Решение по делу № 12-321/2020 от 17.06.2020

Р Е Ш Е Н И Е

       дело № 12-321/2020

03 сентября 2020 года                                          г. Севастополь

Судья Гагаринского районного суда города Севастополя                         Моцный Н.В.,

рассмотрев жалобу представителя Департамента капитального строительства г. Севастополя Романенко Марины Романовны на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю от 02.06.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Департамента капитального строительства г. Севастополя,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю от 02.06.2020 года Департамент капитального строительства г. Севастополя признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 30 тыс. руб.

В вину Департаменту вменено неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в частности решения Гагаринского районного суда города Севастополя от 01.04.2019 года по делу № 2а-1132/2019 которым признано незаконным бездействие Департамента, выразившееся в неисполнении «Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2016 г.г. на территории города федерального значения Севастополь», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 28.08.2014 года № 248, в части длительного не расселения жильцов квартир № и жилого <адрес> в г. Севастополе.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Департамент капитального строительства г. Севастополя обратился с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях состава вмененного правонарушения.

В судебном заседании представитель Департамента капитального строительства г. Севастополя Фарышев А.В. доводы жалобы поддержал, указав на отсутствие вины Департамента в неисполнении судебного постановления.

Заместитель начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю о времени и месте рассмотрения жалобы извещался в установленном порядке, в судебное заседание не прибыл, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.

Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы, пояснений представителя, позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Установлено, что решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 01.04.2019 по делу № 2а-1132/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 18.06.2019 по делу № 33а-2200/2019, удовлетворено административное исковое заявление прокурора Нахимовского района города Севастополя к Департаменту о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия.

Признано незаконным бездействие Департамента, выразившееся в неисполнении «Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2016 г.г. на территории города федерального значения Севастополь», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 28.08.2014 № 248, в части длительного не расселения жильцов квартир № и жилого <адрес> в г. Севастополе.

На Департамент капитального строительства Севастополя судом возложена обязанность во исполнение «Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2016 г.г. на территории города федерального значения Севастополь», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 28.08.2014 № 248, расселить граждан-жильцов квартир № и жилого <адрес> в г. Севастополе в соответствии с положениями ч.ч. 1 и 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Решение суда вступило в законную силу 18.06.2019 года.

В адрес Департамента 15.11.2019 года из Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю поступило постановление от 14.11.2019 № 92012/19/20621 о возбуждении исполнительного производствах                          № 17563/19/92012-ИП.

Департаментом 25.11.2019 года в адрес Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю направлено ходатайство, в порядке ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» об отложении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения по исполнительному производству № 17563/19/92012-ИП. В поданном ходатайстве кроме прочего указаны обстоятельства, препятствующие на данный момент исполнить решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 01.04.2019 года.

Постановлением Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю                  от 03.12.2019 года в удовлетворении заявленного ходатайства Департаменту отказано.

В связи с неисполнением в установленный срок исполнительного документа 12.12.2019 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО3 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, и о назначении нового срока исполнения - 5 (пять) рабочих дней со дня получения должником данного постановления, поступившее в адрес Департамента 13.12.2019 года.

Департамент 20.12.2020 обратился в Гагаринский районный суд                                   г. Севастополя с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Определением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17.02.2020 года заявление об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворено частично. Размер исполнительского сбора снижен с 50 000,00 руб. до 37 500,00 руб.

Постановлением Правительства Севастополя от 28.08.2014 года № 248 утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2016 годы на территории города федерального значения Севастополя.

Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках Программы, приведен в Приложении 1 к настоящей Программе.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляться в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации нормативно-правовыми актами города федерального значения Севастополь.

В соответствии с Программой многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, вошёл в перечень домов, подлежащих переселению.

Согласно пояснений представителя Департамента капитального строительства г. Севастополя исполнение в установленный срок вышеуказанного судебного решения суда невозможно по причинам не зависящим от Департамента, в частности:

- многоквартирный <адрес> в г. Севастополе, фактически состоящий из нескольких обособленных квартир, является объектом недвижимости, разделенным между собственниками на идеальные доли, без выделения в натуре отдельных жилых помещений квартир. Для того, чтобы произвести необходимые регистрационные действия по изъятию у собственников недвижимого имущества с предоставлением взамен изымаемого жилья нового жилья, необходимо присутствие всех собственников, или наличие удостоверенного в нотариальном виде желания (воли) собственника на проведение подобных мероприятий. Копии правоустанавливающих документов свидетельствуют о наличии прав сособственников только на идеальные доли.

- после смерти ДД.ММ.ГГГГ жильца ФИО4, являвшегося одним из сособственников жилого дома, расположенного по адресу:                             г. Севастополь, <адрес>, в наследство по завещанию в 2017 году вступила ФИО5, унаследовав 17/50 долей в праве долевой собственности на указанный объект недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО5, и ДД.ММ.ГГГГ в наследство по закону вступила ФИО6 (17/50 долей в праве собственности науказанный объект недвижимости), а также граждане ФИО7 и ФИО8 (по 51/200 доли в праве собственности на вышеуказанный объект недвижимости). ФИО6 и ФИО8 зарегистрированы и постоянно проживают в                                     <адрес>, и не имеют возможности прибыть в г. Севастополь для разрешения вопросов, связанных с регистрационными действиями в отношении принадлежащих долей в собственности. Граждане ФИО6 и ФИО9 выдали нотариальную доверенность на ФИО10 с целью представления их интересов, связанных с переселением их ветхого и аварийного жилья (жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>), однако нотариусом при выдаче доверенности на ФИО8 допущена описка в ее личных данных - Малиновская, вместо правильного Малиновска. Приведенное обстоятельство не позволяет совершение каких-либо регистрационных действий от имени одного из собственников объекта недвижимости.

Постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 года                       № 840-ПП утверждено Положение о Департаменте.

В соответствии с п. 1.1. указанного Положения, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, в сфере реализации федеральных целевых программ.

Подпунктами 8 и 7 пункта 3.1.2.7 Положения установлено, что Департамент принимает решения:

- о предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на учете нуждающихся в содействии города Севастополя в приобретении жилых помещений в рамках жилищных программ города Севастополя, и гражданам - участникам жилищных программ (по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, и иных сделок, установленных законодательством);

- о предоставлении гражданам жилых помещений в пользование или в собственность, о выкупе жилых помещений собственников, о предоставлении компенсации собственникам жилых помещений в денежной или натуральной форме в связи со сносом, реконструкцией, капитальным ремонтом жилых домов, а также переводом жилого помещения в нежилой фонд, признанием жилого помещения или многоквартирного дома непригодным для проживания (аварийным), изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд, а также освобождения жилых помещений в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Севастополя, иными правовыми актами города Севастополя, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии Генеральным планом города Севастополя, планами развития районов города Севастополя, реализацией программ города Севастополя, требующих сноса жилых домов.

Принимая во внимание приведенные выше фактические конкретные обстоятельства настоящего дела, следует прийти к выводу о том, что бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие Департамента, выразившееся в неисполнении содержащихся в названном выше исполнительном документе требований в установленный судебным приставом-исполнителем срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, материалы дела не содержат.

Перечисленные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют том, что в действиях Департамента отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Делая вывод о совершении Департаментом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, должностное лицо в нарушение требований статей 24.1, 26.1 названного Кодекса оставило без должного внимания обстоятельства, на которые Департамент ссылался в ходе производства по делу и которые имеют существенное значение для его разрешения.

При этом анализ имеющихся в деле документов дает основания для вывода о том, что исполнить Департаментом требования исполнительного документа фактически не возможно без его на то вины.

В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные положения получили развитие в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Изложенное выше в совокупности и с учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ, а также правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не позволяет сделать вывод о наличии в деянии Департамента вины в неисполнении во вновь установленный срок требований исполнительного документа и совершении указанным юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю от 02.06.2020 года подлежат отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием в действиях Департамента состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1ст. 17.15 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Жалобу представителя Департамента капитального строительства                     г. Севастополя Романенко Марины Романовны на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю от 02.06.2020 года - удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю от 02.06.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Департамента капитального строительства г. Севастополя – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Председательствующий по делу

судья                                                      /подпись/                  Н.В. Моцный

Решение не вступило в законную силу

Копия верна:

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя                                                                Н.В. Моцный

12-321/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Департамент капитального строительства города Севастополя
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Моцный Николай Владимирович
Статьи

ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
17.06.2020Материалы переданы в производство судье
18.06.2020Истребованы материалы
25.06.2020Поступили истребованные материалы
03.09.2020Судебное заседание
04.09.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
24.09.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
25.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2020Вступило в законную силу
06.10.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее