Дело № 2а-9488/2019 31 июля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,
при секретаре Ивановой А.С.,
с участием прокурора Беркут Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Богданова Павла Евгеньевича к избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Лахта-Ольгино об оспаривании решения, об отмене регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 642 Топузиди Сергея Сергеевича,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино № 24 от 19.06.2019 года назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва на 08 сентября 2019 года (л.д. 89).
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино № 33 от 08 августа 2017 года сформирована избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино в количестве 8 членов с правом решающего голоса (л.д. 97-98).
Решениями Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино № 22 и № 23 от 19 июня 2019 года внесены изменения в состав членов ИКМО Лахта-Ольгино (л.д. 99, 100).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино № 1-2 от 24.06.2019 года на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино возложены полномочия следующих окружных избирательных комиссий многомандатных избирательных округов по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино (л.д. 79).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино от 17.08.2017 года N 1-1 председателем комиссии избран Кугель Г.В. (л.д. 77).
Решением ИКМО Лахта-Ольгино от 09 июля 2019 года № 3-14 Топузиди Сергей Сергеевич, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 642 в 20 часов 05 минут 09 июля 2019 года (л.д. 85-86).
Решением ИКМО Лахта-Ольгино от 09 июля 2019 года № 3-6 Богданов Павел Евгеньевич, выдвинутый Санкт-Петербургским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 642 в 19 часов 25 минут 09 июля 2019 года (л.д. 88-89).
Богданов П.Е. 18.07.2019 года (л.д. 18) обратился в суд с административным исковым заявлением, просит отменить решение ИКМО Лахта-Ольгино от 09 июля 2019 года № 3-14 «О регистрации Топузиди Сергея Сергеевича кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 642».
В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемое решение принято с нарушением норм избирательного законодательства и подлежит отмене. Указывает, что в заявлении о согласии баллотироваться Топузиди С.С. указал, что дает согласие баллотироваться кандидатом на выборах в «депутаты муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа шестого созыва». При этом согласно статье 20 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино полное наименование представительного органа – Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино. В подписных листах Топузиди С.С. указано неполное наименование представительного органа внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино. Из подписных листов, представленных Топузиди С.С., следует, что наименование представительного органа муниципального образования, в который он баллотируется, указано как: «внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа «Лахта-Ольгино». Номер округа указан просто цифрами «642». Вместе с тем, п. 1 ст. 20 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино установлено, что органами местного самоуправления являются Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино. В связи с чем, в подписных листах Топузиди С.С. указано неполное наименование представительного органа внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино, подписные листы не содержат наименование избирательного округа. В подписном листе, представленном Топузиди С.С. отсутствует указание на то, что он является депутатом муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Лахта-Ольгино пятого созыва на непостоянной основе. В подписных листах Топузиди С.С. указал, что он работает в ГБОУ школа № 440 учителем физической культуры. Указанное не соответствует действительности, поскольку согласно справке с места работы от 01.07.2019 г. № 200 Топузиди С.С. работает в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 440 Приморского района Санкт-Петербурга имени П.В. Виттенбурга. В подписном листе Топузиди С.С. указал излишние данные применительно к адресу своего места жительства – Санкт-Петербург, Приморский район, ул. Круговая, д. 22, кв. 2. Необходимо указывать только наименование субъекта, на территории которого проживает кандидат. Все подписи избирателей, собранные Топузиди С.С., имеют некорректное отображение адреса места жительства: указаны только наименования улиц, номера домов, квартир. В заверении подписного листа кандидат Топузиди С.С. неправомерно сокращает наименование органа, выдавшего паспорт: отсутствует слово отдел.
Административный истец Богданов П.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 24), имеет представителя Иванова А.М., действующего на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, представитель административного истца в судебное заседание явился, требования административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика председатель ИКМО Лахта-Ольгино Кугель Г.В., действующий на основании решения, в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований в части не указания Муниципального совета, а также неуказания в подписном листе того, что кандидат является депутатом пятого созыва, не возражал, пояснил, что при принятии оспариваемого решения члены ИКМО Лахта-Ольгино посчитали несущественными указанные в административном иске недостатки в документах, представленных Топузиди С.С.
Заинтересованное лицо Топузиди С.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 22), имеет представителя адвоката Глызина Д.А., действующего на основании ордера, представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, против удовлетворения административных исковых требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск (л.д. 143-145).
Вышестоящая избирательная комиссия – Санкт-Петербургская избирательная комиссия извещена судом о принятии к производству суда административного искового заявления Богданова П.Е. к ИКМО Лахта-Ольгино об оспаривании решения ИКМО Лахта-Ольгино о регистрации Топузиди С.С. в качестве кандидата в депутаты муниципального образования (л.д. 21).
Изучив материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Основания и порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации урегулированы главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (КАС РФ).
Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность.
Пунктом 3 этой же статьи данного Федерального закона определено, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Аналогичные требования содержатся и в статье 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Судом установлено, подтверждено материалами дела, что 02.07.2019 года Топузиди С.С. подал в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино заявление о согласии баллотироваться на выборах в депутаты муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по избирательному округу N 642 в порядке самовыдвижения. Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Топузиди С.С. были представлены сведения о размере и источниках его доходов, а также о принадлежащем ему имуществе на праве собственности и копии документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства Российской Федерации и места жительства (копия паспорта) и сведения об образовании, основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий) (л.д. 104-107).
В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 для регистрации кандидата не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей; первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 названного Федерального закона.
Решением ИКМО Лахта-Ольгино от 09 июля 2019 года N 3-14 Топузиди С.С. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 642 (л.д. 48-49).
Согласно п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", - "Исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов)".
Таким образом, правовыми основаниями для удовлетворения административного иска о признании незаконным решения о регистрации кандидата применительно к содержанию спорных правоотношений являются указанные в п. 24 ст. 38 названного Закона основания отказа в регистрации кандидата.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино № 1-7 от 24 июня 2019 года определено, что при проведении выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва для регистрации кандидатов, выдвинутых по многомандатным избирательным округам, необходимо представить в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино следующее количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата: по многомандатному избирательному округу № 642 – 10 (десять) подписей (л.д. 80-81).
Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.
Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пп. "и" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Приложением N 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ утверждена форма подписного листа для выборов депутатов представительного органа муниципального образования. Согласно данной форме в подписном листе в строке "Выборы" должно быть указано наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Официальное наименование представительного органа внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино установлено Уставом данного муниципального образования.
Как следует из пункта 1 статьи 22 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино, органом местного самоуправления является Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино (л.д. 94-96).
Следовательно, Топузиди С.С. должен был указать в подписных листах "Выборы депутата Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино".
Как следует из представленного в материалы дела подписного листа, представленного Топузиди С.С. в ИКМО Лахта-Ольгино, в строке «Выборы депутатов» указано «внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино» (л.д. 141).
Таким образом, в представленном подписном листе отсутствует указание на «Муниципальный Совет».
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов (пункт 1 статьи 34 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов регламентирован положениями статьи 37 этого же федерального закона, в соответствии с пунктом 12 которой каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Таким образом, федеральное законодательство предъявляет особые требования к деятельности лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, имеющей существенное значение при выдвижении кандидатов.
Согласно подпункту "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
При рассмотрении дела судом установлено, что сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Топузиди С.С. осуществлялся Топузиди С.С., которым неверно указан в подписном листе в графе заверения орган, выдавший паспорт.
Как следует из материалов дела, паспорт выдан Топузиди С.С. ТП № 69 Отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. в Приморском р-не гор. Санкт-Петербурга (л.д. 111).
Между тем в подписном листе, содержащим 13 подписей избирателей, в графе заверения подписного листа указано: паспорт выдан ТП № 69 УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. в Приморском р-не гор. Санкт-Петербурга (л.д. 141).
В соответствии с пунктом 153.1.2 части III Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 13.11.2017 N 851 (Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2017 N 49154), в реквизите "Код подразделения" указывается цифровой код, закрепленный за конкретным подразделением по вопросам миграции, которое осуществляет оформление паспорта.
Топузиди С.С. указан код подразделения по вопросам миграции, выдавшего паспорт, соответствующий паспорту Топузиди С.С.
В связи с этим неверное указание сведений о наименовании органа, выдавшего паспорт лицу, осуществлявшему сбор подписей избирателей, при наличии сведений о коде органа, выдавшего паспорт, по мнению суда, не является основанием для признания подписей недействительными.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования должна быть оформлена согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
Так, из текста, расположенного под строкой "работающего" Приложения 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, следует, что в названную строку вносится запись о том, что кандидат является депутатом только в том случае, если он осуществляет свои полномочия депутата на непостоянной основе.
Согласно справке № 647 от 28.06.2019 г., выданной Муниципальным советом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино Топузиди С.С. является депутатом Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино пятого созыва с 29.09.2014 г. по настоящее время на непостоянной основе (л.д. 127).
Заслуживающим внимание находит суд довод административного истца о том, что все подписи избирателей, собранные Топузиди С.С., имеют некорректное отображение адреса места жительства: указаны только наименования улиц, номера домов, квартир.
Как следует из примечания к форме подписного листа в Приложении № 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ, адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства.
Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений (пункт 5 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
В представленном Топузиди С.С. подписном листе отсутствует указание в адресах избирателей на субъект Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, что, по мнению суда, свидетельствует о неполноте указанных сведений.
Исходя из изложенного, все подписи в представленном подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Приложения N 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, признаются недействительным на основании подпунктов «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
При этом суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 11 мая 2012 года N 658-О и заключающуюся в том, что изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
В соответствии с правовой позицией, высказанной в Определениях Верховного Суда РФ от 23.08.2013 N 73-АПГ13-9, от 09.09.2014 N 16-АПГ14-15 форма подписного листа не может быть признана соответствующей закону, если объем сведений, содержащихся в нем, не соответствует объему сведений, предусмотренному законом.
Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичные положения предусмотрены подпунктом «з» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга.
Таким образом, с учетом признания всех подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата Топузиди С.С. недействительными, решение ИКМО Лахта-Ольгино от 09.07.2019 года № 3-14 «О регистрации Топузиди Сергея Сергеевича кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 642» не может являться законным и подлежит отмене.
Суд обращает внимание на то обстоятельство, что в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ невозможно внесение изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей, а также в список лиц, осуществлявших сбор этих подписей, с целью приведения указанных документов в соответствие с установленными требованиями, поскольку названные сведения не являются сведениями о кандидате.
Кроме того, неисполнение избирательной комиссией предписаний законодателя об уведомлении кандидата о недостатках в представленных им документах не освобождает кандидата в числе других кандидатов от обязанности соблюдать требования избирательного законодательства.
Вместе с тем судом отклоняется довод стороны административного истца о том, что Топузиди С.С. представлены не соответствующие действительности сведения о месте его работы.
Как следует из подписного листа, представленного Топузиди С.С., в графе «место работы, занимаемая должность или род занятий» последним указано: ГБОУ школа № 440, учитель физической культуры (л.д. 141).
Согласно справке от 01.07.2019 г. № 200, выданной Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа № 440 Приморского района Санкт-Петербурга имени П.В. Виттенбурга, указано, что Топузиди С.С. является сотрудником данного учреждения с 01.02.008 г. и работает в должности учитель физической культуры по настоящее время (л.д. 126).
Проанализировав указанные документы, суд приходит к выводу о том, что кандидатом в депутаты Топузиди С.С. представлены надлежащие документы и достоверные сведения о месте работы и занимаемой должности в части места работы в ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 440 Приморского района Санкт-Петербурга имени П.В. Виттенбурга.
Решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино № 65 от 05.12.2013 года утверждены схемы многомандатных избирательных округов, в том числе многомандатного избирательного округа № 642 (л.д. 90-93).
Вместе с тем, судом отклоняется довод стороны административного истца о незаконности оспариваемого постановления по основанию не указания заинтересованным лицом в подписном листе наименования избирательного округа, поскольку в строке «кандидата в депутаты по» – указывается наименование или номер избирательного округа. В данном случае, Топузиди С.С. указан номер избирательного округа. Форма, подписного листа, указанная в Приложении № 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, не содержит требование на указание и наименования, и номера избирательного округа.
Также отклоняется довод стороны административного истца о незаконности оспариваемого решения ввиду указания Топузиди С.С. в подписном листе излишней информации в адресе места жительства, поскольку указание в сведениях о проживании Топузиди С.С. излишней информации (Приморский район) не влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, не свидетельствует о нарушении формы подписного листа, о представлении неполных сведений о кандидате либо о нарушении принципа равенства кандидатов.
Ссылку стороны административного истца на полное указание наименования муниципального совета в заявлении о согласии баллотироваться суд также считает необоснованной, поскольку указанное не является существенным нарушением избирательного закона и не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
В соответствии с частью 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 62, 84, 150, 177-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ № 3-14 ░░ 09 ░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 642.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 02 ░░░░░░░ 2019 ░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░