Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-1727/2019 от 20.11.2019

Дело № 12-1727/19                            

(в районном суде дело № 5-794/19)         судья Соколова Е.В.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., при секретаре Корогодове Д.А., рассмотрев 12 декабря 2019 года в открытом судебном заседании административное дело по жалобе на постановление судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 сентября 2019 года в отношении

Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы», юридический адрес: Санкт-Петербург, Екатерининский пр., д. 10, ИНН 7806016866, ОГРН 1027804179765

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 сентября 2019 года, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 85 000 рублей.

Вина СПбГБУ «БСМЭ» установлена в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) если такое разрешение (лицензия) обязательно:

СПб ГБУЗ «БСМЭ» имеет лицензию №ЛО-78-01-008471 от 25.12.2017 года предоставленную Комитетом по здравоохранению по г. Санкт-Петербургу на осуществление медицинской деятельности по адресам: <адрес>

<дата> в 15 часов 00 минут, по адресу: <адрес>, в ходе проведения проверки установлено, что в отделениях патологической анатомии (морг) городских больниц, а именно на базе СПб ГБУЗ «Городская больница №...» осуществляет деятельность врач судебно-медицинский эксперт, проводится судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа. Адрес данного учреждения отсутствует в лицензии СПб ГБУЗ «БСМЭ» № ЛО-78-01-008471 от 25.12.2017 года. В представленных медицинских документах отсутствовали постановление или определение о назначении экспертизы. В подтверждение осуществления деятельности имеется медицинская карта №... стационарного больного, заключение к медицинской карте №... стационарного больного больницы №..., акт судебно-медицинского исследования трупа №...; штатное расписание, списочный состав сотрудников СПб ГБУЗ «БСМЭ». График работы сотрудников на экспертных участках отдела судебно-медицинских экспертиз трупов за период февраль 2017г.-декабрь 2018г., а также квалифицированные документы на врача судебно-медицинского эксперта <...> А.Ф.

Таким образом, выявлены нарушения обязательных норм и правил:

- п.1 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 №346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» - настоящий Порядок регулирует вопросы организации и производства судебно-медицинской экспертизы, включая судебно-медицинскую экспертизу вещественных доказательств и исследование биологических объектов (биохимическую, генетическую, медико-криминалистическую, спектрографическую, судебно-биологическую, судебно-гистологическую, судебно-химическую, судебно-цитологическую, химико-токсикологическую), судебно-медицинскую экспертизу и исследование трупа, судебно-медицинскую экспертизу и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц (далее - экспертиза) в государственных судебно-экспертных учреждениях, экспертных подразделениях системы здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) (далее - ГСЭУ);

- п. 12 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 №346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» - доставка объектов и материалов осуществляется органом или лицом, назначившим экспертизу, в соответствующие структурные подразделения ГСЭУ: в подразделение судебно-медицинской экспертизы трупов (судебно-медицинский морг, морг медицинского учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения) - трупы и их части, документы, в том числе медицинские;

- п.35 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 №346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» - для проведения экспертизы вместе с трупом доставляют постановление или определение о назначении экспертизы, а также копию протокола осмотра трупа на месте его обнаружения (происшествия);

- ч.2 ст.62 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - порядок проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз и порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» утверждает «Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (далее - Положение):

- п.3 Положения - медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. Согласно приложению, к Положению судебно-медицинская экспертиза и исследованию трупа входит в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

- приказа Минздрава России от 11.03.2013 №121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологической), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования;

Место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата;

- п.46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» - перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии: медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);

- п.1 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» - Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.

Таким образом, СПб ГБУЗ «БСМЭ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Начальник СПбГБУЗ «БСМЭ» <...> И.Е., обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы указал, что перечисленные в постановлении суда нормативные акты, не применимы к фактическим обстоятельствам дела, им дана неправильная оценка и неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для этого дела.

При рассмотрении дела суд не учел, то обстоятельство, что в соответствии с действующим законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, ряд работ, относящихся к судебно-медицинской экспертизе, специалисты СПб ГБУЗ «БСМЭ» могут и обязаны осуществлять только вне адреса, указанного в действующей лицензии, и которые не могут быть выполнены по адресу, указанному в лицензии: производство экспертизы (исследования) в суде; участие эксперта или специалиста в осмотре трупа на месте его обнаружения или иного пострадавшего; исследование трупа в месте его нахождения (например, на кладбище), в любом медицинском учреждении, в случае если его транспортировка в судебно-медицинское учреждение невозможна; осмотр места происшествия; осмотр транспортного средства и иных объектов; следственный эксперимент; проверка показаний на месте; исследование при эксгумации и др.

В п. 9 протокола об административном правонарушении № 241 от 29 июля 2019 г., должностное лицо не указало, какие конкретно требования указанных норм и правил были нарушены СПб ГБУЗ «БСМЭ».

Пункт 1 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 №346, лишь констатирует, что утвержденный данным приказом Порядок регулирует вопросы организации и производства судебно-медицинской экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях, экспертных подразделениях системы здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам). Уставом СПб ГБУЗ БСМЭ» не предусмотрено осуществление полномочий по доставке трупов, заранее не известно, в какое медицинское или иное учреждение могут быть помещены труп, живое лицо или другой объект для исследования, лицензировать все указанные места невозможно. Бюро не имеет полномочий и не осуществляет доставку постановлений или определений о назначении экспертизы и иных документов. В Протоколе об административном правонарушении не приведены доказательства того, что в Бюро выполнена хотя бы одна судебно-медицинская экспертиза трупа без постановления (определения) уполномоченного государственного органа о назначении экспертизы. Бюро самостоятельно не устанавливает порядок проведения судебно-медицинской экспертизы, а руководствуется Порядком, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Бюро имеет лицензию на проведение судебно-медицинских экспертиз и исследование трупов. Ссылка на нарушение п.1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не конкретизирует, в чем обвиняется Бюро, поскольку данная норма закона устанавливает основания для переоформления лицензии. Одним из них является изменение адреса места осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности. Однако, оснований для переоформления действующей лицензии у Бюро не имеется, в том числе в связи с тем, что адреса мест осуществления судебно-медицинской деятельности не изменялись. Судебно-медицинская экспертиза (исследование) трупов осуществляется в Бюро только по адресам, указанным в лицензии. Место проведения экспертизы (исследования) отражается на титульном листе Акта судебно-медицинского исследования. Отдельные этапы судебно-медицинской экспертизы трупов, в частности осмотр трупа на месте происшествия, наружное и внутреннее исследование трупа, заполнение медицинского свидетельства о смерти (Раздел IV Порядка организации и производства судебно-медицинской экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утв. приказом Минздравсоцразвития России № 346н от 12.05.2010), также как экспертное обследование потерпевших в больницах, в которых проводится их лечение, экспертное обследование обвиняемых и подозреваемых в помещениях следственных изоляторов и др. - не являются самостоятельными видами судебно-медицинской деятельности и не включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, подлежащих лицензированию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291). Данные действия судебно-медицинский эксперт вправе выполнять в любом месте, где находится объект исследования, если его невозможно доставить в экспертное учреждение (п. 13 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 N 346н: «В случае если транспортировка объектов исследования в ГСЭУ невозможна, орган или лицо, назначившее экспертизу, обеспечивает эксперту беспрепятственный доступ к объектам непосредственно на месте и возможность их максимально полноценного исследования»). Возможность производства судебно-медицинской экспертизы вне адреса места осуществления медицинской деятельности, указанного в лицензии, фактически предусмотрена действующим федеральным законодательством в области судопроизводства и государственной судебно-экспертной деятельности:

Согласно п. 4 ст. 163 и ст. 203 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ, при производстве предварительного следствия для производства судебно-медицинской экспертизы, подозреваемый или обвиняемый может быть помещен в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях. При этом следует учитывать, что согласно ст. 4 Федерального Закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» № 177 от 18.12.2001, федеральные законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации». Согласно ч. 2 ст. 84 ГПК РФ «Экспертиза проводится в судебном заседании или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований либо при невозможности или затруднении доставить материалы или документы для исследования в заседании». Вышеуказанные правовые нормы подтверждают, что судебно-медицинская экспертиза и другие виды судебно-медицинской работы при производстве экспертизы могут выполняться в медицинском учреждении или ином месте вне адреса, указанного в лицензии. В частности, специалисты всех государственных судебно-медицинских учреждений в Российской Федерации, в том числе СПб ГБУЗ «БСМЭ» вправе осуществлять судебно-медицинскую деятельность по месту нахождения объекта исследования - осмотр подэкспертных лиц в медицинских учреждениях стационарного типа (больницы) и в помещениях следственных изоляторов, осмотр объектов на месте происшествия или на месте их обнаружения, в полевых условиях в местах массовой гибели людей при террористических актах, техногенных катастрофах и др., наружное и внутреннее исследование трупов и забор необходимых объектов в местах захоронения (на кладбищах, при производстве эксгумаций) и в моргах больниц (если смерть человека наступила после оказания медицинской помощи), судебно-медицинская экспертиза в помещениях судов и др. При производстве экспертизы на базе лечебно-профилактического учреждения главные врачи этих учреждений обеспечивают судебно-медицинских экспертов помещением для производства экспертизы (морг, врачебный кабинет в поликлинике), предоставляют стеклянную посуду, тару, упаковочный и другие материалы для подготовки и упаковке объектов, предназначенных для лабораторного исследования, и оказывают другую необходимую помощь (п. 2.9. приложения 1, п. 21 приложения 2 к Приказу Минздрава СССР от 21.07.1978 N 694 "Об утверждении Инструкции о производстве судебно-медицинской экспертизы, Положения о Бюро судебно-медицинской экспертизы и других нормативных актов по судебно-медицинской экспертизе"). Согласно пп. 8 п. 6 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля медицинской деятельности (утв. Приказом Минздрава России от 17.07.2015 N 454н, ред. от 08.09.2017 (далее - Административный регламент), обязанностью должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля является не допущение необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. При проведении проверки СПб ГБУЗ «БСМЭ» Территориальным органом Росздравнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области нарушено требование пп. 7.1 п. 6 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля медицинской деятельности (утв. Приказом Минздрава России от 17.07.2015 N 454н (ред. от 08.09.2017): в Протоколе об административном правонарушении № 241 от 29 июля 2019 г. п. 8 дана ссылка на «по запросу полученные данные», которые Бюро не представляло, содержание и подлинность которых Бюро не может проверить, а потому опровергнуть или подтвердить. Бюро не было ознакомлено с этими документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия, чем допущено необоснованное ограничение прав и законных интересов СПб ГБУЗ «БСМЭ» как юридического лица (п.8 Административного регламента). В п. 8 Протокола в качестве события административного правонарушения и его обоснования указано, что «В представленных медицинских документах отсутствовали постановление или определение о назначении экспертизы». Однако, принятие процессуальных решений о назначении судебно-медицинской экспертизы и вынесении постановлений (определений) относится к полномочиям органов дознания, следствия и судов. Постановление (определение) выносится, и судебная экспертиза назначается только в случае, если в установленном порядке зарегистрировано сообщение о преступлении, начата проверка в порядке ст. 144 УПК РФ или возбуждено уголовное дело. Одним из оснований возбуждения дела являются результаты установления судебно-медицинским экспертом причины смерти человека. Кроме того, судебно-медицинская деятельность, в том числе исследование трупа может осуществляться вне судопроизводства как один из видов медицинской экспертизы (ст. 58 Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Должностные лица медицинского учреждения (больницы) в случае смерти человека в больнице после оказания медицинской помощи обязаны обеспечить установление причины смерти и ее документальное оформление в разделе «Патоморфологический диагноз» Медицинской карты стационарного больного (форма №003/у, утв. Приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 № 1030). Этот раздел заполняет врач судебно-медицинский эксперт на основании результатов исследования (вскрытия) трупа. Данный вид работы выполняется вне зависимости от решений органов дознания и следствия. Какие-либо нормативные акты, ограничивающие право и обязанность должностных лиц медицинского учреждения (больницы) обеспечить установление причины смерти человека, отсутствуют. В целях реализации этого полномочия пунктом 12 приказа Минздрава России №354н от 06.06.2013 «О порядке проведения патологоанатомических вскрытий» предусмотрено направление трупа человека, умершего в больнице после оказания ему медицинской помощи, на судебно-медицинское исследование (в случае смерти от травмы и отравления или при подозрении на насильственную смерть). Возможность проведения судебно-медицинского исследования трупа в морге не судебно-экспертного, а другого медицинского учреждения прямо предусмотрена приказом Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 N 346н "Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации" (п. 54). Врачи судебно-медицинские эксперты СПб ГБУЗ «БСМЭ» устанавливают причину смерти человека, осуществляя выездную работу в городские больницы Санкт-Петербурга по месту нахождения объекта (трупа) в соответствии с п. 13 приказа Минзравсоцразвития России №346н от 12.05.2010. Результатом этой работы является составление «Акта судебно-медицинского исследования трупа», форма которого №171/у утверждена приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030 (с изм. 31.12.2002) "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения". Данным приказом установлено, что "Акт судебно-медицинского исследования трупа" составляется при отсутствии постановления органов внутренних дел, прокуратуры, определения суда. По результатам установления причины смерти человека его родственникам или законным представителям умершего должно быть выдано медицинское свидетельство о смерти (форма N 106/у-08 "Медицинское свидетельство о смерти", утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2008 г. N 782н "Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти"). Указанные виды судебно-медицинской деятельности врач судебно-медицинский эксперт осуществляет в порядке ведомственной работы, которая регулируется законодательством Российской Федерации о здравоохранении, ведомственными нормативными актами Министерства здравоохранения. Эта работа выполняется врачом судебно-медицинским экспертом вне судопроизводства, не регулируется процессуальным законодательством, для ее выполнения не требуется вынесения постановления или определения органом дознания или следствия. Она составляет содержание судебно-медицинского исследования как одного из видов медицинской экспертизы в смысле ст. 58 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-Ф3. Вышеизложенное подтверждает также несостоятельность выводов ТО Росздравнадзора о «нарушении» СПб ГБУЗ «БСМЭ» п. 35 приказа Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 №346н. Данным пунктом приказа установлено, что «Для проведения экспертизы вместе с трупом доставляют постановление или определение о назначении экспертизы, а также копию протокола осмотра трупа на месте его обнаружения (происшествия)». Вышеуказанная норма также применима только к случаям назначения судебной экспертизы, когда в установленном порядке зарегистрировано сообщение о преступлении, начата проверка в порядке ст. 144 УПК РФ или возбуждено уголовное дело. Это также подтверждает необоснованность мнения ТО Росздравнадзора о событии административного правонарушения на основании того, что «В представленных медицинских документах отсутствовали постановление или определение о назначении экспертизы» (п. 8 Протокола об административном правонарушении). Результаты судебно-медицинского установления причины смерти человека и составляемая врачом судебно-медицинским экспертом медицинская документация (раздел «Патоморфологический диагноз» формы №003/у «Медицинская карта стационарного больного»; форма 171/у «Акт судебно-медицинского исследования трупа»; форма N 106/у-08 "Медицинское свидетельство о смерти" и др.) в случае, если орган дознания или следствия принимает решение о проведении проверки по факту смерти человека, умершего в медицинском учреждении после проведенного лечения, истребуется органом дознания или следствия в порядке, установленном ст. 144 УПК РФ. На основании ее изучения органом внутренних дел, Следственного комитета, судом принимается решение о вынесении постановления или определения о назначении экспертизы (или об отсутствии оснований для проведения проверки и назначения экспертизы). Только в случае принятия решения о проведении проверки или возбуждении дела выносится постановление (определение) о назначении судебной экспертизы, в котором указываются обстоятельства дела, вопросы, подлежащие разрешению, в том числе при проведении дополнительного инструментального и (или) лабораторного исследования в конкретном структурном подразделении судебно-экспертного учреждения согласно п. 51 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н "Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации". Протоколом об административном правонарушении №241 от 29.07.2019 нарушены законные права граждан - родственников умерших в больницах людей. По результатам установления причины смерти человека врачом судебно-медицинским экспертом его родственникам или законным представителям должно быть незамедлительно выдано Медицинское свидетельство о смерти (форма N 106/у-08, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2008 г. N 782н "Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти"). Оформление данного документа необходимо для организации похорон умершего человека и не зависит (не должно зависеть) от вынесения (не вынесения) правоохранительным органом постановления (определения) о назначении экспертизы. Действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы лицензирования судебно-медицинской деятельности, не установлено, что оценка соответствия или несоответствия судебно-медицинской деятельности лицензионным требованиям зависит от того, кем был направлен объект на исследование (экспертизу), и не зависит от наличия постановления или определения о назначении судебно-медицинской экспертизы. Таким образом, ТО Росздравнадзора неправильно применены нормы материального права, регулирующие вопросы назначения судебных экспертиз.

Законный представитель СПбГБУЗ «БСМЭ» <...> И.Е. и защитник Федорова А.В. в судебное заседание явились, доводы жалобы поддержали.

Допрошенная в качестве свидетеля заместитель начальника отдела ТО ФС в сфере здравоохранения по СПб и ЛО <...> З.Т. пояснила, что ею была проведена проверка деятельности СПБГБУЗ «БСМЭ» в том числе в помещении больницы №... по <адрес>, на момент проведения проверки проходила судебно-медицинская экспертиза трупа гражданина, умершего в больнице. В помещении находился врач-эксперт <...> А.Ф., который предоставил историю болезни гражданина. Исследование трупа и судебно-медицинская экспертиза трупа относятся к одному виду исследований по номенклатуре работ и услуг по оказанию медицинской помощи, из чего она сделала вывод, что экспертом в помещении больницы №... проводилась судебно-медицинская экспертиза трупа. На юридическое лицо, проводящее экспертизу, возлагается обязанность по транспортировке предмета исследования в помещение БСМЭ, таким образом, все трупы должны доставляться для исследования только на <адрес>

Исследовав материалы дела, считаю постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Как усматривается из материалов дела, СПбГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» выдана лицензия ЛО-78-01-008471 от 25.12.2017 года на осуществление медицинской деятельности: по адресу <адрес> – в том числе при проведении судебно-медицинской экспертизы и исследованию трупа.

Согласно акту внеплановой выездной проверки, последняя была проведена с целью проверки информации по факту осуществления медицинской деятельности без специального разрешения по одному или нескольким адресам: <адрес>. В ходе проведения проверки установлено, что в отделениях морга городских больниц осуществляет деятельность врач судебно-медицинский эксперт, по вышеперечисленным адресам проводится судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа. В представленных медицинских документах отсутствовали постановление или определение о назначении экспертизы.

Полагаю, что вывод суда о наличии события административного правонарушения сделан без исследования всех обстоятельств дела.

Так, судом не было учтено, что медицинской экспертизой является проводимое в предусмотренном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между каким-либо событием, фактором и состоянием здоровья гражданина.

Одним из видов медицинской экспертизы является судебно-медицинская экспертиза (п. п. 1, 2 ст. 58 Федерального закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В соответствии с п. 1 ст. 62 Федерального закона № 323-ФЗ судебно-медицинская экспертиза проводится в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством РФ о государственной судебно-экспертной деятельности.

Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в РФ в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяет Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

Основным нормативным документом, регламентирующим судебно-медицинскую деятельность, является Приказ Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 N 346н, которым утвержден Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации.

Порядок N 346н регулирует вопросы организации и проведения судебно-медицинской экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях, экспертных подразделениях системы здравоохранения, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам), включая: судебно-медицинскую экспертизу вещественных доказательств и исследование биологических объектов (биохимическую, генетическую, медико-криминалистическую, спектрографическую, судебно-биологическую, судебно-гистологическую, судебно-химическую, судебно-цитологическую, химико-токсикологическую экспертизу); судебно-медицинскую экспертизу и исследование трупа; судебно-медицинскую экспертизу и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц.

В п. 4 Порядка № 346н отмечено, что основаниями для проведения экспертизы являются определение суда, постановление судьи, дознавателя или следователя.

Таким образом, медицинская деятельность относится к медицинской помощи, в то время как судебно-медицинская экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи экспертом заключения по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области медицины, которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Исследованными в судебном заседании доказательствами вина СПБГБУЗ «БСМЭ» в проведении судебно-медицинской экспертизы трупа не по месту выдачи лицензии не подтверждается, поскольку из акта проверки усматривается, что постановление (определение) о назначении судебно-медицинской экспертизы не выносилось.

Приказ Минздрава России от 11.03.2013 № 121н (ред. от 25.03.2019) "Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2013 N 28321), содержит требования к проведению судебно-медицинской экспертизе, а не к вскрытию трупа вне рамок экспертизы.

Доводы стороны защиты судом в полном объеме также не были оценены.

Поскольку судом в ходе рассмотрения дела были допущены существенные нарушения требований КоАП РФ, выразившиеся в не установлении события административного правонарушения и нарушении принципа оценки доказательств, постановление суда подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение в Московский районный суд.

С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 сентября 2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» - отменить, дело возвратить в Московский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.

Судья Калинина И.Е.

12-1727/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
СПб ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы"
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Калинина Ирина Евгеньевна
Статьи

ст. 19.20 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
sankt-peterburgsky--spb.sudrf.ru
20.11.2019Материалы переданы в производство судье
26.11.2019Судебное заседание
12.12.2019Судебное заседание
25.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее