Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Красноглинский районный суд г.Самары в составе:
Председательствующего: Курунтяевой О.Д.
При секретаре: Манченко Е.М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № года по иску Разрезовой ЛН к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Разрезова Л.Н. обратилась с заявлением к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав, что проживает в комнате № по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ она проживала в комнате № с ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ ей была предоставлена спорная комната на расширение, взамен комнаты №. В ДД.ММ.ГГГГ году ей была предоставлена комната № собственником общежития ОАО «Международный аэропорт Курумоч». В ДД.ММ.ГГГГ году общежитие было передано в муниципальную собственность. После передачи общежития в муниципальную собственность статус общежития был утрачен. Ранее в приватизации жилья она не участвовала. Просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение № по адресу: <адрес> <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истицы, по доверенности Ягненков С.А. исковые требования поддержал, обстоятельства изложенные в исковом заявлении подтвердил, пояснил суду, что с ДД.ММ.ГГГГ Разрезова Л.Н. проживает в общежитие, сначала жила в комнате №, а в ДД.ММ.ГГГГ ей на расширение было предоставлено спорное жилое помещение. Русяев С.В. от участия в приватизации отказался.
Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял. Из представленного суду отзыва на исковое заявление следует, что Департамент управления имуществом г.о.Самара исковые требования истицы не признает, просит в исковых требованиях отказать.
Представитель ФФГУП «Ростехинвентаризация» в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Представитель МП ЭСО г.о.Самара в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении дела не заявлял. Из представленного суду отзыва на исковое заявление следует, что с исковыми требованиями истицы не согласны.
Русяев С.В. в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Выслушав представителя истицы, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Разрезовой Л.Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, для передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Согласно ч 2 п 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством РФ предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Стоимость указанных объектов не включается в уставной капитал акционерного общества.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ « О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, в статью 18 названного закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений ( если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты являются федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Указанными выше нормами закона, не допускалось включение объектов жилищного фонда к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Жилой дом расположенный по адресу: <адрес> включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ на основании Решения Департамента по управлению государственным имуществом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Фактически данный дом был передан в муниципальную собственность от ОАО «Международный аэропорт Самара» ДД.ММ.ГГГГ, что следует из акта приема-передачи общежитий. Распоряжением администрации Красноглинского района от ДД.ММ.ГГГГ № общежитию присвоен адрес: <адрес>. Постановлением Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № наименование Аэропорт Самара внесено в Единый общегородской перечень действующих наименований улиц и других частей города Самары, утвержденный постановлением Главы города Самары от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение о включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений суду не представлено.
Судом установлено, что общежитие «МАС» расположенное по адресу: <адрес> было построено и введено в эксплуатацию Куйбышевским объединенным авиаотрядом в ДД.ММ.ГГГГ.
Решением комитета по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № Куйбышевский объединенный авиаотряд преобразован в акционерное общество открытого типа « Авиакомпания Самара.
ДД.ММ.ГГГГ по Решению Комитета по управлению имуществом Самарской области из состава ОАО «Авиакомпания Самара» было выделено новое юридическое лицо – ОАО «Международный аэропорт Самара», которому вышеуказанное общежитие было передано на баланс.
Распоряжением Администрации Красноглинского района г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ № ОАО «Международный аэропорт Самара» было переименовано в ОАО « Международный аэропорт «Курумоч».
На основании Решения Комитета по управлению имуществом г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ № и акта приема-передачи общежитий поселка Береза с баланса ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» в хозяйственное ведение МУП «СОН» подписанного ДД.ММ.ГГГГ общежитие было передано в муниципальную собственность.
Из пояснений представителя истцов следует, что часть комнат у них приватизированы на основании заключения договора приватизации с Департаментом управления имуществом г.о.Самара.
В силу ст. 7 ФЗ « О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Введение в действующее законодательство статьи 7 названного Федерального закона, как указал Конституционный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, было обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилой площади, принадлежащей другому наймодателю, не являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования этих помещений в качестве общежитий и, соответственно, выселения проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения из специализированного жилищного фонда. Фактически это привело к изменению их правового статуса и тем самым потребовало изменения правового режима занимаемых жилых помещений.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» постановил, что статья 7 названного Федерального закона не соответствует Конституции РФ, ее статьям 19 ( часть 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3) в той мере, в какой содержащаяся в ней норма – по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможность применения норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после ДД.ММ.ГГГГ и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
Конституционный Суд РФ, разъясняя изложенную в указанном Постановлении №-П правовую позицию, в определениях от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О и №-О-О указал, что оспариваемая норма ( статья 7 Вводного закона) призванная, с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, обеспечить реализацию требований ст. 40 Конституции РФ в отношении определенной категории граждан, не рассчитана на регулирование отношений, складывающихся при предоставлении гражданам в соответствии с разделом 1У «Специализированный жилищный фонд» ЖК РФ муниципальными образованиями как собственниками жилых помещений из этого фонда, в том числе после ДД.ММ.ГГГГ… распространение действия норм ЖК РФ о договоре социального найма на отношения, возникающие при предоставлении муниципальными образованиями указанных жилых помещений, в частности жилых помещений в общежитиях ( что, по сути, означало бы лишение муниципальных образований специализированного жилищного фонда (абз 4,7.п.2).
Судом установлено, что в муниципальную собственность общежитие по адресу: <адрес> передано в феврале 2003 году от ОАО «Международный аэропорт Курумоч», с того времени собственник общежития не менялся, а спорное жилое помещение было предоставлено истице в ДД.ММ.ГГГГ году, бывшим собственником.
Разрезова Л.Н. являлась работником соответствующего государственного предприятия, на балансе которого указанное общежитие находилось до передачи в ведение органов местного самоуправления, а именно работала в филиале «Аэронавигации Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
С учетом изложенного к отношениям по пользованию истицей спорным жилым помещением нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма могут быть применены.
Согласно положениям п.41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным ( в частности служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев ) решается в силу ст. 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения ( абз. 4 подпункта «а» п. 41)
На момент вселения Разрезовой Л.Н. в спорное жилое помещение оно использовалось в качестве общежития, относилось к специализированному фонду, однако после передачи в муниципальную собственность статус общежития был утрачен.
Согласно ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения находящиеся в общежитиях.
Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
После передачи вышеуказанного дома от Международного аэропорта Самара в муниципальную собственность решения о присвоении статуса специализированного жилищного фонда не принималось.
В соответствии со ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Судом установлено, что предоставленное истице жилое помещение по вышеуказанному адресу не отвечает признакам общежития, поскольку никакой мебелью и прочими предметами не укомплектовано.
Судом установлено, что истица являлась нанимателем жилого помещения – комнаты № по адресу: <адрес>, где была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9)
Из выписки из протокола № заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Красноглинского района г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Разрезовой Л.Н. проживающей в комнате № <данные изъяты> с сыном и внуком, разрешено вселение и проживание в комнату № <данные изъяты> <адрес> с одновременным освобождением ею и членами ее семьи комнаты № (л.д.11)
Разрезова Л.Н. вместе с сыном Русяевым С.В. зарегистрирована в комнате № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.9) На ее имя открыт лицевой счет № (л.д. 8)
Истица пользуется и владеет изолированным жилым помещением, ранее не использовала свое право на приватизацию жилого помещения.
Русяев С.В. дал свое согласие на приватизацию спорного жилого помещения, без включения его в число собственников жилого помещения.
Таким образом, суд считает, что истица, как наниматель жилого помещения в доме, который был передан в муниципальный жилищный фонд, утратил статус общежития, имеет право на приватизацию занимаемого ею жилого помещения.
В соответствии со ст. 218 ч 2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 131 и ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности.
Право собственности на объект недвижимости, <адрес>, в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности муниципального образования г.Самара на жилое помещение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истицы, поскольку возникновением права собственности не может быть поставлено в зависимость от исполнения или неисполнения бывшим собственником обязательств по регистрации своих прав.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истицы, оснований к отказу в иске не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: