Дело № 2-2851/2020
50RS0044-01-2020-004066-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2020 года г. Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Купцовой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Буздаловой М.В.,
с участием:
представителя истца Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области Ревуновой Д.В.,
представителя ответчика ООО "СКАЙВЭЙ" Козиной Н.Н.,
представителей третьих лиц:
- Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области Шилкина И.С.,
- Министерства экологии и природопользования Московской области Гуничева А.В.,
- Управления Роспотребнадзора по Московской области Марениной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области к ООО "СКАЙВЭЙ" об обязании разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, оборудовать на полигоне ТКО "Лесная" очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, оборудовать систему активной дегазации полигона ТКО "Лесная" фильтрами, провести рекультивацию,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском, в котором просит обязать ООО «СКАЙВЭЙ»:
- в течение двух месяцев после вступления в законную силу решения суда разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и направить их на согласование в Министерство экологии и природопользования Московской области;
- в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда оборудовать на полигоне ТКО «Лесная» очистные сооружения хозяйственнобытовых сточных вод, предусмотренные проектной документацией «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 07.05.2019 № 295-РМ;
- в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда оборудовать систему активной дегазации полигона ТКО «Лесная» фильтрами (скруббером, угольным фильтром) в рамках предусмотренных проектом мероприятий по охране атмосферного воздуха;
- после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы провести рекультивацию полигона ТКО «Лесная».
Из текста искового заявления и объяснения истца, данного в судебном заседании, следует, что межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «СКАЙВЭЙ», осуществляющего деятельность на полигоне ТКО «Лесная», расположенном в городском округе Серпухов, в 1,3-1,5 км. западнее г. Серпухова, в 1,1-1,2 км. в северо-западу от п. Большевик. Эксплуатация полигона ТКО «Лесная» осуществляется ООО «СКАЙВЭЙ» на основании проектной документации «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная», по которому получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 07.05.2019 № 295-РМ. Объекту размещения отходов, эксплуатируемому ООО «СКАЙВЭЙ», присвоена I категория негативного воздействия на окружающую среду - объект, оказывающий значительное негативное воздействие на окружающую среду (в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит на учете под номером 46-0177-004780-П). Мощность полигона по приему отходов на захоронение предусмотрена в объеме 450 тыс. тонн в год. Заключением государственной экологической экспертизы, утвержденной распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 07.05.2019 № 295-РМ, предусмотрены проектные решения, подлежащие исполнению при эксплуатации полигона ТКО и направленные, в том числе на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Согласно данным учета отходов, принятых ООО «СКАЙВЭЙ», за 2019 год ООО «СКАЙВЭЙ» приняло на захоронение 658 тыс. тонн отходов, тогда как согласно заключению государственной экологической экспертизы, мощность полигона по приему отходов на захоронение предусмотрена в объеме 450 тыс. тонн в год. Также установлено, что в нарушение проектных решений ООО «СКАЙВЭЙ» не произведено террасирование откосов насыпного тела полигона через каждые 10 м по высоте с сооружением берм шириной 5 м, отсутствует освещение на рабочей карте полигона, не оборудованы очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод. Кроме того, установлено, что в рамках заключенных с ООО «Экоком» договоров от 24.10.2017 № 020, от 15.07.2019 № 15/07-2019 СМР, № 16/07- 2019/СМР на полигоне ТКО «Лесная» оборудовано 3 очереди системы дегазации, включающие в себя 72 газосборные скважины, 6 газокомпрессорных станций, три высокотемпературные факельные установки,
4 емкости для сбора конденсата. Газокомпрессорная станция на 2500 куб. м/час установлена на полигоне в декабре 2018 года, на 1500 куб. м/час - в апреле 2019 года. На момент проверки система находилась в рабочем состоянии, на факелах поддерживалась температура 1004 и 1016 градусов. Заключением экологической экспертизы предусмотрено выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха. Так, для очистки свалочного газа от примесей серы проектной документацией предусмотрено применение фильтров: мокрого скруббера для очистки свалочного газа от примесей серы. Для очистки свалочного газа от органических соединений, соединений фтора и хлора, тяжелых металлов, окисей серы и кремния предусмотрена очистка активированным углем в составе фильтра. Вместе с тем установлено, что мониторинг за составом выбросов вредных веществ после сжигания на факелах ООО «СКАЙВЭЙ» не осуществляется, а система дегазации не оборудована фильтрами (скруббером, угольным фильтром) в рамках предусмотренных проектом мероприятий по охране атмосферного воздуха. Указанные факты отступления от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, подтверждаются актом проверки от 15.01.2020, объяснениями от 28.01.2020 и иными материалами проверки. Также установлено, что в нарушение проектных решений документации, получившей положительное заключение экологической экспертизы ООО «СКАЙВЭЙ» не оборудованы на полигоне очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод. По факту осуществления деятельности по эксплуатации полигона ТКО «Лесная» с грубыми нарушениями лицензионных требований межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области 29.01.2020 в отношении ООО «СКАЙВЭЙ» возбуждено производство об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, которое рассмотрено Арбитражным судом Московской области. ООО «СКАЙВЭЙ» признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей. ООО «СКАЙВЭЙ» не разработан и не утвержден в уполномоченном органе исполнительной власти проект предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха на факельных установках, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, не осуществляется. По итогам лабораторных испытаний № 13.56 от 15.01.2020 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Московской области» в пробах атмосферного воздуха в зоне влияния полигона ТКО «Лесная» в п. Большевик, на границе жилой зоны, ул. Большая Лесная, д.35 г.о. Серпухов выявлены превышения предельно-допустимых концентраций по аммиаку в 1,9 раза, по сероводороду в 5 раз. Согласно протоколу лабораторных испытаний № 13.57 от 15.01.2020 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Московской области» в пробах атмосферного воздуха в зоне влияния полигона ТКО «Лесная» в п. Большевик, на границе жилой зоны, ул. Межевая д. 102 г.о. Серпухов выявлены превышения предельно-допустимых концентраций по аммиаку в 2 раза, по сероводороду в 5,4 раза, что свидетельствует о несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами при эксплуатации полигона ТКО «Лесная». Кроме того, по состоянию на 22.06.2020 в зоне влияния полигона ТКО «Лесная» ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Московской области» постоянно фиксируются превышения предельно-допустимых концентраций по сероводороду и аммиаку непосредственно в городе Серпухов, что свидетельствует о непринятии ООО «СКАЙВЭЙ» мер, направленных на снижение оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. Указанные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации полигона ТКО «Лесная» создают угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни (здоровью) граждан. ООО «СКАЙВЭЙ» не обеспечило выполнение обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение и направлению такого проекта на утверждение в уполномоченный орган. Согласно информации, представленной Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области, согласно постановлению главы городского округа Серпухов от 14.09.2020 года 3 3223 принято решение о прекращении с 25.12.2020 года приема твердых коммунальных отходов на полигоне ТКО «Лесная». После завершения эксплуатации полигона ТКО «Лесная» ООО «СКАЙВЭЙ» надлежит провести рекультивацию земельных участков с кадастровыми <номер>, используемых на основании договоров аренды, заключенных с администрацией Серпуховского муниципального района Московской области, для эксплуатации полигона на основании разработанного проекта рекультивации земель, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Представитель ответчика ООО «СКАЙВЭЙ» Козина Н.Н. в судебном заседании пояснила, что для разработки проекта норматива образования отходов и тома предельно допустимых выбросов компании ООО «СКАЙВЭЙ» необходимо иметь государственную экологическую экспертизу на применяемые технологии: - система по сбору и обезвреживанию фильтрата; - система активной дегазации с сооружениями газодренажных скважин и газопроводов с выходом на высокотемпературное факельное устройство. Организация поставщик оборудования и установки систем на полигоне ТКО «Лесная», ООО «Экоком». Согласно договоров поставки с ООО «СКАЙВЭЙ», ООО «Экоком» обязана предоставить государственную экологическую экспертизу на выше указанные технологии. ООО «СКАЙВЭЙ» направлены соответствующие запросы в ООО «Экоком». После получения от ООО «Экоком» результатов государственной экологической экспертизы, ООО «СКАЙВЭЙ» в течение 2-х месяцев будут разработаны и направлены на согласование в установленном законом порядке ПНООЛР и тома ПДВ в Министерство экологии и природопользования Московской области. Согласно разделов Проектной документации из расчета на 75 человек персонала предусмотрено строительство от санитарно-бытового комплекса и административного здания очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод (туалет, душевые, столовая) путем установки септика ЭКО Ф15 (эквивалент) производительностью 15 м2 в сутки с выводом очищенных сточных вод в пруд-накопитель. Согласно Проектной документации строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод необходимо для предотвращения загрязнения окружающей среды фекальными отходами. Фактически применяются мобильные туалетные кабинки (биотуалеты), персонал принимает душ и пищу вне полигона ТКО и общее количество людей на полигоне ежедневно не превышает 15-17 человек (охрана, водители, инженерно-технический персонал). Санитарно-бытовой комплекс и административное здание отсутствуют на теле полигона, хозяйственно-бытовых стоков нет и доказательств обратного истцом не представлено. В настоящий момент на полигоне ТБО «Лесная» в соответствии с Инвестиционной программой ООО «СКАЙВЭЙ» по развитию технологии обращения с отходами, утвержденной Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.05.2017 №295-ЗМ ведутся работы по строительству системы сбора свалочного газа. Строительство системы сбора свалочного газа ведется ООО «Экоком» в соответствии с договором от 24.10.2017 №20. Согласно заключения государственной экологической экспертизы проектной документацией «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная», получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 07.05.2019 №295-РМ применение скрубберов, угольных фильтров предусмотрено при повышенном содержании серы в свалочном газе. Истец требует оборудовать систему активной дегазации полигона ТКО «Лесная» скруббером, угольным фильтром, однако не предоставлены доказательства необходимости их установки - превышения в составе свалочного газа концентраций примесей серы выше допустимого. При том, что ответчиком отбор проб атмосферного воздуха от высокотемпературных факелов на полигоне ТБО «Лесная» производится ежеквартально с привлечением лабораторией ФГБУ «ЦЛАТИ». Согласно данных исследования превышения ПДК нет. Поскольку контроль выполнения рекультивации не отнесен к компетенции истца и до настоящего времени полигон является действующим, ответчик считает требования истца не законными и не обоснованными, просит отказать в удовлетворении требований.
Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области Шилкин И.С. в судебном заседании поддержал исковые требования, из объяснения третьего лица, данного в судебном заседании и письменной позиции, следует, что для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получения разрешения на выброс вредных загрязняющих веществ ООО «СКАЙВЭЙ» следует обратиться в Министерство экологии и природопользования Московской области. Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная», одним из технически решений по строительству, эксплуатации и рекультивации полигона является дооборудование административно-хозяйственной зоны полигона необходимыми помещениями и сооружениями. В перечень зданий и сооружений входят очистные сооружения для хозяйственно-бытовых стоков ЭКО Ф 15. Информации о вводе в эксплуатацию здания очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод (туалет, душевые, столовая) путем установки септика ЭКО Ф 15 в Министерство до настоящего времени не поступало. В соответствии с техническими решениями «Проекта реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная» система активной дегазации на полигоне также предусматривает сооружение газодренажных скважин и газопроводов с выходом на высокотемпературное факельное устройство. Площадка для размещения оборудования по дегазации полигона должны содержать: высокотемпературное факельное устройство – 2 ед., газокомпрессорная станция-2 ед., систему очистки газа, включающую в себя скруббер – 1 ед., угольный фильтр – 1 ед., газогенераторная установка – 1 ед. Информация о вводе в эксплуатацию данного оборудования на полигоне отсутствует. «Проектом реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная», имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы № 295-РМ от 07.05.2019 года, предусмотрено проведение работ по рекультивации свалочного тела полигона ТКО «Лесная».
Представитель третьего лица Министерства экологии и природопользования Московской области Гуничев А.В. поддержал исковые требования, пояснил, что ООО «СКАЙВЭЙ» обратилось с заявлением о проведении государственной экологической экспертизы проектной документации «Проектная документация на рекультивацию полигона ТКО «Лесная» в городском округе Серпухов Московской области», в настоящее время организовано проведение государственной экологической экспертизы проектной документации. Максимальный срок проверки составляет 60 месяцев.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Московской области Маренина И.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что неоднократные исследования фиксировали в пробах атмосферного воздуха превышения предельно-допустимых концентраций токсичных веществ, что оказывает отрицательное влияние на человека и окружающую среду. В связи с чем необходимо оборудовать систему дегазации полигона фильтрами.
Представитель третьего лица Администрации городского округа Серпухов Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела судом надлежаще извещен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица ООО «Экоком» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, возражений не представил.
При изложенных обстоятельствах, суд находит возможным рассмотреть гражданское дело в порядке, предусмотренном статьями 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела 15.01.2020 года Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области на основании решения от 14.01.2020 года № 176 проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «СКАЙВЭЙ». В ходе проверки выявлен факт эксплуатации обществом полигона ТКО «Лесная» с отступлением от проектной документации (л.д. 18-29).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.03.2020 года ООО «СКАЙВЭЙ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100000 рублей (л.д. 30-49 том 1).
Истцом в материалы дела представлены копии постановлений о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении ООО «СКАЙВЭЙ» от 29.01.2020 года, (л.д. 50-54, 64-68, 77-82, 89-92 том 1),
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области № 164/006/ПР/03 от 14.02.2020 года ООО «СКАЙВЭЙ» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования/в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в не обеспечении выполнения обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган (л.д. 55-62 том 1).
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области № 164/006/ПР/05 от 14.02.2020 года ООО «СКАЙВЭЙ» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования/в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, не разработан и не утвержден в уполномоченном органе исполнительной власти проект предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха на факельных установках, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не осуществляется (л.д. 69-75 том 1).
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области № 66 от 02.03.2020 года ООО «СКАЙВЭЙ» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей (л.д. 83-88 том 1).
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области № 164/006/ПР/01 от 14.02.2020 года ООО «СКАЙВЭЙ» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования/в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления при эксплуатации полигона ТКО «Лесная», а именно на рабочей карте полигона размещен отходы, не подлежащие размещению на полигоне – покрышки отработанные в количестве примерно 10 шт., на рабочей карте отсутствуете сетчатое ограждение, мерный столб (репер), пересыпка грунтами карты на момент проверки отсутствовала (л.д. 93-97 том 1).
В материалы дела представлены: обращение Администрации городского округа Серпухов от 12.08.2019 года в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области с просьбой рассмотреть возможность применения на полигоне ТКО «Лесная» альтернативных методов утилизации и очистки свалочного газа, позволяющих устранить едкий запах и снизить концентрацию загрязняющих веществ (л.д. 101-102 том 1), обращение Администрации городского округа Серпухов от 14.06.2019 в адрес Заместителя Председателя Правительства Московской области – министра экологии и природопользования Московской области с просьбой разъяснить соблюдаются ли при эксплуатации полигона требования природоохранного законодательства, имеется ли заключение экологической экспертизы на систему обезвреживания свалочного газа путем активной дегазации и регламентирован ли перечень загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу после термического обезвреживания свалочного газа (л.д. 103-104 том 1).
Из ответа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области от 11.02.2020 года следует, что 15.01.2020 года специалисты Серпуховского территориального отдела приняли участие в совместной с Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проверке в отношении ООО «СКАЙВЭЙ». В ходе проверки был составлен акт, в котором указаны следующие замечания: - не установлена санитарно-защитная зона полигона, согласно разработанного проекта реконструкции и рекультивации; - технологический процесс эксплуатации полигона ТБО не обеспечивает предотвращение загрязнения атмосферного воздуха. Серпуховски ТО осуществляется постоянный мониторинг (1 раз в 10 дней) загрязнения атмосферного воздуха в зоне полигона ТБО «Лесная». При получении неудовлетворительных результатов информация немедленно направляется в адрес Главы городского округа Серпухов (л.д. 107-109 том 1).
Из сообщения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области от 29.05.2020 года следует, что по результатам проведенных исследований обнаружено превышение предельно допустимой концентрации по содержанию сероводорода в 1,4 раза (л.д. 110, 116 том. 1).
Из сообщения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области от 11.06.2020 года следует, что по результатам проведенных исследований обнаружено превышение предельно допустимой концентрации по содержанию сероводорода в 3,6 раза (л.д. 114 том 1)
Из сообщения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области от 22.02.2020 года следует, что по результатам проведенных исследований обнаружено превышение предельно допустимой концентрации по содержанию сероводорода в 2,1 раза, аммиака в 1,5 раза (л.д. 117 том 1).
Также в материалах дела имеется протокол лабораторных испытаний от 22.06.2020 года (л.д. 118-119 том 1), отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников ООО «СКАЙВЭЙ» (л.д. 285-321).
26.06.2020 года Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области на основании решения от 22.06.2020 года № 238 проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «СКАЙВЭЙ». В ходе проверки выявлен факты превышения предельно-допустимых показателей в атмосферном воздухе в зоне влияния полигона ТКО «Лесная». По результатам проверки 26.06.2020 года в адрес ООО «СКАЙВЭЙ» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 120-131 том 1).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 07.05.2019 года № 295-РМ утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная» (л.д. 138-210 том 1, 121-124, 149 том 2).
ООО «СКАЙВЭЙ» осуществляет деятельность по эксплуатации полигона ТКО «Лесная» на земельных участках с кадастровыми <номер> на основании договоров аренды, заключенных с администрацией Серпуховского муниципального района Московской области (л.д. 211-215 том 1).
ООО «СКАЙВЭЙ» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, отходов I-IV классов опасности на основании лицензии № 077589 от 30.06.2016 года, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (л.д. 216-259 том 1, л.д. 141-142 том 2).
Из копии свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 02.03.2017 года следует, что полигон ТБО «Лесная» поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и ему присвоен код 46-0177-004780-П и 1-я категория, негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 322-324 том 1).
Из копии договора на выполнение работ № 20 от 24.10.2017 года, заключенного между ООО «Экоком» и ООО «СКАЙВЭЙ», следует, что ООО «Экоком» обязуется выполнить работы по поставке, устройству, монтажу, пуско-наладке, вводу в эксплуатацию системы сбора и обезвреживания свалочного газа для полигона ТКО «Полигон ТБО «Лесная» (л.д. 325-334 том1).
15.07.2019 года между ООО «СКАЙВЭЙ» и ООО «Экоком» заключен договор № 15/07-2019 СМР, по условиям которого ООО «Экоком» обязуется в установленные договором сроки, поставить оборудование высокотемпературной дегазации и выполнить строительно-монтажные работы по устройству для второй очереди системы сбора и обезвреживания биогаза в высокотемпературной факельной установке для полигона ТБО «Лесная» (л.д. 335-345 том 1).
Также в материалы дела представлены договор № 11 от 25.12.2019 года и договор № 21/12-2018-27 от 21.12.2018 года, заключенные между ООО «СКАЙВЭЙ» и ООО «МСК-НТ» на прием и размещение отходов V класса опасности на территории полигона ТБО «Лесная» (л.д. 347-352, 353-363 том 1).
Ответчиком в материалы дела представлены протоколы результатов измерений выбросов от высокотемпературных факелов (л.д. 33-39, 135-140 том 2), информационное письмо ООО «Экоком» от 02.09.2020 года о том, что техническая документация на новую технологию и оборудование: «Система сбора и обезвреживания свалочного газа в высокотемпературных факельных установках» на данный момент находится на рассмотрении в государственной экологической экспертизе (л.д. 40 том 2), информационное письмо Росприроднадзора от 20.10.2020 года об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации новой технологии и оборудования «Система сбора и обезвреживания свалочного газа в высокотемпературных факельных установках» (л.д. 97 том 2), договор № 152-к о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения от 07.10.2020 года (л.д. 98-114 том 2), санитарно-эпидемиологическое заключение от 27.04.2020 года о соответствии проекта санитарно-защитной зоны для реконструируемого полигона ТКО «Лесная» государственным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам (л.д. 115-120, 154 том 2), копия решения серпуховского городского суда Московской области от 18.06.2020 года об оставлении без удовлетворения административного иска Е. о признании незаконным Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 07.05.2019 года № 295-РМ «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная» (л.д. 125-134 том 2), копия приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.10.2020 года № 1384 об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации новой технологии и оборудования «Система сбора и обезвреживания свалочного газа в высокотемпературных факельных установках» (л.д. 144-148 том 2), договор аренды мобильных туалетных кабин № 3171/20А от 01.07.2020 года, №2852/20А от 01.01.2020 года (л.д. 155-164 том 2), проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная» (л.д. 165-232 том 2).
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 23.07.2020 года исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Скайвэй" удовлетворены частично. Действия Общества с ограниченной ответственностью "Скайвэй" по нарушению требований санитарного законодательства, невыполнению законных предписаний должностного лица государственного органа признаны противоправными и нарушающими право граждан неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. Общество с ограниченной ответственностью «Скайвэй» обязано принять меры по недопущению загрязнения атмосферного воздуха на основании мониторинга биогаза решить вопрос очистки биогаза в соответствии со ст. 11, 20 Федерального закона №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и в соответствии со ст. 2.2., 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению атмосферного воздуха населенных мест", п. 6.5 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов"; установить Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ санитарно-защитную зону полигона, согласно разработанного проекта и на основании результатов натурных лабораторных исследований, подтверждающих соблюдение гигиенических нормативов на границе жилой застройки в соответствие с требованиями п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов". Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Скайвэй" об ограничении приема отходов ТБО на захоронение на полигоне ТБО "Лесная до 300000 тон в год; завершении устройство дренажной системы и строительство локальных очистных сооружений для поверхностных стоков и фильтрата п. 4.19., п. 4.20. СанПиН 2.1.2.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", п. 2.4 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту", п. 4.7 СанПиН 2.1.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод"; организации постоянный лабораторный контроль атмосферного воздуха в зоне влияния полигона ТБО "Лесная" (ежедневно) согласно п. 6.8 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", гл. V СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению атмосферного воздуха населенных мест", СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", гл. П, гл. V, п. 4.5; проведении рекультивацию нарушенных земель, расположенных под полигоном ТБО "Лесная" на земельных участках с кадастровыми номерами: <номер> (площадь 22233 кв.м.), <номер> (площадь 164242 кв.м.), <номер> (площадь 141205 кв.м.), общей площадью 32,8 га, расположенных по адресу: Московская область, Серпуховский район, Дашковское сельское поселение, полигон ТБО "Лесная" в соответствии с проектом рекультивации, оставлены без удовлетворения (л.д. 41-51 том2).
Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 14.09.2020 №3223 с 25.12.2020 прекращается прием твердых коммунальных отходов на полигоне ТКО «Лесная», расположенном по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, 1,1-1,2 км северо-западнее пос. Большевик, 1,3-1,5 км западнее г. Серпухова Московской области (л.д. 52 том 2).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 12.10.2020 года № 1340-РМ организовано проведение государственной экологической экспертизы проектной документации «Проектная документация на реконструкцию полигона ТКО «Лесная» в городском округе Серпухов Московской области» (л.д. 249-250 том 1), Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 12.10.2020 года № 1341-РМ организовано проведение государственной экологической экспертизы проектной документации «Проектная документация на рекультивацию полигона ТКО «Лесная» в городском округе Серпухов Московской области» (л.д. 1-2 том 3).
15.10.2020 года Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «СКАЙВЭЙ». В ходе проверки выявлен факты превышения предельно-допустимых показателей в атмосферном воздухе в зоне влияния полигона ТКО «Лесная». По результатам проверки установлено, что разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух до настоящего времени не получено, на рабочей карте полигона размещены отходы, не подлежащие размещению на полигоне – покрышки отработанные в количестве примерно 8 шт., пересыпка грунтами карты на момент проверки отсутствовала, имеющаяся пересыпка выполнена ненадлежащим образом, система дегазации не введена в эксплуатацию, не оборудована фильтрами (скруббером, угольным фильтром, которые предусмотрены заключением ГЭЭ), технология и оборудование «Система сбора и обезвреживания свалочного газа в высокотемпературных факельных установках» ООО «Экоком» не получила положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод на полигоне отсутствуют, в административно-хозяйственной зоне полигона складированы отходы в необорудованных местах, выявлены превышения предельно-допустимых концентраций вредных веществ населенных пунктов на территории жилой застройки по ул. Межевая в г. Серпухов по сероводороду в зоне влияния полигона ТКО «Лесная» (л.д. 3-14 том 3).
Располагая представленными доказательствами, объяснениями сторон, оценивая их в совокупности, суд находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (абзац 2 статьи 3 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В силу ч. 3 ст. 39 вышеуказанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В судебном заседании установлено, что полигон захоронения ТБО «Лесная» расположен по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе автодороги на полигон твердых бытовых отходов «Лесная», является опасным производственным объектом, участком с особым статусом использования земель, эксплуатацию которого осуществляет ООО "Скайвэй». Согласно лицензии № 077589 от 30.06.2016 предусмотрен вид деятельности сбор отходов IV класса опасности, размещение отходов IV класса опасности.
В соответствии с требованиями статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.
Истец просит обязать ответчика разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и направить их на согласование в Министерство экологии и природопользования Московской области, ссылаясь на то, что такой проект у ответчика отсутствует. Указанный факт представитель ответчика в ходе рассмотрения дела не отрицал, признал исковые требования в данной части.
Учитывая, что ответчиком допущены нарушения действующего законодательства, допущена деятельность полигона осуществляется без разработки проекта, требования истца в указанной части подлежат удовлетворению. Осуществление ООО «СКАЙВЭЙ» хозяйственной деятельности в отсутствие проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух противоречит требованиям природоохранного законодательства и нарушает закрепленное ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Закона Об охране атмосферного воздуха, ст. 8 Закона О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения право каждого на благоприятную окружающую среду, в том числе на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Также истец просит обязать ответчика оборудовать на полигоне ТКО «Лесная» очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, предусмотренные проектной документацией «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная» и систему активной дегазации полигона ТКО «Лесная» фильтрами (скруббером, угольным фильтром) в рамках предусмотренных проектом мероприятий по охране атмосферного воздуха.
Судом установлено, что эксплуатация полигона ТКО «Лесная» осуществляется ответчиком на основании проектной документации «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная», по которому получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 07.05.2019 № 295-РМ. Данным заключением предусмотрены проектные решения, подлежащие исполнению при эксплуатации полигона ТКО.
Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная» (л.д. 145 т.1) содержит описание технических решений по строительству, эксплуатации и рекультивации полигона, куда входит перечень административно-хозяйственных зданий и сооружений. Так проектом предусмотрена организация очистных сооружений для хозяйственно-бытовых стоков ЭКО-Ф-15-1 ед. (установка для сбора и очистки хоз-бытовых стоков).
Установлено, что в нарушение проектных решений документации, получившей положительное заключение экологической экспертизы, ответчиком не оборудованы на полигоне очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод.
Факт образования хозяйственно-бытовых сточных вод подтверждается сведениями об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2019 год, согласно которым у ООО «СКАЙВЭЙ» образовались отходы (осадки) из выгребных ям. Также факты нарушений законодательства подтверждаются объяснениями специалиста по охране труда, пожарной, экологической безопасности, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям ООО «СКАИВЭИ» Кошкина В.А. от 28.01.2020, актом прокурорской проверки от 15.01.2020, актом прокурорской проверки от 15.10.2020, объяснениями специалиста по охране труда, пожарной, экологической безопасности, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям k ООО «СКАЙВЭЙ» Ермошиной М.А. от 30.10.2020.
Как пояснил представитель ответчика, предусмотренные проектной документацией очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод на полигоне отсутствуют, фактически применяются мобильные туалетные кабинки (биотуалеты), персонал принимает душ и пищу вне полигона ТКО.
Согласно заключению государственной экологической экспертизы в период эксплуатации полигона (проектные положения) стационарными источниками выбросов вредных веществ в атмосферный воздух являются факельные установки. Так, для очистки свалочного газа от примесей серы проектной документацией предусмотрено применение фильтров: мокрого скруббера для очистки свалочного газа от примесей серы. Для очистки свалочного газа от органических соединений, соединений фтора и хлора, тяжелых металлов, окисей серы и кремния предусмотрена очистка активированным углем в составе фильтра.
Вместе с тем, как установлено судом и следует из материалов дела, система дегазации не оборудована фильтрами (скруббером, угольным фильтром) в рамках предусмотренных проектом мероприятий по охране атмосферного воздуха.
В соответствии с положениями ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с положениями Федерального закона № 7-ФЗ экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 23,11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам размещения отходов.
В соответствии с положениями ст. 18 Федерального закона № 174-ФЗ Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение Государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
В соответствии с требованиями ст. 27 Федерального закона № 174-ФЗ заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона № 174-ФЗ нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются: осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Таким образом, установлено, что ООО «СКАЙВЭЙ» осуществляет эксплуатацию полигона ТКО «Лесная» с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение экологической экспертизы, ответчиком не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований природоохранного и лицензионного законодательства. Такие нарушения ответчик допускает с 2018 года, что свидетельствует о наличии угрозы причинении вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде.
Учитывая изложенное, требования прокурора об обязании ответчика оборудовать на полигоне ТКО «Лесная» очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, предусмотренные проектной документацией «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная» и систему активной дегазации полигона ТКО «Лесная» фильтрами (скруббером, угольным фильтром) в рамках предусмотренных проектом мероприятий по охране атмосферного воздуха подлежат удовлетворению.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает возможным согласится со сроками, указанными прокурором, для исполнения решения суда ответчиком, такой срок судом признается разумным, учитывая, что деятельность ответчика ведется с нарушениями требований действующего законодательства, неблагоприятно воздействуя на окружающую среду и здоровье населения.
Согласно постановлению Главы г.о. Серпухов от 14.09.2020 № 3223 принято решение о прекращении с 25.12.2020 приема твердых коммунальных отходов на полигоне ТКО «Лесная».
Согласно условиям договоров аренды земельных участков, ООО «СКАЙВЭЙ» обязано провести рекультивацию земельных участков, предоставленных для эксплуатации полигона ТКО «Лесная».
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденной Минстроем России 02.11.1996 рекультивацию территории закрытого полигона проводит организация, эксплуатирующая полигон, после получения предварительного разрешения на проведение работ в органах санитарно-эпидемиологического надзора и Минприроды (района, города, области, края) с участием предприятия, выполняющего дальнейшее целевое использование земель. Для проведения рекультивации разрабатывается проектно-сметная документация.
Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», установлено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно ст. 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений на использование земель или земельных участков привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков, лица, которые пользовались такими землями или земельными участками, обязаны выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.
В силу ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления, являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, после завершения эксплуатации полигона ТКО «Лесная» ООО «СКАЙВЭЙ» надлежит провести рекультивацию земельных участков с кадастровыми <номер>, <номер> и <номер>, используемых на основании договоров аренды, заключенных с Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области, для эксплуатации полигона на основании разработанного проекта рекультивации земель, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Принимая во внимание, что ООО «СКАЙВЭЙ» осуществляет эксплуатацию полигона ТКО «Лесная» с отступлениями от проектной документации, ответчиком не принимались все зависящие от него меры по соблюдению требований природоохранного и лицензионного законодательства и недопущению загрязнения атмосферного воздуха, несмотря на многочисленные предписания Роспотребнадзора и неоднократное привлечение к административной ответственности, суд считает возможным удовлетворить требования истца и обязать ответчика после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы провести рекультивацию полигона ТКО «Лесная».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области удовлетворить.
Обязать ООО «СКАЙВЭЙ»:
- в течение двух месяцев после вступления в законную силу решения суда разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и направить их на согласование в Министерство экологии и природопользования Московской области;
- в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда оборудовать на полигоне ТКО «Лесная» очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, предусмотренные проектной документацией «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденной распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 07.05.2019 № 295-РМ;
- в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда оборудовать систему активной дегазации полигона ТКО «Лесная» фильтрами (скруббером, угольным фильтром) в рамках предусмотренных проектом мероприятий по охране атмосферного воздуха;
- после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы провести рекультивацию полигона ТКО «Лесная».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Купцова Г.В.
Мотивированное решение изготовлено 11 января 2021 года.