Дело № 12-137/2012
РЕШЕНИЕ
25 декабря 2012 года г. Нытва
Судья Нытвенского районного суда Пермского края Волкова Л.В.
при секретаре Постниковой И.В.,
с участием представителя заявителя Чичева Т.Г., действующего по доверенности,
представителя заинтересованного лица Батуева П.В., действующего по доверенности,
рассмотрев жалобу администрации Нытвенского городского поселения на постановление мирового судьи судебного участка № 103 Нытвенского района Пермского края Чупровой Л.В. от 24.10.2012 года о привлечении юридического лица - администрации Нытвенского городского поселения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 103 Нытвенского района Чупровой Л.В. от 24.10.2012 года установлено, что администрацией Нытвенского городского поселения (НГП) нарушены требования, предусмотренные законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:
- Не проведено обучение руководящего состава и персонала по вопросам в области ГО и действиям ЧС.
- Не организовано обучение персонала по вопросам ГО и действиям при ЧС.
- Отсутствует план взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях.
- Не организовано обучение неработающего населения по вопросам ГО и действиям при ЧС.
Постановлением мирового судьи администрация Нытвенского городского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 руб.
Юридическое лицо - администрация Нытвенского городского поселения обратилась в суд с жалобой, просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя Чичев Т.Г. просит постановление отменить по доводам, указанным в жалобе, считает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ. Кроме того, не согласен с нарушениями № 1, 3.
Представитель заинтересованного лица Батуев П.В. с жалобой не согласен, считает, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в действиях администрации НГП имеется, проверка проведена в соответствии с законодательством.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле документов и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 16.10.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2012) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 11 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2012) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.
ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведенной плановой выездной проверки заместителем начальника 21 отдела надзорной деятельности по Нытвенскому, Карагайскому и Оханскому муниципальным районам Батуевым П.В. в отношении юридического лица - администрации Нытвенского городского поселения составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут администрацией Нытвенского городского поселения, расположенной по адресу: <адрес>, не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:
1. Не проведено обучение руководящего состава и персонала по вопросам в области ГО и действиям ЧС. Постановление Правительства РФот 4 сентября 2003 года N2 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» п.2 п.п. «г, д, е»; ФЗ N 68 от 21.12.1994 г. «О защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ст. 20;
2. Не организовано обучение персонала по вопросам ГО и действиям при ЧС. ФЗ N 68 от 21.12. 1994 г. «О защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ст. 11 п. 2 п.п. «а», ст. 11 п. 4; Постановление Правительства РФот 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» п. 4 п.п. «а».
3. Отсутствует план взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях. ФЗN 68 от 21.12.1994 г. «О защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ст.14 п.п. «а»; постановление Правительства РФ«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30 декабря 2003 г.N 794 п. 16;
4. Не организовано обучение неработающего населения по вопросам ГО и действиям при ЧС. ФЗ N 68 от 21.12.1994 г. «О защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ст. 11 п. 2 п.п. 2; Постановление Правительства РФот 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» п. 4п.п. «б», 14.
Копия распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки поступила в администрацию НГП ДД.ММ.ГГГГ, проверка проведена в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении в администрацию НГП направлялось, копия акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ в администрацию. Нытвенского городского поселения направлены.
Таким образом, плановая выездная проверка в отношении администрации НГП проведена в соответствии со ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", нарушений законности при проведении проверки не выявлено.
Суд считает, что мировым судьей правильно установлены обстоятельства дела и доказательства, подтверждающие вину юридического лица - администрации НГП, судьей дана надлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам.
Представитель администрации НГП Чичев Т.Г. в судебном заседании не оспаривал, что требования законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выполнены администрацией НГП не в полном объеме.
В соответствии со ст. 14 ФЗ № 68-ФЗ организации обязаны осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Согласно ст. 20 ФЗ № 68-ФЗ, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:
б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население);
г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники);
е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).
4. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
5. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной.
Из приложения № к постановлению главы администрации НГП № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в состав комиссии по СЧ, помимо председателя, которым является глава администрации НГП, входят также заместители председателя (первый заместитель главы администрации НГП, помощник главы администрации по ГО, ЧС и пожарной безопасности), секретарь (управляющий делам администрации НГП).
Таким образом, согласно требований вышеуказанных нормативных актов, обучение по вопросам ГО и действиям при ЧС должны пройти не только глава администрации НГП, но и иные работники органов местного самоуправления (уполномоченные работники).
Поскольку в судебном заседании установлено, что такое обучение администрацией НГП не организовано и работниками органа местного самоуправления не пройдено, то в вину администрации НГП обоснованно вменены нарушения, указанные в п. 1, 2 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ
Распространение среди неработающего населения памяток, оборудование уголка гражданской защиты не свидетельствует о выполнении администрацией НГП требований об организации обучения неработающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций в полном объеме.
Вместе с тем, суд полагает необходимым исключить из постановления по делу об административном правонарушении указание на нарушение юридическим лицом требований ст. 14 п.п. «а» ФЗ N 68 от 21.12.1994 г. «О защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 16 постановления Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30 декабря 2003 г. N 794 в части отсутствия плана взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из содержания п. 16 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 19.11.2012) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" следует, что привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.
Таким образом, из содержания данного пункта следует, что привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций возможно одним из предусмотренных в данном пункте способов.
Суд полагает, что в материалах дела не имеется достоверных доказательств невыполнения администрацией НГП требований, предусмотренных пунктом 16 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794.
Так, в материалах дела имеются договора на выполнение работ нештатного аварийно-спасательного формирования НГП, заключенные администрацией НГП с МУП «Теплосеть» и МУП «КБ». На основании данных договоров исполнители -МУП «Теплосеть» и МУП «КБ» на основании заявок заказчика - администрации НГП берут на себя обязанности по выполнению работ нештатного аварийно-спасательного формирования: проведение аварийно-спасательных работ и др.
Таким образом, вывод о наличии вышеуказанного нарушения следует исключить из постановления по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, исключение из постановления казанного нарушения не является безусловным основанием для изменения размера административного наказания.
С учетом требований ст. 1.5, ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ суд приходит к выводу о том, что вина юридического лица в совершении вмененного ему административного правонарушения заключается в том, что им не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на выполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Объективных причин, препятствующих соблюдению юридическим лицом - администрацией НГП требований законодательства о защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, должностным лицом 21-ОНД при проведении проверки не установлено, из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что вина юридического лица - администрации НГП в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки.
Всем материалам дела мировым судьей оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований не согласиться с произведенной оценкой доказательств и выводами мирового судьи у суда не имеется.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт невыполнения администрацией НГП предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, нарушения при проведении проверки фактически имели место.
Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено, постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Существенных нарушений, которые могли бы повлиять на законность привлечения администрации Нытвенского городского поселения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, не установлено.
Таким образом, суд считает постановление мирового судьи законным и обоснованным, а наказание - соответствующим закону.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 103 Нытвенского района Чупровой Л.В. от 24.10.2012 года в отношении администрации Нытвенского городского поселения оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение не может быть обжаловано в кассационном порядке.
Судья Л.В.Волкова