Дело № 2-1811/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2016г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Иванова Д.Н.
при секретаре Водневой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафроненковой Е.А. к администрации г.Смоленска о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2016 годы,
УСТАНОВИЛ:
Сафроненкова Е.А. обратилась в суд с иском к администрации г.Смоленска о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2016 годы, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию г.Смоленска с заявлением о признании ее с сыном Сафроненковым А.В. нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2016 годы. Однако в удовлетворении заявления было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих ее регистрацию по месту жительства или месту пребывания в период с ДД.ММ.ГГГГ., а также правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРП. Данные документы она представить не имеет возможности, поскольку 04.12.2006г. она получила гражданство РФ, паспорт выдан только ДД.ММ.ГГГГ с указанного времени у нее была временная регистрация, но в связи с постоянными переездами свидетельство о регистрации по месту пребывания было утеряно. На протяжении спорного периода времени она с сыном проживает на территории г.Смоленска, собственного жилья не имеет.
В судебном заседании Сафроненкова Е.А. и ее представитель Романенкова И.О. требования поддержали.
Представитель администрации г.Смоленска Новикова Н.С. иск не признала.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы.
В рамках данной программы разработаны Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее –Правила).
В соответствии с п.6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Аналогичные требования установлены и для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2016 годы, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-№
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.3,4 ст.52 ЖК РФ).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи таких нанимателей либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (сельских поселений, городских поселений, городских округов) учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Смоленской области установлен Законом Смоленской области от 13.03.2006г. № 6-з (далее – Закон).
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений о принятии на учет данных граждан, поданных ими в орган, осуществляющий ведение учета, по месту своего жительства.
С заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность заявителя в соответствии с федеральным законодательством; 2) правоустанавливающий документ на занимаемое заявителем и членами его семьи жилое помещение; 3) копия финансового лицевого счета на занимаемое заявителем и членами его семьи жилое помещение; 4) документы, подтверждающие состав семьи заявителя; 5) справка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи жилых помещений на праве собственности; 6) справка о площади и техническом состоянии занимаемого заявителем и членами его семьи жилого помещения, выданная организацией, уполномоченной на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности; 7) решение органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области о признании заявителя малоимущим в целях предоставления ему по договору социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде либо документы, подтверждающие отношение заявителя к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или областным законом категории граждан, имеющих право быть принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов делаДД.ММ.ГГГГ. Сафроненкова Е.А. обратилась в администрацию г.Смоленска с заявлением о признании ее с несовершеннолетним сыном Сафроненковым А.В. нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2016 годы.
Постановлением администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. № 281-адм в удовлетворении заявления было отказано в связи с тем, что истицей не представлены документы, подтверждающие ее регистрацию по месту жительства или месту пребывания в период с ДД.ММ.ГГГГ., а также правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРП.
Также судом установлено, что Сафроненкова Е.А. приобрела гражданство Российской Федерации на основании решения УВД Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. и документирована паспортом гражданина РФ 18.12.2006г.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания истица с ДД.ММ.ГГГГ. была зарегистрирована по месту пребывания в <адрес>, принадлежащей на праве собственности Чуриковой Л.П., а затем Репях Т.Г.
С ДД.ММ.ГГГГ. истица была зарегистрирована по месту пребывания в <адрес>, находившейся на тот момент в муниципальной собственности.
По сообщению УФМС России по Смоленской области Сафроненкова Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ. была зарегистрирована по месту пребывания в <адрес>. Предоставить сведения о наличии регистрации до ДД.ММ.ГГГГ. не представляется возможным в связи с истечением срока хранения документов.
С ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время Сафроненкова Е.А. постоянно зарегистрирована в <адрес>, принадлежащей на праве собственности в равных долях Васильеву Д.А., Васильевой Т.Н., Васильевой Я.Д., Васильеву Е.Д.
Сын истицы А.В., 2006 года рождения, с рождения по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в <адрес>, принадлежавшей, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – в <адрес>, принадлежащей на праве собственности Сафроненкову В.А.
По сообщению Управления Росреестра по Смоленской области за Сафроненковой Е.А., Сафроненковым А.В. отсутствуют зарегистрированные права на объекты недвижимого имущества.
Конституционный Суд РФ в определении от 5 октября 2000 года N 199-О указал, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в ст. 20 ГК РФ, Законе РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" и других нормативных актах. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Таким образом, указанные выше документы подтверждают отсутствие в собственности истицы и ее сына жилых помещений, что в свою очередь свидетельствует о наличии у них права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях и необоснованности вынесенного постановления.
Кроме того, исходя из ч.9, 10 ст.4 Закона орган местного самоуправления вправе самостоятельно запрашивать и получать в порядке, установленном федеральным законодательством, в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности информацию и документы, необходимые для решения вопроса о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и для подтверждения его права состоять на указанном учете, а также проверку представленных с заявлением документов и содержащихся в них сведений, а также жилищных условий заявителя и членов его семьи.
Поскольку истицей были представлены все необходимые документы для решения вопроса о принятии ее на учет нуждающихся улучшении жилищных условий и включении в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2016 годы, и иных оснований, препятствующих признанию семьи Сафроненковой нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в состав участников программы не установлено, и представителем ответчика в судебном заседании не приведено, суд полагает возможным удовлетворить требования в указанной части.
Учитывая, что иных оснований, препятствующих признанию семьи истицы нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в состав участников программы не установлено, и представителем ответчика в судебном заседании не приведено, суд полагает возможным удовлетворить требования в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, ГПК РФ, суд
решил:
Требования Сафроненковой Е.А. удовлетворить.
Признать Сафроненкову Е.А. и Сафроненкова А.В. нуждающимися в улучшении жилищных условий и обязать администрацию г.Смоленска включить их в состав муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2016 годы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий Д.Н.Иванов