контроле звонков, угроз с требованием освободить должность по собственному желанию с ультиматумом о привлечении к уголовной ответственности, поступлении угроз в грубой и неуважительном форме в ночное время посредством переписки. Указанные обстоятельства, по мнению истца, указывают на наличие предвзятого подхода при принятии обжалуемого решения и не носят рационального смысла.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Представители ответчика и третьих лиц против удовлетворения иска возражали, полагая заявленные требования необоснованными, представили письменные пояснения.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Грязновым А.Р., исполняющим обязанности генерального директора ГУПС «Пансионаты Севастополя», на основании распоряжения Губернатора города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении Грязнова А.Р.», заключен трудовой договор №

Указанным трудовым договором предусмотрено, что Департамент вправе изменять и прекращать с Руководителем трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами, в том числе по инициативе Департамента в соответствии со статей 278 ТК РФ (пункт 3.1.1., л) пункта 6.2.). Трудовой договор заключен до момента назначения генерального директора ГУПС «Пансионаты Севастополя» в установленном порядке (пункт 7.2.).

Распоряжением Губернатора города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ Грязнов А.Р. назначен генеральным директором ГУПС «Пансионаты Севастополя» с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому трудовой договор заключен сроком на пять лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1.3.).

ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение , согласно которому трудовой договор заключен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1.).

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору ДД.ММ.ГГГГ вновь изменен срок, на который заключен трудовой договор, а именно – 5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1.2).

ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности директора Департамента аппарата Губернатора и Правительства Севастополя принято распоряжение «Об увольнении Грязнова А.Р.», согласно которому трудовой договор с истцом расторгнут, Грязнов А.Р. освобожден от должности генерального директора ГУПС «Пансионаты Севастополя» и уволен ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора на основании части второй статьи 278 ТК РФ. Указано ГУПС «Пансионаты Севастополя» произвести Грязнову А.Р. предусмотренные действующим законодательством выплаты, выдать на руки трудовую книжку в день увольнения.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением исполняющего обязанности директора Департамента аппарата Губернатора и Правительства Севастополя в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части основания увольнения, а именно – в связи с принятием уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора, пункта 2 части первой статьи 278 ТК РФ.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (статья 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащими нормы трудового права.

Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации).

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (часть 6 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Особенности регулирования труда руководителя организации, связанные с применением дополнительных оснований прекращения заключенного с ним трудового договора, установлены статьей 278 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

Как следует из пункта 9 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших у судом при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» от 02.06.2015 № 21 судам необходимо иметь в виду, что пунктом 2 статьи 278 ТК РФ допускается возможность прекращения трудового договора с руководителем организации по решению собственника имущества организации, уполномоченного лица (органа) без указания мотивов принятия решения. По названному основанию с руководителем организации может быть прекращен трудовой договор, заключенный как на неопределенный срок, так и на определенный срок, в том числе когда срочный трудовой договор на основании части четвертой статьи 58 ТК РФ считается заключенным на неопределенный срок.

В соответствии со статьей 278 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) допускается и при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя.

Таким образом, действующий Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает право лиц, избравших (назначивших) руководителя на должность, освободить его от должности в любой момент до истечения срока трудового договора.

Поэтому в случае обращения руководителя организации, уволенного по основаниям, установленным п. 2 части первой статьи 278 Трудового кодекса, в суд с требованием о восстановлении в занимаемой должности суд правомочен оценивать лишь соблюдение указанными в данной норме лицами процедуры расторжения трудового договора, не рассматривая вопрос о причинах досрочного прекращения трудовых отношений с этим руководителем, поскольку данные полномочия являются исключительным правом уполномоченного органа либо собственника имущества юридического лица.

В ходе рассмотрения дела установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ от 14.10.2019 учредителем Государственного унитарного предприятия Севастополя «Пансионаты Севастополя» является Правительство Севастополя.

Правительство Севастополя постановлением от 23.08.2018 № 537-ПП «О внесении изменения в Постановление Правительства Севастополя от 16.03.2015 № 161-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте аппарата Губернатора и Правительства Севастополя» внесло изменение в Положение о Департаменте аппарата Губернатора и Правительства Севастополя, изложив пункт 7 раздела 1 «Общие положения» в следующей редакции:

«7. Департамент осуществляет функции и полномочия учредителя Государственного казенного учреждения «Севастопольское административно-коммунальное хозяйство», Государственного казенного учреждения «Архив города Севастополя», Государственного унитарного предприятия Севастополя «Пансионаты Севастополя».».

Пункт 1 раздела «Общие положения» Положения о Департаменте аппарата Губернатора и Правительства Севастополя определяет Департамент как исполнительный орган государственной власти города Севастополя и Правительства Севастополя.

Таким образом, Правительство Севастополя передало осуществление функций и полномочий учредителя ГУПС «Пансионаты Севастополя» Департаменту аппарата Губернатора и Правительства Севастополя как уполномоченному исполнительному органу государственной власти города Севастополя.

Постановлением Правительства Севастополя от 01.04.2019 № 190-ПП утвержден Порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений города Севастополя, иных организаций, учрежденных Правительством Севастополя.

Пункт 2 указанного Порядка предусматривает, что назначение на должность и освобождение от должности руководителей организации осуществляется исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим функции и полномочия учредителя организации.

Пункт 12 Порядка предусматривает, что освобождение руководителя организации от должности и прекращение (расторжение) с ним трудового договора осуществляется путем издания уполномоченным исполнительным органом распоряжения в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.

Пунктом 13 Порядка установлено предварительное направление на рассмотрение и согласование представления Губернатору города Севастополя для уполномоченного исполнительного органа при решении вопросов об освобождении руководителя организации от должности и прекращении (расторжении) с ним трудового договора.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ исполняющий обязанности директора Департамента аппарата Губернатора и Правительства Севастополя ФИО16 на основании пункта 13 Порядка внес на рассмотрение и согласование временно исполняющего обязанности Губернатора города Севастополя ФИО17 представление об увольнении генерального директора ГУПС «Пансионаты Севастополя» Грязнова А.Р. по статье 278 Трудового кодекса Российской Федерации. В этот же день временно исполняющий обязанности Губернатора Севастополя ФИО18 наложил резолюцию о согласии.

Таким образом, Департамент аппарата Губернатора и Правительства Севастополя, исполняя постановления Правительства Севастополя от 23.08.2018    №    537-ПП и от 01.04.2019     №    190-ПП, то есть являясь исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляя функции и полномочия учредителя ГУПС «Пансионаты Севастополя», исполняя утвержденный Порядок назначения и освобождения от должности руководителей ГУП Севастополя, предварительно направив Губернатору города Севастополя на рассмотрение и согласование представление на увольнение генерального директора ГУПС «Пансионаты Севастополя» Грязнова А.Р. по статье 278 ТК РФ и получив согласие, правомерно и на законном основании издал распоряжение об увольнении Грязнова А.Р.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем в ходе рассмотрения дела истцом не доказаны и не нашли своего подтверждения факты его увольнения при злоупотреблении работодателем своим правом, дискриминации, увольнения за какие-либо нарушения.

Тот факт, что Устав ГУПС «Пансионаты Севастополя» не был приведен в соответствие с постановлением Правительства Севастополя от 01.04.2019 № 190-ПП «Об утверждении Порядка назначения на должность и освобождения от должности руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений города Севастополя, иных организаций, учрежденных Правительством Севастополя» не может служить основанием для признания увольнения Грязнова А.Р. незаконным, поскольку указанное постановление Правительства в установленном законом порядке не оспорено, в судебном порядке не отменено, официально опубликовано, является действующим и обязательным для исполнения лицами, которых касается. Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что истец как руководитель государственного унитарного предприятия своими действиями, путем дачи соответствующих распоряжений юристу предприятия, препятствовал внесению таких изменений в Устав предприятия «Пансионаты Севастополя».

Требования статей 84.1, 140, 279 ТК РФ при увольнении Грязнова А.Р. соблюдены, что подтверждается справкой об окончательном расчете, ДД.ММ.ГГГГ произведена выплата окончательного расчета, в том числе с учетом компенсации за один день задержки выплаты.

Доводы истца о том, что для его увольнения необходимо было получить предварительное одобрение аттестационной комиссии, не основаны на законе, поскольку таких условий Трудовым кодексом Российской Федерации не установлено при увольнении руководителя по пункту 2 части первой статьи 278 ТК РФ.

С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    решил:

в удовлетворении иска Грязнова Артемия Рудольфовича к Департаменту аппарата Губернатора и Правительства Севастополя о признании незаконным и отмене распоряжения, восстановлении на работе, понуждении произвести перерасчет и выплаты, компенсации морального вреда отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

<данные изъяты>

2-2379/2019 ~ М-2296/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Ленинского района города Севастополя
Грязнов Артемий Рудольфович
Ответчики
Департамент аппарата Губернатора и Правительства Севастополя
Другие
Андреева Елена Викторовна
Капищев Николай Николаевич
Государственное унитарное предприятие Севастополя "Пансионаты Севастополя"
Вачаев Александр Михайлович
Правительство города Севастополя
Смирнов Сергей Львович
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Прохорчук Ольга Владимировна
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
09.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2019Передача материалов судье
11.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2019Судебное заседание
16.10.2019Судебное заседание
23.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее