63RS0039-01-2020-004882-14
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 декабря 2020 года г.Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Ивановой А.И.
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3997/2020 по административному исковому заявлению Морозова Евгения Николаевича к Министерству строительства Самарской области о признании решения незаконным,
установил:
Морозов Е.Н. обратился в суд с административным иском к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
В обоснование заявления указано, что 18.01.2006 между КО СРО ОООИ «Единство» («Застройщик») и ООО «ПарКом» («Дольщик») заключен договор № 133 «О долевом участии в строительстве жилого дома по <адрес> (в районе жилого дома № №) <адрес> секция 1 «Г», предметом которого являлось жилое помещение, передаваемое застройщиком дольщику, - двухкомнатная квартира с условным строительным номером 253, расположенная на 9 этаже объекта общей площадью 65,7 кв.м, жилой площадью 32,3 кв.м. Цена договора составляла 1 031 490 рублей, оплата производилась путем поставки строительных материалов на условиях и в сроки, указанные в Договоре поставки №№, заключенном 20.03.2005 между КО СРО ОООИ «Единство» и ООО «ПарКом». 30.01.2006 заключен трехсторонний договор №№ «О переуступке прав на долевое участие в строительстве жилого дома по <адрес> (в районе жилого дома № №) <адрес> секция 1 «Г» между КО СРО ОООИ «Единство» («Застройщик»), ООО «ПарКом» («Дольщик») и ФИО («Новый дольщик»). Общая стоимость квартиры составляла 1 097 190 рублей. Согласно п. 2.2 Договора «Новый дольщик» произвел платеж «Дольщику» в момент подписания договора в полном объеме. 17.02.2006 заключен трехсторонний Договор №№ «О переуступке прав на долевое участие в строительстве жилого дома по <адрес> (в районе жилого дома № №) <адрес> секция 1 «Г» между КО СРО ОООИ «Единство» («Застройщик»), ФИО («Новый дольщик») и истцом Морозовым Е.Н. («Правопреемник»). Общая стоимость квартиры составляла 1 150 000 рублей, которую Морозов Е.Н. в полном объеме в этот же день передал Петрову С.Н., что подтверждается распиской. В установленный договорами срок (4 квартал 2006 года) объект не был достроен и не сдан в эксплуатацию. В ОВД СЧ ГСУ при ГУВД по Самарской области было возбуждено уголовное дело № 2008220096, по которому Морозов Е.Н. признан потерпевшим. Определением Арбитражного суда Самарской области от 03.11.2011 по делу №А55-10791/2008 о несостоятельности (банкротстве) Кировского отделения Самарской региональной организации - структурной организации Общероссийской организации инвалидов «Единство», требование истца включено в реестр требований о передаче жилых помещений. Письмом от 01.04.2014 №3/2347 Морозов Е.Н. был извещен о включении его в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого осуществлялось в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403. 21.12.2018 Министерство строительства Самарской области сообщило ему, что он вошел в список граждан четвертой очереди, одобренный на заседании комиссии 17.08.2018. В связи с принятием Правительством Самарской области нового постановления от 13.12.2019 № 927 возникла необходимость вновь обратиться с заявлением о включении в реестр и вновь представить весь пакет документов, что было сделано административным истцом. 12.08.2020 им получено уведомление №3/5068 от 10.07.2020 об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, мотивированное тем, что истец не соответствует критериям, указанным в статье 5 Закона Самарской области от 08.07.2019 № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области», а именно, отсутствуют платежные документы, подтверждающие оплату договора о долевом участии от 18.01.2006 № 133, а также платежные документы по переуступке прав на долевое участие в строительстве от 30.01.2006 № 133/1, от 17.02.2006 № 133/2.
С данным решением административный истец не согласен, считает свои права нарушенными, в связи с чем просит признать решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, права требования которых подлежат удовлетворению путем предоставления жилых помещений вне проблемного объекта, указанное в уведомлении № 3/5068 от 10.07.20, незаконным.
В судебном заседании административный истец требования дополнил, в целях восстановления нарушенных прав также просил обязать Министерство строительства Самарской области заново рассмотреть его заявление о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Представитель административного ответчика Министерства строительства Самарской области по доверенности – Таркина Ю.А. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Законом Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 5 указанного Закона пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие заключенного с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;
2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;
6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
В целях оказания мер государственной поддержки, установленных Законом, постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 № 927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.
В соответствии с пунктом 2.1 указанного Порядка (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) для включения в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, пострадавший участник долевого строительства подает в уполномоченный орган заявление по форме, установленной приложением 2 к настоящему Порядку, с указанием выбранного вида государственной поддержки с приложением к данному заявлению документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Порядка.
Согласно пункту 2.2 Порядка к заявлению пострадавшего участника долевого строительства, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются следующие документы:
а) паспорт гражданина Российской Федерации, подтверждающий личность пострадавшего участника долевого строительства;
б) заключенный с недобросовестным застройщиком договор участия в долевом строительстве;
в) платежные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим участником долевого строительства обязательств в соответствии с договором участия в долевом строительстве, заключенным с недобросовестным застройщиком (первичные бухгалтерские документы);
г) постановление следователя, дознавателя, судьи или определение суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о признании пострадавшего участника долевого строительства потерпевшим (в случае наличия уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
д) определение арбитражного суда о включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр кредиторов недобросовестного застройщика (при наличии);
е) документ, подтверждающий личность и полномочия представителя пострадавшего участника долевого строительства на подачу заявления (в случае подачи заявления представителем пострадавшего участника долевого строительства);
ж) свидетельство о праве на наследство (в случае если заявление и приложенные к нему документы подаются гражданином, являющимся наследником пострадавшего участника долевого строительства).
В соответствии с пунктом 2.5 Порядка основаниями для принятия решения об отказе во включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр пострадавших участников долевого строительства являются:
а) несоответствие пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков;
б) недостоверность представленных пострадавшим участником долевого строительства сведений и документов;
в) несоответствие поданного заявления утвержденной настоящим Порядком форме;
г) непредставление документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка;
д) получение пострадавшим участником долевого строительства ранее как участником долевого строительства мер государственной поддержки;
е) в отношении проблемного объекта не принималось решение о нецелесообразности и (или) невозможности его достройки.
Из материалов дела следует, что 18.01.2006 между КО СРО ОООИ «Единство» («Застройщик») и ООО «ПарКом» («Дольщик») заключен договор № «О долевом участии в строительстве жилого дома по <адрес> (в районе жилого дома №) <адрес> секция 1 «Г». Предметом договора являлось жилое помещение, передаваемое застройщиком дольщику, - двухкомнатная квартира с условным строительным номером 253, расположенная на 9 этаже объекта общей площадью 65,7 кв.м, жилой площадью 32,3 кв.м. Цена договора составила 1 031 490 рублей, оплата производилась путем поставки строительных материалов на условиях и в сроки, указанные в Договоре поставки №№, заключенном 20.03.2005 между КО СРО ОООИ «Единство» и ООО «ПарКом» (л.д.11-15).
Согласно протоколу совместного решения о погашении взаимной задолженности между КО СРО ОООИ «Единство» и ООО «ПарКом», подписанному 18.01.2006, сторонами произведен взаимозачет суммы 1 031 490 рублей.
30.01.2006 заключен трехсторонний договор №133/1 «О переуступке прав на долевое участие в строительстве жилого дома по <адрес> (в районе жилого дома №) <адрес> секция 1 «Г» между КО СРО ОООИ «Единство» («Застройщик»), ООО «ПарКом» («Дольщик») и ФИО («Новый дольщик»). Общая стоимость квартиры составляла 1 097 190 рублей. Согласно п. 2.2 Договора «Новый дольщик» произвел платеж «Дольщику» в момент подписания договора в полном объеме (л.д.16-19).
17.02.2006 заключен трехсторонний договор № 133/2 «О переуступке прав на долевое участие в строительстве жилого дома по <адрес> (в районе жилого дома №) <адрес> секция 1 «Г» между КО СРО ОООИ «Единство» («Застройщик»), ФИО («Новый дольщик») и Морозовым Е.Н. («Правопреемник»). Общая стоимость квартиры составляла 1 150 000 рублей. Согласно п. 2.2 договора «Правопреемник» производит платеж «Новому дольщику» в момент подписания договора в полном объеме (л.д.20-23).
В подтверждение передачи Морозовым Е.Н. ФИО денежных средств в размере 1 150 000 рублей представлена расписка от 17.02.2006 (л.д.24).
В установленный договорами срок (4 квартал 2006 года) застройщик строительство дома не осуществил, в эксплуатацию не сдал.
09.06.2010 Морозов Е.Н. признан потерпевшим по уголовному делу №2008220096, возбужденному в отношении должностных лиц КО СРО ОООИ «Единство» (л.д.25).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 03.11.2011 по делу №А55-10791/2008 о несостоятельности (банкротстве) Кировского отделения Самарской региональной организации - структурной организации Общероссийской организации инвалидов «Единство» в реестр требований о передаче жилых помещений включено требование Морозова Е.Н. о передаче жилого помещения в виде двухкомнатной квартиры площадью 65,7 кв.м с условным строительным номером 253, расположенной на 9 этаже жилого дома строительный № секции 1Г по <адрес> стоимостью 1150000 рублей. В определении суда указано, что оплата по договору участником строительства произведена в полном объеме, неисполненных обязательств у заявителя перед застройщиком нет (л.д.26-28).
Согласно уведомлению Министерства строительства Самарской области от 01.04.2014 №3/2347 Морозов Е.Н. был включен в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого осуществлялось в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» (л.д.29).
21.12.2018 Министерство строительства Самарской области сообщило Морозову Е.Н., что по его заявлению о включении в очередность участников долевого строительства проблемных многоквартирных домов на предоставление жилых помещений вне соответствующих проблемных объектов за счет инвесторов, он вошел в список граждан четвертой очереди, одобренный на заседании комиссии 17.08.2018 (л.д.30-31).
В июле 2020 года Морозов Е.Н. обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 № 927.
Уведомлением №3/5068 от 10.07.2020 ему сообщено об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства на основании подп. «а» пункта 2.5 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства в связи с несоответствием пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков, а именно, указано на отсутствие платежных документов, подтверждающих оплату договора о долевом участии от 18.01.2006 №133, а также платежных документов по переуступке прав на долевое участие в строительстве от 30.01.2006 № 133/1, от 17.02.2006 №133/2.
Однако данная позиция Министерства противоречит выводам арбитражного суда о полной оплате договора участником долевого строительства и отсутствии у него неисполненных обязательств перед застройщиком, а также предыдущему поведению самого Министерства, которое ранее признавало Морозова Е.Н. обманутым дольщиком путем включения его в Реестр, ведение которого осуществлялось в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403, и в очередность участников долевого строительства проблемных многоквартирных домов на предоставление жилых помещений вне соответствующих проблемных объектов.
В соответствии с ранее действовавшими Правилами ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403, для включения в Реестр требовалось представление документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома (подпункт 3 пункта 10 Правил).
Следовательно, факт включения Морозова Е.Н. в указанный Реестр подтверждает исполнение им обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному с недобросовестным застройщиком. Об этом же свидетельствует факт признания Морозова Е.Н. потерпевшим по уголовному делу и включение его требования в реестр требований кредиторов недобросовестного застройщика.
Наличие оплаты по договору о переуступке прав 17.02.2006 №133/2 подтверждается распиской о получении денежных средств между дольщиком ФИО и Морозовым Е.Н. Отсутствие у Морозова Е.Н. документов, подтверждающих оплату по договору о переуступке прав от 30.01.2006 № 133/1, не должно влиять на права Морозова Е.Н., поскольку стороной этого договора он не являлся. Факт оплаты по всем договорам ранее под сомнение не ставился.
Доказательства подложности представленных документов, полученные в том числе в рамках уголовного дела, отсутствуют. В силу пункта 4.1 действующего Порядка в случае выявления фактов представления пострадавшим участником долевого строительства подложных документов такое лицо подлежит исключению из реестра, а право на жилое помещение или иное удовлетворение прав требований подлежит возврату в уполномоченный орган.
При таких обстоятельствах отказ Министерства во включении административного истца в реестр пострадавших участников долевого строительства по приведенным в нем основаниям нельзя признать правомерным. Оснований для вывода, что административным истцом не исполнены обязательства в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве, не имеется.
Доводы административного ответчика о том, что договор долевого участия в строительстве от 18.01.2006 №133 предусматривает оплату путем выполнения строительно-монтажных работ, что исключает признание участника долевого строительства пострадавшим от действий недобросовестного застройщика, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства не являлись основанием для отказа во включении заявителя в реестр пострадавших участников долевого строительства.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Установленный статьей 219 КАС РФ срок обращения в суд с заявленными требованиями не пропущен, поскольку по утверждению административного истца оспариваемое решение получено им 12.08.2020, а административный иск направлен в суд 03.11.2020. Доказательства того, что об оспариваемом решении истцу стало известно в более ранний срок, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Морозова Евгения Николаевича к Министерству строительства Самарской области удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении Морозова Е.Н. в реестр пострадавших участников долевого строительства, указанное в уведомлении от №3/5068 от 10.07.2020.
Обязать Министерство строительства Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Морозова Е.Н., заново рассмотрев его заявление о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 N 927.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 15.12.2020.