Дело № 2-44/2019(2 - 1260/2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2020 года с. Чекмагуш
Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Галикеевой Р.С.
при секретаре Каримовой Г.Р.
с участием представителей ответчиков Шайхиева В.М., по доверенности от 23.01.2020г. сроком на 3 года,
Мударисовой Р.Р. по доверенности №4 от 13.01.2020 г. сроком до 31.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <адрес> - территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РБ в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, <адрес>х, Республики Башкортостан к Чекмагушевскому муниципальному унитарному предприятию по водоснабжению (ЧМУП по водоснабжению), администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о прекращении противоправных действии исполнителя, о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства в порядке ст.46 ГПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по <адрес> - территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РБ в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, <адрес>х, Республики Башкортостан обратилось в суд с исковым заявлением к Чекмагушевскому муниципальному унитарному предприятию по водоснабжению (ЧМУП по водоснабжению), администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, просит признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия Чекмагушевское муниципальное унитарное предприятие по водоснабжению (452200, <адрес>, ИНН0249005215, ОГРН 1030200551699) по водоснабжению населения с нарушением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, в частности: без проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения, без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, в отсутствии производственного контроля качества питьевой воды источников водоснабжения, по подаче населению некачественной питьевой воды; признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан по подаче населению некачественной питьевой воды; обязать Чекмагушевское муниципальное унитарное предприятие по водоснабжению (452200, <адрес>, ИНН0249005215, ОГРН 1030200551699) устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения для скважин №№, 2, 3 <адрес> с определением границ зон санитарной охраны и составляющих ее поясов; с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования источников водоснабжения села Чекмагуш, <адрес> Республики Башкортостан; проводить лабораторные исследования качества питьевой воды в рамках программы производственного контроля в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети в рамках программы производственного контроля в селах Чекмагуш, Старокалмашево, Новобалтачево, <адрес> Республики Башкортостан, проводить лабораторные исследования качества питьевой воды на радиологические показатели; производственный контроль осуществлять с применением лабораторных исследований, испытаний на рабочих местах, производственных помещениях, проводить лабораторные и инструментальные исследования параметров освещенности, микроклимата, шума, воздушной среды; обеспечить население <адрес> Республики Башкортостан питьевой водой, соответствующей требованиям п. 3.4 раздела 3 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ - 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»; обязать администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечив население <адрес> Республики Башкортостан питьевой водой, соответствующей требованиям п. 3.4 раздела 3 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ - 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»; обязать ответчиков в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, довести через средства массовой информации до сведения потребителей, путем опубликования резолютивной части решения в части признания действий противоправными в отношении неопределенного круга лиц, в официальном издании <адрес> в соответствии со ст. 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Истец свои требования мотивирует тем, что с 13 мая по ДД.ММ.ГГГГ им проводилась плановая выездная проверка ЧМУП по водоснабжению.
В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований установленных с целью санитарно-эпидемиологического благополучия.
Постановлением главы Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения <адрес> муниципального образования Чекмагушевский сельсовет и <адрес> муниципального образования Старокалмашевский, Новобалтачевский, Урнякский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан» статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения наделено Чекмагушевское муниципальное унитарное предприятие по водоснабжению.
На гарантирующую организацию Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ возлагаются дополнительные обязанности. Именно она должна обеспечивать холодное водоснабжение абонентов присоединенных к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, для чего ей надлежит заключить все необходимые договоры (п. 4 ст. 14 Закона). Кроме того, она обязана контролировать качество воды во всех сетях, входящих в централизованную систему водоснабжения и (или) водоотведения, независимо от того, принадлежат ли они ей или иным организациям.
В нарушение статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», использование водных объектов (источников водоснабжения) села Чекмагуш, <адрес> Республики Башкортостан для хозяйственно-питьевого водоснабжения допущено без санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Не проводятся лабораторные исследования качества питьевой воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети в рамках программы производственного контроля в селах Чекмагуш, Новобалтачево, Урняк, <адрес>, не проводились лабораторные исследования качества питьевой воды на радиологические показатели за 2017 г., что является нарушением п.З.ст. 23 п.п. 1,2,3,4 ст.25 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведения», п.п. 2.4, 4.2, 4.7 санитарных правил СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», ст. 19, ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", п. 2.1, п. 2.2, п. 2.3, п. 2.4, 4.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Не организован производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий, так в 2017-2019 гг. не проведены лабораторные и инструментальные исследования параметров освещенности, микроклимата, шума, воздушной среды (протоколы исследований не представлены).
Качество питьевой воды в пробах, отобранных ДД.ММ.ГГГГ из водопроводной колонки по адресу <адрес>, у <адрес> не соответствует требованиям п. 3.4 раздела 3 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ - 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а именно, в соответствии с протоколом лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, <адрес>х и городе Октябрьский, отобранная проба питьевой воды не соответствуют требованиям санитарных норм по санитарно- химическим показателям: общая жесткость составляет 12,2 мг-экв/л при гигиеническом нормативе не более 7,0 (10,0) мг-экв/л., содержание сухого остатка составляет 1102,0 мг/дм. куб. при гигиеническом нормативе не более 1000 мг/ дм.куб.; содержание сульфатов составляет 790,8 мг/дм. куб. при гигиеническом нормативе не более 500 мг/ дм.куб.
В целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, для скважин №№, 2, 3 <адрес> не организованы зоны санитарной охраны, не разработан проект в который включаются: определение границ зон санитарной охраны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны, не имеет заключения органов Роспотребнадзора и иных заинтересованных организаций, не утвержден в установленном порядке, что является нарушением п. 1.3, 1.4, п. 1.5, п. 1.6, п.3.2.1.1. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
ДД.ММ.ГГГГ в ходе совместной проверки с прокуратурой <адрес> Республики Башкортостан по обращению жителя <адрес> на ненадлежащее качество питьевой воды в <адрес> проведен отбор и лабораторные испытания качества питьевой воды из систем централизованного водоснабжения <адрес> по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, водопроводная колонка по <адрес>; <адрес>, водопроводная колонка по <адрес>, возле <адрес>.
Качество питьевой воды в проб из водопроводной колонки по адресу: <адрес>, возле <адрес> не соответствует требованиям п. 3.4 раздела 3 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ - 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а именно, в соответствии с протоколом лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФБУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, <адрес>х и городе Октябрьский, отобранная проба питьевой воды не соответствуют требованиям санитарных норм по санитарно- химическим показателю «нитраты» и составляет 98,9 мг/л при гигиеническом нормативе не более 49,5 мг/л.
Качество питьевой воды проб из водопроводной колонки по адресу: <адрес> не соответствует требованиям санитарных норм по санитарно- химическим показателям «нитраты» и составляет 75,3 мг/л при гигиеническом нормативе не более 49,5 мг/л., «общая жесткость» составляет 8,6 мг-экв/л при гигиеническом нормативе не более 8,05 мг-экв/л., что является нарушением п. 3.4 раздела 3 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ - 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», и подтверждается протоколом лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, <адрес>х и городе Октябрьский.
Качество питьевой воды проб из водопроводного крана по адресу: <адрес> не соответствует требованиям санитарных норм по санитарно- химическим показателям содержание сухого остатка составляет 1116,0 мг/дм. куб. при гигиеническом нормативе не более 1090 мг/ дм.куб.; содержание сульфатов составляет 582,7 мг/дм. куб. при гигиеническом нормативе не более 550 мг/ дм.куб., «общая жесткость» составляет 14,2 мг-экв/л при гигиеническом нормативе не более 8,05 мг-экв/л.
Качество питьевой воды проб из водопроводного крана по адресу: <адрес> не соответствует требованиям санитарных норм по санитарно- химическим показателям содержание сухого остатка составляет 1152,0 мг/дм. куб. при гигиеническом нормативе не более 1090 мг/ дм.куб.; содержание сульфатов составляет 627,2 мг/дм. куб. при гигиеническом нормативе не более 550 мг/ дм.куб., «общая жесткость» составляет 15,2 мг-экв/л при гигиеническом нормативе не более 8,05 мг-экв/л.
В ходе проверок установлено, что причиной невыполнения обязательных требований явилось бездействие ответчиков по недопущению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, существенно влияющих на безопасность и качество оказываемых услуг по водоснабжению населения. Бездействие ответчиков по обеспечению соблюдения обязательных требований и устранению нарушений санитарно - эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни и здоровью потребителей и других граждан, следовательно, является незаконным. Сведений об устранении вышеприведенных нарушений не представлено, соответственно по настоящее время нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, потребляющих воду из указанных источников.
В судебное заседание истец Управление Роспотребнадзора по <адрес> - территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РБ в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, <адрес>х, Республики Башкортостан не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил, причина неявки не известна.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать, пояснив, что ими проводятся мероприятия, направленные на обеспечения населения водой надлежащего качества, район участвует в целевой программе «Чистая вода», на которое из бюджета Республики Башкортостан и бюджета района выделены денежные средства, в связи с большим объемом предстоящих работ исполнение требований в срок, указанный в исковом заявлении не представляется возможным, в связи с временными затратами на проектно-сметные работы, бюджетным финансированием.
Представитель Чекмагушевского муниципального унитарного предприятия по водоснабжению с исковыми требованиями не согласился, в удовлетворении просил отказать, пояснил, что разработка проекта скважин №,3,20 не является целесообразным, поскольку она будут закрыты в связи с участие в района в целевой программе и открытием новых источников водоснабжения, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии воды имеются, проекты новых источников проходят экспертизы, просит представить срок для устранения недостатков до августа 2021 года.
Также ответчиком представлено суду возражение, в котором указано, что проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения скважина № находится в стадии разработки (договор N932/019 от ДД.ММ.ГГГГ), для скважин №№,3 <адрес> не представляется возможной, ввиду того, что эти скважины расположены в черте <адрес> и существующие рядом площади не позволяют устройство зоны санитарной охраны. Поэтому в 2020 году скважины №№,3 будут выведены из действующего фонда, питающийся от этих скважин микрорайон будет снабжаться водой от другого источника; санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения, использования источников водоснабжения <адрес> РБ находятся в действии, получены в 2014,2015,2019 годах.; лабораторные исследования качества питьевой воды в рамках программы производственного контроля в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть в селах Чекмагуш, Старокалмашево проводятся. А в <адрес> РБ лабораторные исследования не проводились, поскольку в договоре аренды водопроводных сетей данная процедура отсутствует и ответственность несет администрация сельского поселения; производственный контроль с применением лабораторных исследований, испытаний на рабочих местах, произведенных помещениях проводились с применением инструментов: на освещенность микроклимата, шума, воздушной среды и т.д. в феврале 2017года; территориальный отдел Управления Роспребнадзора по РБ в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, <адрес>х периодически информируется Чекмагушевским МУП по водоснабжению о проделанной работе по улучшению качественных показателей питьевой воды. Последняя информация предоставлена ДД.ММ.ГГГГ. Качество питьевой воды оставляет желать лучшего особенно по жесткости, которая достигает до 14 мг.экв/литр, вместо 8 мг.экв/литр. В целях улучшения качественных показателей питьевой воды Чекмагушевское МУП по водоснабжению в 2019г включено в Федеральную программу «Чистая вода». В рамках этой программы Чекмагушевским МУП по водоснабжению выдано техническое задание проектному институту ООО ПТФ «Водоканалпроект» на проектирование водоочистительной станции. В настоящее время проект проходит экспертизу. Проект предусматривает выполнение строительно-монтажных работ на сумму 212 млн.рублей. При выделении из федерального бюджета этих денежных средств проблема с качеством питьевой воды будет решена. Реальный срок решения вопроса при нормальном стечении обстоятельств август 2021 года.
Третьи лица администрации сельских поселений Новобалтачевский сельсовет, Урнякский сельсовет в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Выслушав ответчиков, исследовав и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГК одним из способов защиты гражданских прав является требование о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Условия использования данного способа защиты применительно лишь к одному из случаев возможного причинения внедоговорного вреда. Им является осуществление производственной деятельности, которая создает опасность причинения вреда окружающим лицам.
В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Согласно ст. 40 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» (далее - Закон «О защите прав потребителей»), контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 46 Закона «О защите прав потребителей», п. 12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 412 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» Управление Роспотребнадзора по <адрес> наделено полномочием обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15 -ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» и пункта 1 статьи 1 Закона, отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности подавать иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии п. 1.5. СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий» юридические лица, индивидуальные предприниматели, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор, в том числе: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно- эпидемиологических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Пункт 2.2. СП ДД.ММ.ГГГГ-01 данных санитарных правил гласит: целью производственного контроля является обеспечение безопасности и безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно- профилактических мероприятий, организация и осуществление контроля за их соблюдением.
Согласно п.2.4 п.п.б СП ДД.ММ.ГГГГ-01 производственный контроль включает осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний.
В соответствии п. 4.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий» производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов: промышленные предприятия (объекты): рабочие места, производственные помещения, производственные площади.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в предприятии нарушаются требования п. п. 1.5, 2.2, 2.4 п.п.б, п. 4.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-01.
Статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно статье 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9.1) установление нормативов состава сточных вод;
1.1. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Постановлением главы администрации МР <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения <адрес> муниципального образования Чекмагушевский сельсовет и <адрес> муниципального образования Старокалмашевский, Новобалтачевский, Урнякский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан» статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения наделено Чекмагушевское муниципальное унитарное предприятие по водоснабжению.
На гарантирующую организацию Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ возлагаются обязанности обеспечивать холодное водоснабжение абонентов присоединенных к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, для чего ей надлежит заключить все необходимые договоры (п. 4 ст. 14 Закона). Кроме того, она обязана контролировать качество воды во всех сетях, входящих в централизованную систему водоснабжения и (или) водоотведения, независимо от того, принадлежат ли они ей или иным организациям.
В нарушение статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», использование водных объектов (источников водоснабжения) села Чекмагуш, <адрес> Республики Башкортостан для хозяйственно-питьевого водоснабжения допущено без санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно представленным ответчиком Чекмагушевское МУП по водоснабжению санитарно-эпидемиологическое заключению №.ДД.ММ.ГГГГ.Т.0000ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, санитарно-эпидемиологическое заключению №.ДД.ММ.ГГГГ.Т.0000ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, санитарно-эпидемиологическое заключению №.ДД.ММ.ГГГГ.Т.0000ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, санитарно-эпидемиологическое заключению №.ДД.ММ.ГГГГ.Т.00006ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, свободному протоколу №/АПФД проведения исследований (испытаний) и измерений аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, протоколу лабораторных испытаний 3 6486 от ДД.ММ.ГГГГ, протоколу лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколу лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколу лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколу лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколу лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения, использования источников водоснабжения <адрес>, с.Ст.<адрес> РБ находятся в действии, получены в 2014,2015,2019 годах. Лабораторные исследования качества питьевой воды в рамках программы производственного контроля в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть в селах Чекмагуш, Старокалмашево проводятся, производственный контроль с применением лабораторных исследований, испытаний на рабочих местах, произведенных помещениях проводились с применением инструментов: на освещенность микроклимата, шума, воздушной среды и т.д. в феврале 2017года; территориальный отдел Управления Роспребнадзора по РБ в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, <адрес>х периодически информируется Чекмагушевским МУП по водоснабжению о проделанной работе по улучшению качественных показателей питьевой воды. Последняя информация предоставлена ДД.ММ.ГГГГ.
Качество питьевой воды в пробах, отобранных ДД.ММ.ГГГГ из водопроводной колонки по адресу <адрес>, у <адрес> не соответствует требованиям п. 3.4 раздела 3 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ - 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а именно, в соответствии с протоколом лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, <адрес>х и городе Октябрьский, отобранная проба питьевой воды не соответствуют требованиям санитарных норм по санитарно- химическим показателям: общая жесткость составляет 12,2 мг-экв/л при гигиеническом нормативе не более 7,0 (10,0) мг-экв/л., содержание сухого остатка составляет 1102,0 мг/дм. куб. при гигиеническом нормативе не более 1000 мг/ дм.куб.; содержание сульфатов составляет 790,8 мг/дм. куб. при гигиеническом нормативе не более 500 мг/ дм.куб.
В целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, для скважин №№, 2, 3 <адрес> не организованы зоны санитарной охраны, не разработан проект в который включаются: определение границ зон санитарной охраны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны, не имеет заключения органов Роспотребнадзора и иных заинтересованных организаций, не утвержден в установленном порядке, что является нарушением п. 1.3, 1.4, п. 1.5, п. 1.6, п.3.2.1.1. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
ДД.ММ.ГГГГ проведены отбор и лабораторные испытания качества питьевой воды из систем централизованного водоснабжения <адрес> по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, водопроводная колонка по <адрес>; <адрес>, водопроводная колонка по <адрес>, возле <адрес>.
Качество питьевой воды проб из водопроводной колонки по адресу: <адрес>, возле <адрес> не соответствует требованиям п. 3.4 раздела 3 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ - 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а именно, в соответствии с протоколом лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФБУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, <адрес>х и городе Октябрьский, отобранная проба питьевой воды не соответствуют требованиям санитарных норм по санитарно- химическим показателю «нитраты» и составляет 98,9 мг/л при гигиеническом нормативе не более 49,5 мг/л.
Качество питьевой воды проб из водопроводной колонки по адресу: <адрес> не соответствует требованиям санитарных норм по санитарно- химическим показателям «нитраты» и составляет 75,3 мг/л при гигиеническом нормативе не более 49,5 мг/л., «общая жесткость» составляет 8,6 мг-экв/л при гигиеническом нормативе не более 8,05 мг-экв/л., что является нарушением п. 3.4 раздела 3 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ - 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», и подтверждается протоколом лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, <адрес>х и городе Октябрьский.
Качество питьевой воды проб из водопроводного крана по адресу: <адрес> не соответствует требованиям санитарных норм по санитарно- химическим показателям содержание сухого остатка составляет 1116,0 мг/дм. куб. при гигиеническом нормативе не более 1090 мг/ дм.куб.; содержание сульфатов составляет 582,7 мг/дм. куб. при гигиеническом нормативе не более 550 мг/ дм.куб., «общая жесткость» составляет 14,2 мг-экв/л при гигиеническом нормативе не более 8,05 мг-экв/л.
Качество питьевой воды проб из водопроводного крана по адресу: <адрес> не соответствует требованиям санитарных норм по санитарно- химическим показателям содержание сухого остатка составляет 1152,0 мг/дм. куб. при гигиеническом нормативе не более 1090 мг/ дм.куб.; содержание сульфатов составляет 627,2 мг/дм. куб. при гигиеническом нормативе не более 550 мг/ дм.куб., «общая жесткость» составляет 15,2 мг-экв/л при гигиеническом нормативе не более 8,05 мг-экв/л.
Таким образом, причиной невыполнения обязательных требований явилось бездействие ответчиков по недопущению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, существенно влияющих на безопасность и качество оказываемых услуг по водоснабжению населения, что создает угрозу жизни и здоровью потребителей и других граждан, следовательно, является незаконным, исковые требования подлежат удовлетворению.
Между тем, ответчиком представлены санитарно-эпидемиологические заключения 02.ДД.ММ.ГГГГ.Т.0000ДД.ММ.ГГГГ от 29.04.2019г., 02.ДД.ММ.ГГГГ.Т.0000ДД.ММ.ГГГГ от 15.04.2015г., 02.ДД.ММ.ГГГГ.Т.0000ДД.ММ.ГГГГ от 26.01.2015г., 02.ДД.ММ.ГГГГ.Т.00006ДД.ММ.ГГГГ от 24.10.2014г. с приложением лицензий и экспертных заключений водозабора Южный, расположенного в 1,5 км к юго-востоку от <адрес>, эксплуатационной скважины № <адрес>, эксплуатационных скважин №№,2,3,4,7,8 Чекмагушевского водозабора «Игенче» водоснабжения <адрес>, эксплуатационных скважин №№,6,7 водоснабжения <адрес> РБ, свидетельствующие о соответствии водных объектов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Следовательно, исковые требования в данной части подлежат отказу в удовлетворении.
Учитывая, что сведений об устранении вышеприведенных нарушений не представлено, соответственно по настоящее время нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, потребляющих воду из указанных источников, исковое заявление подлежит удовлетворению с возложением обязанности устранить нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на ЧМУП по водоснабжению и на администрацию муниципального района <адрес>.
В силу ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При этом, учитывая объем работ, подлежащих выполнению, связанных с привлечением бюджетных средств, суд считает установить ответчикам срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст. 98 ГПК РФ с Чекмагушевского муниципального унитарного предприятия по водоснабжению в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Чекмагушевское муниципальное унитарное предприятие по водоснабжению (452200, <адрес>, ИНН0249005215, ОГРН 1030200551699) устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства до ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
- разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения для скважин №№, 2, 3 <адрес> с определением границ зон санитарной охраны и составляющих ее поясов; с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны;
- проводить лабораторные исследования качества питьевой воды в рамках программы производственного контроля в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети в рамках программы производственного контроля в селах Чекмагуш, Старокалмашево, Новобалтачево, <адрес> Республики Башкортостан, проводить лабораторные исследования качества питьевой воды на радиологические показатели;
- осуществлять контроль с применением лабораторных исследований, испытаний на рабочих местах, производственных помещениях, проводить лабораторные и инструментальные исследования параметров освещенности, микроклимата, шума, воздушной среды;
- обеспечить население <адрес> Республики Башкортостан питьевой водой, соответствующей требованиям п. 3.4 раздела 3 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ - 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Обязать администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечив население <адрес> Республики Башкортостан питьевой водой, соответствующей требованиям п. 3.4 раздела 3 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ - 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Обязать ответчиков в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, довести через средства массовой информации до сведения потребителей, путем опубликования резолютивной части решения в части признания действий противоправными в отношении неопределенного круга лиц, в официальном издании <адрес> в соответствии со ст. 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Чекмагушевского муниципального унитарного предприятия по водоснабжению в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья-