12 мая 2015 года г. Луга
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гражданское дело № 2-1087/2015
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Н.
при секретаре Степановой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Лужский водоканал» о признании действий незаконными, об обязании разработать проект зоны санитарной охраны скважины и обязании получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны скважины,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Лужский водоканал» о признании действий незаконными, об обязании разработать проект зоны санитарной охраны скважины и обязании получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны скважины.
В обоснование заявленных требований Лужский городской прокурор указал, что в результате проведения проверки в части соблюдения водного и санитарно-эпидемиологического законодательства хозяйствующими субъектами, использующими подземные ввозные объекты с целью водозабора для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, установлен факт пользования ответчиком недрами с целью добычи подземных вод через скважину №, расположенную по адресу: <адрес>, без получения санитарно-эпидемиологического заключения на проекты зон санитарной охраны, а также не утверждены проекты зон санитарной охраны водозаборов.
Отсутствие разработанных проектов зон санитарной охраны водозаборов создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также потенциальный риск возникновения заболевания населения.
Истец просит суд признать действия ОАО «Лужский водоканал» по добыче подземных вод через скважину №, расположенную по адресу: <адрес>, при отсутствии разработанного проекта зоны санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны, незаконными, обязать ответчика разработать проект зоны санитарной охраны на скважину №, расположенную по адресу: <адрес>, в срок до 01 апреля 2016 года, обязать ответчика получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны на скважину №, расположенную по адресу: <адрес>, в срок до 01 апреля 2016 года.
Участвующий в судебном заседании прокурор Виноградова Т.С. поддерживает заявленные требования, считает их подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчик, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направил, об отложении слушания дела не просил. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, находит, требования истца подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
При этом в силу ст. 22 названного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Принимая во внимание, что лицензия на добычу полезных ископаемых (подземных вод) является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий, а обеспечение права на благоприятную окружающую среду затрагивает интересы граждан, проживающих на территории Лужского муниципального района, прокурор вправе был предъявить указанные исковые требования в суд, в силу ст. 45 ГПК РФ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Водного кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
В соответствии с частями 3 и 4 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В части 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплена обязанность юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
В соответствии с п. 1.4 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10, зарегистрированных в Минюсте РФ 24 апреля 2002 года № 3399, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Согласно п. 1.5, указанных СанПин, зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пункт 1.6 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Согласно п. 1.11 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним.
Пунктом 1.13 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1.15 названных СанПиН, санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Как следует из материалов дела, ОАО «Лужский водоканал» использует для добычи подземных вод скважину №, расположенную по адресу: <адрес>.
Из Устава ОАО «Лужский водоканал» следует, что, основными видами деятельности данного юридического лица являются обеспечение населения, всех потребителей различных форм собственности питьевой водой, прием сточных вод для очистки и обеззараживания, эксплуатация сетей водопровода и канализации, насосных станций, канализационных очистных сооружений, артезианских скважин и водонапорных башен в надлежащем состоянии и так далее.
Из ответа Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Лужском районе на запрос прокурора № от <дата> видно, что указанная скважина находится в фактическом пользовании ОАО «Водоканал».
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривается ответчиком, что ОАО «Лужский водоканал» не получено санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту зоны санитарной охраны вышеназванного источника водоснабжения и не разработан проект зоны санитарной охраны указанной скважины.
Отсутствие разработанных проектов зон санитарной охраны перечисленных скважин, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений по ним, создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболеваний населения.
Требования Лужского городского прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Лужский водоканал» о признании действий незаконными, об обязании разработать проект зоны санитарной охраны скважины и обязании получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны скважины удовлетворить.
Признать действия ОАО «Лужский водоканал» по добыче подземных вод через скважину №, расположенную по адресу: <адрес>, при отсутствии разработанного проекта зоны санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны, незаконными.
Обязать ОАО «Лужский водоканал» разработать проект зоны санитарной охраны на скважину №, расположенную по адресу: <адрес>, в срок до 01 апреля 2016 года.
Обязать ОАО «Лужский водоканал» получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны на скважину №, расположенную по адресу: <адрес>, в срок до 01 апреля 2016 года.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 15 мая 2015 года.