Дело № 2-78/2014г. ...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 октября 2014 года город Петрозаводск
Петрозаводский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Долженкова А.В., при секретаре Мозолевской А.С., с участием заявителя Козака Р.Б., представителя заместителя руководителя Пограничной службы ФСБ РФ (ПС ФСБ РФ) подполковника юстиции Румянцева И.В., помощника военного прокурора Петрозаводского гарнизона старшего лейтенанта юстиции Свистунова Е.В., в открытом судебном заседании, в помещении суда рассмотрел гражданское дело по заявлению .... Козака Р.Б. об оспаривании решения заместителя руководителя ПС ФСБ РФ, связанного с увольнением заявителя с военной службы, -
УСТАНОВИЛ:
Козак Р.Б. в своем заявлении и объяснениях в суде, просит суд признать незаконным приказ заместителя руководителя ПС ФСБ РФ № 274-ЛС от 22.05.2014г. в части увольнения его с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. При этом в обосновании своего заявления Козак Р.Б. указал, что не согласен с выводами аттестационной комиссии, которая рекомендовала начальнику пограничного управления ФСБ РФ по Республике Карелия (ПУ ФСБ РФ по РК) отказать ему в заключении контракта сверх предельного возраста пребывания на военной службе. Кроме того, заявитель пояснил, что на момент его увольнения с военной службы он не обеспечен жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства.
Представитель заместителя руководителя ПС ФСБ РФ Румянцев И.В. требования заявителя не признал и пояснил, что поскольку заявитель достиг предельного возраста пребывания на военной службе, а руководством ПУ ФСБ РФ по РК было принято решение об отказе в заключении с заявителем контракта сверх предельного возраста пребывания на военной службе, то он подлежал увольнению с военной службы, в связи с чем и был издан соответствующий приказ. При этом, процедура увольнения Козака Р.Б. с военной службы нарушена не была.
Помощник военного прокурора Свистунов Е.В. в своем заключении полагал необходимым отказать Козаку Р.Б. в удовлетворении его требований, поскольку заявитель достиг предельного возраста пребывания на военной службе и подлежит увольнению с военной службы, решение об увольнении заявителя с военной службы принято должностным лицом в пределах имеющихся полномочий, каких-либо нарушений процедуры увольнения не допущено.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заслушав заключение помощника военного прокурора, исследовав материалы, имеющиеся в деле, военный суд приходит к выводу, что заявление Козака Р.Б. удовлетворению не подлежит.
Из копии контракта Козака Р.Б. 05.11.1967 г.р., усматривается, что он заключил контракт о прохождении военной службы сроком на один год с 5 ноября 2012 года.
Как пояснил в судебном заседании Румянцев И.В., данный контракт заключен с Козаком Р.Б. на один год сверх предельного возраста пребывания на военной службе, поскольку он в ноябре 2012 года достиг предельного возраста (45 лет) пребывания на военной службе. При этом, в 2013 году заявителю было отказано в заключении нового контракта сверх предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе и в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе.
Из рапорта заявителя от 25.03.2014г. видно, что Козак Р.Б. после беседы с начальником ПУ ФСБ РФ по .... изберет основанием своего увольнения с военной службы – достижение предельного возраста пребывания на военной службе.
Как видно из листа беседы от 27 марта 2014 года, руководством Службы в г....... с Козаком Р.Б. проведена беседа на предмет его увольнения с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. При этом, как указано в листе беседы, заявитель обеспечен служебным жилым помещением по месту службы в г...... и избрал постоянным местом жительства после увольнения с военной службы г....... Так же в листе беседы указано, что заявитель не согласен с увольнением с военной службы.
Из рапорта заявителя в жилищную комиссию ПУ ФСБ РФ от 30.09.2013г. видно, что заявитель просит признать его нуждающимся в жилом помещении по избранному после увольнения месту жительства в г......, поскольку в 2013 году предстоит его увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Решением жилищной комиссии ПУ ФСБ РФ по ..... от 22.11.2013г. № 12, Козак Р.Б. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях в г........
Как пояснил в судебном заседании Румянцев И.В., заявитель проживает в служебной квартире в г........, которая принадлежит Пограничному управлению ФСБ РФ по ...... и не будет выселен из данного жилого помещения до получения жилья в ....., что так же подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и гарантийным письмом Службы в г...... № 21/103/3/6/3176 от 18.09.2014г.
Из представления от 27.03.2014г. к увольнению с военной службы видно, что ..... Козак Р.Б. представлен к увольнению в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. С указанным представлением начальник ПУ ФСБ РФ по .... согласен и ходатайствует об увольнении Козака Р.Б. с военной службы.
Как видно из выписки из протокола № 7 от 7.04.2014г. заседания аттестационной комиссии ПУ ФСБ РФ по ....., дано заключение о нецелесообразности заключения нового контракта с Козаком Р.Б. сверх предельного возраста пребывания на военной службе.
В судебном заседании Румянцев И.В. пояснил, что поскольку у Козака Р.Б. в 2014 году изменилась категория годности к военной службе (с «В» на «Б»), то он обратился к начальнику ПУ ФСБ РФ с просьбой заключить с ним новый контракт сверх предельного возраста пребывания на военной службе и данный вопрос был вынесен на заседание аттестационной комиссии ПУ ФСБ РФ по ...... При этом, в случае положительного заключения аттестационной комиссии, процедура увольнения заявителя была бы прекращена.
Приказом заместителя руководителя ПС ФСБ РФ № 274-ЛС от 00.00.0000 ..... Козак Р.Б. уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998г., увольнение с военной службы военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Из п. «а» ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998г. следует, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ № 1237 от 16.09.1999г.), перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:
а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром, и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;
б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.
Как видно из выписок из приказов ФСБ РФ № 344-дсп от 17.07.2010г., а так же № 147 от 14.11.2011г., заместитель руководителя ПС ФСБ РФ наделен полномочиями по увольнению с военной службы офицеров пограничных органов, имеющих воинские звание до подполковника включительно.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, военный суд находит установленным, что ..... Козак Р.Б., проходивший военную службу по контракту, в 2012 году достиг предельного возраста пребывания на военной службе, а поэтому по окончании заключенного с ним сверх предельного возраста пребывания на военной службе контракта (05.11.2013г.) и отсутствии решения о заключении нового контракта, подлежал увольнению с военной службы, в связи с чем заместителем руководителя ПС ФСБ РФ, было принято решение в рамках предоставленных ему полномочий, об увольнении заявителя с военной службы. При этом какого-либо нарушения процедуры увольнения заявителя с военной службы при рассмотрении дела не установлено.
Таким образом, каких-либо оснований, для отмены приказа заместителя руководителя пограничной службы ФСБ РФ № 274-ЛС от 22.05.2014г. об увольнении Козака Р.Б. с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, не имеется.
Более того, суд так же принимает во внимание и то обстоятельство, что фактически заявитель избрал основанием своего увольнения достижение предельного возраста пребывания на военной службе, поскольку как видно из его рапорта о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, в нем сам указывает данное обстоятельство, как на основание признания его нуждающимся в жилом помещении по избранному после увольнения месту жительства в г.........
Кроме того, довод заявителя о том, что процедура его увольнения нарушена, в том числе и проведенной аттестацией, с выводами которой он не согласен, военный суд признает неубедительным, поскольку аттестация Козака Р.Б. на предмет заключения с ним контракта сверх предельного возраста пребывания на военной службе, к процедуре увольнения не относится, а сами выводы аттестации заявителем не оспаривались.
Что же касается утверждения заявителя о том, что обжалуемый им приказ подлежит отмене в связи с необеспеченностью его жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства, то оснований для его отмены не имеется в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как видно из п. 1 ст. 23 названного выше Закона, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, заявитель обеспечен надлежащим служебным жилым помещением по установленным нормам по месту службы в г.......
Таким образом, поскольку заявитель по месту военной службы ...... обеспечен служебным жилым помещением по нормам жилищного законодательства, после увольнения с военной службы избрал иное место жительство ....... то каких-либо препятствий к его увольнению с военной службы не имеется, тем более, что имеющееся у него служебное жилое помещение подлежит сдаче только после получения жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства, в связи с чем приказ заместителя руководителя ПС ФСБ РФ № 274-лс от 22.05.2014г. каких-либо прав заявителя на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства, не нарушает.
Аналогичное понимание закона содержится и в Определении Конституционного Суда РФ № 1580-О от 24.09.2012г., согласно которому, абзац второй пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", направленный на реализацию положений статьи 40 Конституции Российской Федерации, закрепляет для определенной категории военнослужащих гарантии в жилищной сфере, в том числе дополнительные гарантии для военнослужащих, желающих быть обеспеченными жильем по месту службы: такие лица не могут быть уволены с военной службы до предоставления им жилых помещений - в отличие от лиц, которые намерены получить жилье в ином избранном ими постоянном месте жительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 196, 198, 199 и 258 ГПК РФ,-
РЕШИЛ :
В удовлетворении заявления ....... Козака Р.Б., об оспаривании решения заместителя руководителя Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, связанного с увольнением заявителя с военной службы (приказ № 274-лс от 22.05.2014г.), – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский окружной военный суд через Петрозаводский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
.......
СУДЬЯ А.В. Долженков
.....
.....
.....
.....
.....
.....
.....
.....
.....
.....
.....
.....