Именем Российской Федерации
09 февраля 2015 года г. Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Самсоновой А.О., при секретаре Портновой О.О., с участием истца Степанова Р.М., представителя ответчика Администрации г.о. Электростали Свистова Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова Романа Михайловича к Администрации г.о. Электросталь о признании незаконным отказа в заключении договора найма служебного жилого помещения и обязании заключить договор найма служебного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
10.11.2014 Степанов Р.М. обратился в суд с иском к Администрации г.о. Электросталь Московской области о признании решения администрации муниципального образования г.о. Электросталь от 06.11.2014 № незаконным, обязании Администрации г.о. Электросталь Московской области заключить с истцом на состав семьи 3 человека (жена – Степанова М.А., дочь – <П>) договор найма служебного помещения – квартиры, расположенной по <адрес>.
В обоснование требований указал, что он – Степанов Р.М. является военнослужащим и проходит военную службу по контракту в <должность>, воинское звание – майор, выслуга 19 лет 1 месяц. С 30.10.2000 состоит на учете лиц, нуждающихся в обеспечении жилищными служебными помещениями. Решением № от 08.10.2014 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения", ему на семью их 3 человек распределено для заселения жилое помещение, трехкомнатная квартира, общей площадью 83,8 кв.м. по адресу: <адрес> со снятием с учета нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения. Ранее данное жилое помещение занимал военнослужащий. Для вселения в указанное жилое помещение требуется заключение договора найма служебного жилого помещения. Жилой дом, расположенный по адресу, <адрес>, относится к муниципальной собственности муниципального образования «Городской округ Электросталь Московской области». 08.10.2014 года ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» обратилось к ответчику с ходатайством о вынесении решения о заключении со Степановым Р.М. договора найма служебного жилого помещения. В заключении договора было отказано устно. 06.11.2014 письмом за № ему было отказано, со ссылкой на то, что заключение договора найма служебного жилого помещения к полномочиям органов местного самоуправления не относится. С решением органа местного самоуправления, оформленным письмом от 06.11.2014 №, истец не согласен, считает, что данное решение не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и права членов его семьи на обеспечение служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы. Ссылаясь на п. 1 и п.15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», указал, что за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду, что также подтверждено постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007. Доводы администрации о том, что администрация не наделена полномочиями на заключение договора найма служебного жилого помещения с военнослужащим, считает несостоятельным, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 года N 453-О, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции РФ), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения. Указано также, что законодатель, независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим. Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими, другим военнослужащим и членам их семей, положения п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, и при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Поскольку ранее спорное жилое помещение по адресу: <адрес>, занимала семья военнослужащего, семья истца состоит на учете лиц, на предоставление служебного жилого помещения, ему на семью из трех человек спорное жилое помещение предоставлено в установленном порядке, управомоченное лицо обратилось к собственнику жилого помещения с ходатайством о заключении договора найма служебного жилого помещения, считает, что администрация г. Электросталь обязана заключить с ним договор найма служебного жилого помещения в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, поскольку предоставление военнослужащим жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью органов местного самоуправления.
В судебном заседании истец Степанов Р.М. исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные установочной части решения суда.
Представитель ответчика Администрации г.о. Электросталь Московской области Свистов Д.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных требований по доводам, изложенным в письменном виде.
Третье лицо Степанова М.А., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц - Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и Министерства обороны РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду.
Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений ст. 19 ЖК РФ, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом необходимо учитывать, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.
Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон от 27 мая 1998 года, закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений.
Как усматривается из материалов дела, истец Степанов Р.М. является военнослужащим и проходит военную службу по контракту в <должность>, воинское звание – майор, выслуга 19 лет 1 месяц.
С 30.10.2000 военнослужащий Степанов Р.М. состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилищных помещений.
Согласно выписки из решения 1-ого отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» № 08.10.2014 на состав семьи три человека (он, супруга Степанова М.А., дочь <П>, <дата> года рождения) Степанову Р.М. распределено жилое помещение – трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, со снятием с учета нуждающихся в предоставлении служебной жилой площади.
Согласно реестру объектов муниципальной собственности г.о. Электросталь Московской области квартира <адрес> на основании Решения Совета депутатов г. Электросталь Московской области № от 17.10.2002 относится к объектам, составляющим казну муниципального образования.
Ранее жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, занимал военнослужащий <Ю>, что подтверждается копией финансового лицевого счета № и развернутой выпиской из карточки регистрации и поквартирной карточки.
Впоследствии военнослужащий Салов Ю.Д. освободил занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
08.10.2014 г. ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» обратилось к Главе Администрации г.о. Электросталь Московской области с ходатайством о вынесении решения о заключении договора найма служебного жилого помещения с военнослужащим <должность> Степановым Р.М. на семью из 3-х человек на жилое помещение - трехкомнатную квартиру, общей площадью 83,8 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, со снятием с учета нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения.
На обращение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» и истца Степанова Р.М. о заключении договора найма служебного жилого помещения в отношении распределенной квартиры, ответчик ответил отказом.
Доводы представителя Администрации г.о. Электросталь о том, что спорная квартира не является служебной, относится к муниципальному жилищному фонду, из которого могут предоставляться жилые помещения только гражданам определенных категорий, военнослужащие к которым не относятся; администрация г.о. Электросталь не является органом, уполномоченным Министерством обороны Российской Федерации, и не может заключать договоры найма служебного жилого помещения с военнослужащими, суд считает не состоятельным.
Статьей 40 Конституции РФ право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.
В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище, в том числе путем обеспечения жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Законодатель, исходя из публичных целей, и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими, другим военнослужащим и членам их семей, положения п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, и при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что отказ Администрации г.о. Электросталь заключить со Степановым Р.М. договор найма служебного жилого помещения является незаконным, в соответствии с п. 1 ст. 100 ЖК РФ на ответчика - Администрацию г.о. Электросталь Московской области следует возложить обязанность по заключению с истцом Степановым Р.М. на состав семьи 3 человек договора найма служебного жилого помещения в отношении спорной квартиры, поскольку предоставление военнослужащим жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью соответствующей администрации.
Таким образом, исковые требования Степанова Р.М. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Степанова Романа Михайловича к Администрации г.о. Электросталь Московской области о признании незаконным отказа в заключении договора найма служебного жилого помещения и обязании заключить договор найма служебного жилого помещения удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации г.о. Электросталь Московской области в заключении со Степановым Романом Михайловичем договора найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию г.о. <адрес> заключить со Степановым Романом Михайловичем на состав семьи 3 человека (жена - Степанова Марина Анатольевна, дочь - <П>, <дата> г.р.) договор найма служебного жилого помещения – трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение месяца после его вынесения в окончательной форме.
Судья подпись А.О. Самсонова
В окончательной форме решения судом
изготовлено 16 февраля 2015 года.
Судья подпись.