Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 октября 2017 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Рулева И.А.,
при секретаре Жилиной Ю.А.,
с участием:
истца – Шиловой О.В., действующей за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей: Шиловой Е.И., Шилова В.И.,
истца Шилова И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кочубеевского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Шилова И.Н., Шиловой О.В., она же в интересах несовершеннолетних детей Шиловой Е.И., Шилова В.И. к Администрации - менной материальной помощи,ной материальной помощи,ения об отсутствии ущерба незаконным и обязании включить в спМО Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – подтопления, вызванного ливневыми дождями, признании права на получение единовременной помощи, обязании включить в списки на получение единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией,
У С Т А Н О В И Л:
Шилов И.Н., Шилова О.В., действующая за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей: Шиловой Е.И., Шилова В.И., обратились в суд с исковым заявлением к а- менной материальной помощи,ной материальной помощи,ения об отсутствии ущерба незаконным и обязании включить в спдминистрации Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – подтопления, вызванного ливневыми дождями, признании права на получение единовременной помощи, обязании включить в списки на получение единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией. В обосновании своих требований истцы указали, что Шилов И.Н. является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>.
Вместе с ним в этом доме зарегистрированы и постоянно проживают члены его семьи - остальные истцы по делу: жена - Шилова О.В., дочь - Шилова Е.И., сын - Шилов В.И..
В конце мая 2017 года на территории с. Ивановское из-за обильных осадков случилось подтопление и Постановлением АКМР СК от ДД.ММ.ГГГГ № был введен режим чрезвычайной ситуации.
В результате подтопления была утрачена часть их имущества: был затоплен огород, уничтожен весь урожай.
Они не знали о том, что им как пострадавшим в результате ЧС положены какие-либо выплаты, они рано утром уезжают на работу возвращаются поздно, никто их об этом не извещал, объявлений никаких они не видели, а узнали об этом случайно только в начале июля 2017 года от своих соседей, которые в свою очередь узнали об этом от других жителей села.
10.07.2017 года его супруга, Шилова О.В., собрав все документы и фотографии затопленного огорода с уничтоженным урожаем, направилась в администрацию МО Ивановского сельсовета, и подала соответствующее заявление на включение их с семьей в списки на получение единовременной денежной выплаты как пострадавшие в результате ЧС.
Однако, письмом №32 от 12.07.2017 года администрации МО Ивановского сельсовета ей было сообщено, её заявление рассмотрено администрацией МО Ивановского сельсовета и что «В связи со снятием 07 июля 2017 года режима чрезвычайной ситуации на территории Кочубеевского района, Вам отказано во включении в списки пострадавших».
Они не согласны с данным решением, полагают, что их права нарушены и их намерено ввели в заблуждение.
У них на приусадебном земельном участке имеется большой огород, который они вместе с супругой каждый год (в том числе и в этом году) засаживают и собирают с него урожай, это их подспорье и один из основных источников пропитания, без которого им было бы очень тяжело.
Во время подтопления на приусадебном участке погиб весь урожай картофеля, огурцов, дынь, помидоров.
После того как вода сошла, они насколько смогли очистили огород и попытались засадить хотя бы часть его заново огурцами, помидорами, свеклой, чтобы в зиму были хоть какие-то запасы, но поскольку было уже поздно садить семена (сезон посадки закончился), то огурцы погибли, а остальные овощи плохо растут и неизвестно дадут ли они хоть какой-то урожай.
Они пострадали в результате ЧС, поскольку утратили весь урожай овощей, остались без картофеля и других овощей, были вынуждены тратить денежные средства на закупку новых семян овощных культур и заново засаживать ими огород, при этом неизвестно взойдут ли они и будет ли с них хоть какой-то урожай, т. е. они могут остаться без продуктов на зиму.
Таким образом, они в период подтопления проживали в зоне затопления и их имуществу причинен ущерб, однако должностными лицами администрации МО Ивановского сельсовета не было предпринято предусмотренных законом мер для обеспечения защиты наших прав на получение государственной поддержки, они не были извещены о необходимости подавать заявления на включение их в список, сам список граждан был составлен органом местного самоуправления поверхностно, что повлекло нарушение их прав на получение финансовой помощи от государства.
Их имущество пострадало от подтопления, что свидетельствует об отнесении их к категории граждан, пострадавших от ЧС природного характера и в силу вышеуказанного это дает им право на получение единовременной материальной помощи.
Таким образом, как пострадавшие в результате чрезвычайного происшествия природного характера и в соответствии с законодательством РФ и Ставропольского края они имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.
Полагают, что действиями ответчиков были нарушены их права и решить вопрос иначе, кроме как в судебном порядке не представляется возможным.
На основании изложенного, просят суд:
Признать их, Шилова И.Н., Шилову О.В., Шилову Е.И., Шилова В.И. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации — подтопления, вызванного ливневыми дождями, произошедшими 24-25 мая 2017 года на территории Кочубеевского района Ставропольского края.
Признать за ними, Шиловым И.Н., Шиловой О.В., Шиловой Е.И., Шиловым В.И., право, как пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации — подтопления, вызванного ливневыми дождями, произошедшими 24-25 мая 2017 года на территории Кочубеевского района Ставропольского края, на получение единовременной материальной помощи в размере по 10000 рублей (десять тысяч рублей).
Обязать Администрацию муниципального образования Ивановского сельсовета, Кочубеевского района Ставропольского края включить их, Шилова И.Н., Шилову О.В., Шилову Е.И., Шилова В.И., в списки на получение единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией — подтоплением, вызванным ливневыми дождями, произошедшими 24-25 мая 2017 года на территории Кочубеевского района Ставропольского края.
В судебном заседании истец Шилов И.Н. исковые требования поддержал и пояснил, что после дождей вода стояла у них во дворе, был затоплен огород, хозпостройки, подвал, уничтожен весь урожай. Он в конце июня обращался с заявлением в администрацию Ивановского сельсовета о включении его и членов семьи в списки на получение помощи, 24.06.2017 года приезжала комиссия, составили акт, что их имущество пострадало. На их улице многие пострадали, начались выплаты, однако им ничего не выплатили поскольку их в списках не оказалось – его заявление потеряли. Он 10.07.2017 года написал новое заявление, но во включении в списки ему отказали в связи со снятием ЧС.
В судебном заседании истец Шилова О.В., действующая за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей: Шиловой Е.И. и Шилова В.И. исковые требования поддержала и пояснила, что после дождей вода стояла у них во дворе, был затоплен огород, уничтожен весь урожай, обратились в администрацию, но их заявление в сельсовете потеряли и когда они повторно обратились 10.07.2017 года в администрацию, то им отказали, в связи с пропуском срока.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства в суд не явились, направив ходатайство в котором просят рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации. Разрешение вопроса оставляют на усмотрение суда. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Представитель ответчика - Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Также в суд поступили возражения на исковое заявление, в которых указано, что
в соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 г. № 1 обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.
Оказание единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека) гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, за счет средств федерального бюджета производятся на основании п.п. «г» и «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110.
В Ставропольском крае меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, установлены Законом Ставропольского края от 10.04.2006 г. № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» (далее - Закон № 19-кз). В соответствии со статьей 1 Закона № 19-кз к гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, относятся в том числе граждане, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае.
Согласно пункта 6 части 2 статьи 4 Закона № 19-кз гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, выплачиваются единовременные денежные выплаты в следующих размерах:
10 тыс. рублей на человека - единовременная материальная помощь;
50 тыс. рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости;
100 тыс. рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
Единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Механизм предоставления единовременных денежных выплат, предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 4 Закона № 19-кз определен в Порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае, в части осуществления им единовременных денежных выплат, утвержденном постановлением Правительства Ставропольского края от 02 июня 2006" года № 84-п (введен постановлением Правительства Ставропольского края от 25.07.2017 г. № 287-п) (далее - Порядок, утвержденный Постановлением № 84-п).
Пунктом 3 Порядка, утвержденного Постановлением №84-п, установлено, что право на получение единовременных денежных выплат имеют граждане РФ, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено.
Факт утраты имущества должен подтверждаться актом обследования, поскольку в соответствии с Приказом МЧС России от 29.08.2014 г. № 470 списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
В соответствии с п.п. 16 п. 10.7 Положения о министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 22.11.2013 № 424-п, министерство осуществляет выплату единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении) гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае.
Вопросы включения или не включения в списки согласно Приложению №10 и №12 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110, не входят в компетенцию министерства и, следовательно, министерство является ненадлежащим ответчиком по указанному исковому заявлению.
Просят учесть изложенную выше позицию при рассмотрении данного искового заявления.
Представители третьих лиц - ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, ГУ МВД России по Ставропольскому краю в лице Управления по вопросам миграции, администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в своих ходатайствах просили суд рассмотреть гражданское дело без их участия в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон по делу, суд находит возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика представителей третьих лиц - ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, ГУ МВД России по Ставропольскому краю в лице Управления по вопросам миграции, администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края.
Заслушав истцов, исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к убеждению о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7 часть, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «з» части 1).
В развитие указанных Конституционных положений статья26.3Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подпункт 5 пункта 2).
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно преамбуле данного Федерального закона, его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 1 Федерального закона № 68-ФЗ, установлено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Постановлением администрации Кочубеевского муниципального района от 24 мая 2017 года № 543 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Кочубеевского муниципального района Ставропольского края», в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок в период времени с 24 мая 2017 года был введён режим чрезвычайной ситуации.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно абзацев 1 и 6 пункта 1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане РФ имеют право в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на защиту жизни, здоровья, личного имущества; на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу.
Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст.29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года № 3-ФКЗ №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Согласно пункту "з" статьи 10 указанного Федерального Закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. "л" п. 1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В соответствии с п.п."г","д" п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека
Аналогичные меры социальной поддержки граждан предусмотрены п.6 ст.4 Закона Ставропольского края от 10.04.2006 года № 19-кз (ред. от 26.05.2017 года) «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов ВОВ», гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, выплачиваются единовременные денежные выплаты в следующих размерах: 10 тыс. рублей на человека — единовременная материальная помощь.
Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в силу подпунктов «а» и «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» целью которого согласно его статье 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации указанного выше краевого Закона на территории Ставропольского края разработан и утверждён приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года № 95 «Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге/супругу, детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении) гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае».
Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счёт средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (пункт 3 Порядка).
Таким образом, суд приходит к выводу, что Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края является по делу надлежащим ответчиком.
Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», согласно которым, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующих выплат: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека подпункт «г»; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100000 рублей (пункт 2 Правил).
Во исполнение указанных Правил, МЧС России были разработаны и утверждены 03 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно главе 2 указанных Рекомендаций к имуществу первой необходимости относятся: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для подержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Под утратой имущества понимается приведение имущества в состояние непригодное для использования в результате чрезвычайной ситуации.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Судом установлено, что земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, села Ивановского, Кочубеевского района Ставропольского края, принадлежат на праве собственности Шилову И.Н., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права №.
Согласно отметкам в домовой книги и паспортах истцов, Шилов И.Н., Шилова О.В., Шилова Е.И., Шилов В.И., зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.
Шилова О.В. 10 июля 2017 года обратилась в администрацию Муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края с заявлением о включении ее и членов ее семьи в списки на получение единовременной денежной выплаты как пострадавшие в результате ЧС.
Факт утраты имущества должен подтверждаться актом обследования, поскольку в соответствии с Приказом МЧС России от 29.08.2014 г. № 470 списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Согласно Акта обследования домовладения по <адрес> от 24 июня 2017 года /л.д. 24/, утвержденного главой администрации села по результатам осмотра домовладения, установлено, что приусадебный земельный участок, хоз.строения и подвал затоплены, степень повреждения имущества частичная.
Письмом №32 от 12.07.2017 года администрации МО Ивановского сельсовета Шиловой О.В. было сообщено, что её заявление рассмотрено администрацией МО Ивановского сельсовета и что «В связи со снятием 07 июля 2017 года режима чрезвычайной ситуации на территории Кочубеевского района, Вам отказано во включении в списки пострадавших», (л.д. 22).
Суд полагает, что отказ администрации не соответствуют требованиям действующего законодательства, и не может являться достаточным основанием для ограничения их права на получение государственной помощи как лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, поскольку каких-либо сроков, ограничивающих прием заявлений от граждан, пострадавших в результате ЧС, не предусмотрено. Более того, Распоряжением председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Ставропольском крае № 43 от 07.07.2017 года, предложено главам районов Ставропольского края, в том числе Кочубеевского района продолжить работу по приему заявления от граждан, пострадавших от дождевого паводка.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство в качестве его конституционной обязанности признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 2) и устанавливает, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17, часть 1), в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), которые могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (Постановления от 20 декабря 1995 года № 17-П, от 14 ноября 2005 года № 10-П, от 26 декабря 2005 года № 14-П, от 16 июля 2008 года № 9).
Кроме того, из показаний истцов следует, что они в июне 2017 года обращались в Администрацию Ивановского сельсовета с заявлением о включении членов их семьи в списки на получение единовременной денежной выплаты как пострадавшие в результате ЧС. Однако их заявление было утеряно. Факт обращения истцов в администрацию подтверждает и акт обследования домовладения по <адрес> от 24 июня 2017 года /л.д. 24/.
Таким образом, судом установлено, что истцыШилов И.Н., Шилова О.В. и их несовершеннолетние дети Шилова Е.И. и Шилов В.И. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, постоянно проживали до и на момент чрезвычайной ситуации по вышеуказанному адресу, их семья пострадала в результате ЧС, что подтверждается актом обследования.
Единственным препятствием для реализации истцами прав на включение их в списки граждан для получения материальной помощи является дата их обращения в администрацию муниципального образования с заявлением о включении их в список нуждающихся в оказании единовременной материально помощи в результате чрезвычайной ситуации.
Однако суд полагает, что отказ администрации не соответствуют требованиям действующего законодательства, и не может являться достаточным основанием для ограничения их права на получение государственной помощи как лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на включение их в список лиц на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей - как лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации.
В связи с изложенным, суд удовлетворяет исковые требования с возложением на администрацию муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края обязанности включить Шилова И.Н., Шилову О.В., Шиловой Е.И., Шилова В.И. в соответствующие списки лиц на получение единовременной материальной помощи.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать Шилова И.Н., Шилову О.В., Шиловой Е.И., Шилова В.И. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – подтопления, вызванного ливневыми дождями, произошедшими 24-25 мая 2017 года на территории Кочубеевского района Ставропольского края.
Признать за Шиловым И.Н., Шиловой О.В., Шиловой Е.И., Шиловым В.И., право, как пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – подтоплении, вызванного ливневыми дождями, произошедшими 24-25 мая 2017 года на территории Кочубеевского района Ставропольского края, на получение единовременной материальной помощи.
Обязать Администрацию муниципального образования Ивановского сельсовета, Кочубеевского района Ставропольского края включить Шилова И.Н., Шилову О.В., Шиловой Е.И., Шилова В.И., в списки на получение единовременной денежной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией – подтоплением, вызванным ливневыми дождями, произошедшими 24-25 мая 2017 года на территории Кочубеевского района Ставропольского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца.
Судья И.А. Рулев
Мотивированное решение по делу изготовлено 11.10.2017 года.