05 сентября 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Палянчук Т.А.,
судей Башинского Д.А., Бендюка А.К.,
по докладу судьи Башинского Д.А.,
с участием прокурора Стукова Д.Г.,
при секретаре Прокопенко Н.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Сочи по доверенности Истоминой < Ф.И.О. >15 на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 июня 2017 года,
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Сочи в интересах Коломиец < Ф.И.О. >16 обратился в суд с иском к администрации г. Сочи и Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края об обязании произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
Мотивированны исковые требования тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Коломиец < Ф.И.О. >17 по вопросу не предоставления ему жилого помещения, как лицу из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установлено, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Коломиец < Ф.И.О. >18 <...> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Коломиец < Ф.И.О. >19 - Коломиец < Ф.И.О. >23 <...> года рождения, решением Майского районного суда КБР от <...> лишена родительских прав. Сведения об отце Коломиец < Ф.И.О. >24 - Коломиец < Ф.И.О. >21 согласно справке о рождении <...> от <...>, выданной отделом ЗАГС администрации Майского района Кабардино-Балкарской Республики, внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Постановлением главы администрации городского округа Прохладный от <...> <...> опекуном над Коломиец < Ф.И.О. >25 назначена Королева < Ф.И.О. >26 Приказом управления по вопросам семьи и детства администрации города
Сочи от <...> <...> несовершеннолетний Коло\шец В.А,, <...> года рождения, поставлен на учет в управление по вопросам семьи и детства
администрации города Сочи. С <...> Коломиец < Ф.И.О. >28 зарегистрирован по адресу <...>
Собственником или нанимателем жилого помещения по договору социального найма Коломиец < Ф.И.О. >29 не является, иные права на недвижимое имущество за ним не зарегистрированы. Он, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени в установленном порядке жилым помещением не обеспечен.
Наличие права Коломиец < Ф.И.О. >30 на обеспечение жилым помещением подтверждено заключением уполномоченного органа по учету (заключение департамента городского хозяйства администрации г. Сочи от <...>) о необходимости включения Коломиец < Ф.И.О. >31 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На основании заявления от <...> он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (приказ Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 15.05.2014 №1220-жс).
Коломиец < Ф.И.О. >32 до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено договор найма специализированного жилого помещения с ним не заключен, чем нарушены его права, гарантированные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Просит обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для Коломиец < Ф.И.О. >33, <...> года рождения, паспорт <...>, выданный отделением управления по г. Сочи УФМС России по Краснодарскому краю в Лазаревском районе, <...>, зарегистрированного; <...>.
Обязать администрацию г. Сочи предоставить Коломиец < Ф.И.О. >34, <...> года рождения, паспорт серии <...> выданный отделением управления по г. Сочи УФМС России по Краснодарскому краю в Лазаревском районе, <...>, зарегистрированному: <...>, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим
требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.
Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Прокурор, участвующий в деле на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель администрации города Сочи, о времени и месте проведения судебного заседания извещен под роспись, в судебное заседание не явились, представили письменные возражения.
Представитель Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены, представили письменные возражения.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от <...> удовлетворено исковое заявление прокурора г. Сочи в интересах Коломиец < Ф.И.О. >35 к администрации г. Сочи и Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края об обязании произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение.
Обязано Министерство труда и социального развития Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для Коломиец < Ф.И.О. >36, <...> года рождения, паспорт <...>, выданный отделением управления по г. Сочи УФМС России по Краснодарскому краю в Лазаревском районе, <...>, зарегистрированного: <...>.
Обязана администрация г. Сочи предоставить Коломиец < Ф.И.О. >37, <...> года рождения, паспорт серии <...> выданный отделением управления по г. Сочи УФМС России по Краснодарскому краю в Лазаревском районе, <...>. зарегистрированному: <...>, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Сочи по доверенности Истомина < Ф.И.О. >38 просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В своих возражениях Коломиец < Ф.И.О. >39 просит решение районного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В своих возражениях помощник прокурора г. Сочи Харитонова < Ф.И.О. >41 просит решение районного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Стукова < Ф.И.О. >40 просившего решение районного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города проведена проверка по обращению Коломиец < Ф.И.О. >42 по вопросу не предоставления ему жилого помещения, как лицу из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установлено, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Коломиец < Ф.И.О. >43 <...> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Коломиец < Ф.И.О. >44 - Коломиец < Ф.И.О. >45 <...> года рождения, решением Майского районного суда КБР от <...> лишена родительских прав. Сведения об отце Коломиец < Ф.И.О. >46 - Коломиец < Ф.И.О. >47 согласно справке о рождении <...> от <...>. выданной отделом ЗАГС администрации Майского района Кабардино-Балкарской Республики, внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Постановлением главы администрации городского округа Прохладный от <...> <...> опекуном над Коломиец < Ф.И.О. >48 назначена Королева < Ф.И.О. >49 Приказом управления по вопросам семьи и детства администрации города Сочи от <...> <...> несовершеннолетний Коломиец < Ф.И.О. >50 <...> года рождения, поставлен на учет в управление по вопросам семьи и детства администрации города Сочи. С <...> Коломиец < Ф.И.О. >51. зарегистрирован по адресу <...>.
Собственником или нанимателем жилого помещения по договору социального найма Коломиец < Ф.И.О. >52 не является, иные права на недвижимое имущество за ним не зарегистрированы. Он, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени в установленном порядке жилым помещением не обеспечен.
Наличие права Коломиец < Ф.И.О. >53 па обеспечение жилым помещением подтверждено заключением уполномоченного органа по учету (заключение департамента городского хозяйства администрации г. Сочи от <...>) о необходимости включения Коломиец < Ф.И.О. >54 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На основании заявления от <...> он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории
детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (приказ Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 15.05.2014 №1220-жс).
Коломиец < Ф.И.О. >55 до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено договор найма специализированного жилого помещения с
ним не заключен, чем нарушены его права, гарантированные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей» оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаете; невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленное законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст.ст. 99. 109.1 Жилищного кодекса РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и
жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», лицам указанной категории уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. В случае если норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствующем муниципальном образовании составляет менее 33 кв.м на одиноко проживающего гражданина, жилое помещение предоставляется по норме не менее 33 кв.м.
Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» в части приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ст. 2 указанного Закона, а также ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
Указанные расходы отнесены к расходам Министерства труда и социального развития края.
В 2015 году городу Сочи на осуществление полномочий по обеспечению жильем 21 лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выделено 22 471, 6 тыс. руб., из них 16 853, 7 тыс. руб. из средств краевого бюджета, 5 617, 9 тыс. руб. из средств федерального бюджета.
Законом Краснодарского края от 04.03.2015 № 3131 «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О краевом бюджете на 2015 и на субвенций городу-курорту Сочи на приобретение жилых помещений для детей - сирот до 5 617,9 тыс. руб.
В соответствии с соглашением от 20.03.2015 о расторжении соглашения <...> от <...> между Министерством социального развития и семейной политики края и администрацией г. Сочи, и дополнительным соглашением <...> от <...> к соглашению от <...> <...>, размер субвенций из средств краевого бюджета составил 5 617,9 тыс. рублей (для обеспечения жильем 5 лиц указанной категории, при нахождении на учете по г. Сочи 170 лиц, в том числе 59 совершеннолетних, подлежащих обеспечению жильем). В дальнейшем финансирование сокращено до 0, в связи с чем, квартиры в 2015 году для граждан,
подлежащих обеспечению по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не приобретались.
В 2016 году на осуществление полномочий по обеспечению жильем граждан указанной категории лимиты в размере 2301,3 тыс. руб., из расчета на 2 квартиры, администрации города доведены решением Городского Собрания Сочи от <...> <...>, при этом по состоянию на <...> на очереди состояло 56 граждан указанной категории, по состоянию на
<...> - 79, трижды торги признаны не состоявшимися, квартиры для
граждан указанной категории не приобретены.
В истекшем периоде 2017 года на осуществление полномочий по обеспечению жильем граждан указанной категории лимиты в размере 14282,5 тыс. руб., из расчета на 12 квартир, администрации города доведены
решением Городского Собрания, электронные аукционы, объявленные <...>, признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на
участие.
В настоящее время на учете граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигших совершеннолетия состоит более 100 человек.
Согласно Положения о министерстве труда и социального развития Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2015 №1240 Министерство труда и социального развития Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения Краснодарского края, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае.
Исходя из требований ст. 8 Федерального закона «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей» предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категория граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
В силу требований ст. ст. 27,35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202- 1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обязан принять меры по предупреждению и пресечению нарушенных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано
прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Представленные доказательства по делу объективно свидетельствуют о том, что истцом в соответствии со ст. ст. 56, 60 ГПК РФ представлены в совокупности доказательства, подтверждающие состоятельность его исковых требований, заявленные исковые требования материалами дела и ответчиками не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации г. Сочи по доверенности Истоминой < Ф.И.О. >56 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: