Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-212/2014 ~ М-190/2014 от 05.05.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2014 года                             село Шебалино

Дело № 2-212/2014

    Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе

председательствующего судьи                           Унутова Э.Д.,

при секретаре                                   Шниткиной Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Белькову Г.В. о понуждении привести деятельность в соответствии с требованиями природоохранного законодательства,

установил:

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к индивидуальному предпринимателю Белькову Г.В. об обязании со дня вступления решения суда в законную силу в срок:

1 месяц:

-произвести расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласовать данный расчет в Управлении Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в пользу Российской Федерации, Республики Алтай, муниципального образования «Шебалинский район» за 4 квартал 2013 года, 1 квартал 2014 года;

- предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2013 год;

4 месяца:

- провести инвентаризацию отходов,образующихся в результате его деятельности;

- подтвердить отнесение образующихся в результате деятельности отходов к конкретному классу опасности путем получения свидетельства о классе их опасности отходов для окружающей природной среды, составления и утверждения паспортов отходов I-IV классов опасности, удостоверяющих принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности;

- организовать учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

- провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- получить в Министерстве лесного хозяйства Республики Алтай разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- организовать осуществление производственного контроля за охранной атмосферного воздуха.

Иск природоохранного прокурора мотивирован тем, что индивидуальный предприниматель Бельков Г.В. с ноября 2013 года и по настоящее время осуществляет предпринимательскую деятельность по техническому обслуживанию автомобилей по адресу: <адрес>, при этом эксплуатируя стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – твердотопливный котёл.

Кроме того, в обоснование иска указал, что в рамках проведенной проверки установлено, что в нарушение требований федерального законодательства ИП Бельков Г.В. не произвел расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду, и не согласовал данный расчет в Управлении Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республики Алтай, не внес плату за негативное воздействие на окружающую среду в пользу Российской Федерации, Республики Алтай, муниципального образования «Шебалинский район» за 4 квартал 2013 года, 1 квартал 2014 года; не предоставил в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2013 год, не провел инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В нарушение требований ст.ст. 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» отсутствует проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В настоящее время осуществляет хозяйственную деятельность, эксплуатируя источник выбросов в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ), чем нарушает требования ч. 1 ст. 14 Закона № 96-ФЗ, также не производится производственный контроль за охранной атмосферного воздуха, в нарушение ст. 67 Закона № 7-ФЗ, ст.ст. 25, 30 Закона № 96-ФЗ. В нарушение требований ст.ст. 11, 14 Закона № 89-ФЗ, Приказов Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2011 № 511 и от 02.12.2002 № 785, приказа Ростехнадзора от 15 августа 2007 года № 570 ИП Бельков Г.В. не проведена инвентаризация отходов образующихся в результате деятельности предпринимателя и не подтверждена отнесение образующихся в результате деятельности таких отходов к конкретному классу опасности, не получены свидетельства о классе их опасности отхода для окружающей природной среды, не составлены и не утверждены их паспорта. Также в нарушение требований ч. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ, приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 № 721, ИП Бельков Г.В. не ведется в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Выявленными нарушениями требований в области охраны окружающей среды ответчиком нарушаются интересы Российской Федерации, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 11,39 Закона № 7-ФЗ.

Ответчик Бельков Г.В., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, но при этом просил рассмотреть дело без его участия, о чем в деле имеется телефонограмма.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме и просила их удовлетворить.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования природоохранного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Согласно ст. 1 вышеуказанного Федерального закона атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Из Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выделенного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 г. № 14-01-33 следует, что инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса ЗВ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.

Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно п. 1 раздела 1.2 вышеуказанного Методического пособия к основным источникам с организованным выбросом относятся дымовые и вентиляционные трубы, вентиляционные шахты, аэрационные фонари, дефлекторы.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

В соответствии ч. 1 ст. 23 этого же Федерального закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.

В судебном заседании установлено, что индивидуальный предприниматель Бельков Г.В. в нарушение требований Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не провел инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не представил проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, также не произвел производственный контроль за охранной атмосферного воздуха.

Вместе с тем в настоящее время ИП Бельков Г.В. осуществляет хозяйственную деятельность, эксплуатируя источник выбросов в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ).

Из части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 39 этого же Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии ч. 1 ст. 51 этого же Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В настоящем Федеральном законе под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимается - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно ст. 11 этого же Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В нарушение вышеуказанных требований индивидуальным предпринимателем Бельковым Г.В. не проведена инвентаризация отходов образующихся в результате деятельности предпринимателя и не подтверждена отнесение образующихся в результате деятельности таких отходов как шины пневматические отработанные, камеры пневматические отработанные к конкретному классу опасности, не получены свидетельства о классе их опасности отхода для окружающей природной среды, не составлены и не утверждены их паспорта, не ведется в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, а также не предоставлена в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2013 год и не произведены расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду, и не согласованы данные расчеты в Управлении Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республики Алтай, не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в пользу Российской Федерации, Республики Алтай, муниципального образования «Шебалинский район» за 4 квартал 2013 года, 1 квартал 2014 года.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 1, ст. 11, ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Таким образом, осуществление деятельности индивидуальным предпринимателем Бельковым Г.В. в нарушении требований в области охраны окружающей среды, нарушает интересы Российской Федерации, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 11,39 Закона № 7-ФЗ.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в муниципальный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку исковые требования прокурором предъявлены в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц с ответчика в пользу бюджета МО «Шебалинский район» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Горно-Алтайского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Белькову Г.В. Владимировичу о понуждении привести деятельность в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Белькова Г.В. (ОГРНИП ) со дня вступления решения суда в законную силу в течение:

одного месяца:

- произвести расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласовать расчеты в Управлении Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в пользу Российской Федерации, Республики Алтай, муниципального образования «Шебалинский район» за 4 квартал 2013 года, 1 квартал 2014 года;

- представить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республики Алтай отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2013 год.

четырех месяцев:

- провести инвентаризацию отходов, образующихся в результате его деятельности;

- подтвердить отнесение образующихся в результате деятельности отходов к конкретному классу опасности путем получения свидетельства о классе их опасности отходов для окружающей природной среды, составления и утверждения паспортов отходов I-IV классов опасности, удостоверяющих принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности;

- организовать учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, преданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

- провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- получить в Министерстве лесного хозяйства Республики Алтай разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- организовать осуществление производственного контроля за охранной атмосферного воздуха.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Белькова Г.В. (ОГРНИП 313041131500013) в пользу бюджета МО «<адрес>» Республики Алтай государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию Верховного Суда Республики Алтай в месячный срок со дня его вынесения через Шебалинский районный суд Республики Алтай.

Председательствующий Э.Д. Унутов

2-212/2014 ~ М-190/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор В.В. Красилов
Ответчики
Бельков Георгий Владимирович
Суд
Шебалинский районный суд Республики Алтай
Судья
Унутов Э.Д.
Дело на странице суда
shebalinsky--ralt.sudrf.ru
05.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2014Передача материалов судье
06.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2014Судебное заседание
19.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2014Дело оформлено
16.02.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее