Дело № 2а-928/2020
УИД 21RS0016-01-2020-001025-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2020 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Тяжевой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Сидоровой Л.А.,
с участием старшего помощника Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры Хрычева А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики
о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов
У С Т А Н О В И Л:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился с административным исковым к администрации Чебоксарского района, администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики бездействия органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов.
Требования мотивированы тем, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с поручением Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка по обращению депутата Государственной Думы Российской Федерации Николаева О.А. о несанкционированной свалке в <данные изъяты>.
В ходе проверки доводы обращения подтвердились. Северо-западнее с. Ишлеи Чебоксарского района Чувашской Республики за бывшим кирпичным заводом обнаружено место несанкционированного размещения (складирования) бытовых отходов.
Несанкционированные места складирования твердых коммунальных отходов объемом 2000 кубически метров (коды ФККО 73111001724 (отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); 73111002215 (отходы из жилищ крупногабаритные); 81290101724 (мусор от сноса и разборки зданий несортированные) обнаружены на части земельного участка кадастрового квартала № в местах с географическими координатами <данные изъяты>
На момент проверки ДД.ММ.ГГГГ несанкционированное место размещения (складирования) отходов не ликвидировано.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации района внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, по результатам рассмотрения которого реальных мер по ликвидации несанкционированных мест размещения (складирования) отходов не принято.
Наличие несанкционированной свалки отходов является нарушением природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. До настоящего времени нарушения федерального законодательства не устранены.
Согласно сведениям ЕГРН часть земельного участка в вышеуказанных точках географических координат находится в кадастровом квартале №, расположенном в Ишлейском сельском поселении Чебоксарского района, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена и исполнение полномочий в отношении которого осуществляется органом местного самоуправления муниципального района (ч.2 и 4 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Проверка показала, что территория несанкционированного размещения (складирования) отходов на земельном участке Чебоксарского района, находящегося в пределах границы кадастрового квартала №, требованиям законодательства не отвечает.
Административный истец полагает, что местное самоуправление осуществляет свои полномочия, в том числе по решению вопросов об участии в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, их обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению в границах муниципального образования, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проведению мероприятий по охране окружающей среды независимо от форм собственности входящих в него территорий.
Однако, в нарушение норм законодательства, администрацией муниципального района не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территории и поддержание порядка, в результате чего допущено захламление, загрязнение земель, образование несанкционированных свалок на территории муниципального образования. Несанкционированные свалки создают угрозу повреждения плодородного слоя почвы и дальнейшее нахождение бытовых отходов, мусора создает реальную угрозу деградации земель.
Деградацией земель признается наиболее тяжелый вид последствий вредного воздействия на землю. Крайней степенью деградации земель считается потеря почвенного покрова.
Помимо угрозы причинения вреда (ущерба) окружающей среде, несанкционированное размещение бытовых отходов, мусора, способствует ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, создает угрозу причинения вреда здоровью человека, возникновению инфекционных заболеваний, что нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду (ст.ст. 41, 42 Конституции РФ).
Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в части не ликвидации несанкционированных мест размещения (складирования) отходов; обязать администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики втечение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидироватьнесанкционированные места размещения твердых коммунальных отходов на частиземельного участка кадастрового квартала № (Ишлейское сельскоепоселение Чебоксарского района) в местах с географическими <данные изъяты> наобщей площади 2 га объемом 2000 кубически метров.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве административного соответчика привлечена администрация Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.
В судебном заседании представитель административного истца Хрычев А.В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, указав, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки необходимо возложить на администрацию Ишлейского сельского поселения, на территории которого расположена данная свалка.
Представитель административного соответчика администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. При этом в заявлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Ишлейским сельским поселением и ООО «<данные изъяты>» заключен контракт на ликвидацию накопленного экологического ущерба на свалке ТБО в <адрес>, срок окончания работ ДД.ММ.ГГГГ.
Административный ответчик - Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики в судебное заседание своего представителя не направила, представив отзыв на иск, согласно которому исковые требования не признает, считает, что исковые требования предъявлены в отношении ненадлежащего ответчика.
Заинтересованное лицо - Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в судебное заседание представителя не направило, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела, и представивших заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.51 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 21, 22 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается. Содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со ст.13 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из положений ст. 8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2014 №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям действующих в настоящее время «Санитарных правил содержания территорий населения мест» СанПиН 42-128-4690-88 (утверждены Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88) (далее - СанПиН 42128-4690-88).
Пунктом 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
В ходе проверки установлены факты несанкционированного размещения отходов на земельных участках Чебоксарского района, в том числе находящемся <адрес>
Из акта, составленного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на части земельного участка кадастрового квартала № в местах с географическими координатами <данные изъяты> на общей площади 2 га обнаружены несанкционированные места складирования твердых коммунальных отходов объемом 2000 кубически метров (коды ФККО 73111001724 (отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); 73111002215 (отходы из жилищ крупногабаритные); 81290101724 (мусор от сноса и разборки зданий несортированные).
Как следует из материалов дела, по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации района внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, по результатам рассмотрения которого реальных мер по ликвидации несанкционированных мест размещения (складирования) отходов не принято.
В соответствии с п.14 ч.1 1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению ( в том числе по реальному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
Частью 3 указанного закона определены вопросы, относящиеся к вопросам местного значения сельского поселения. При этом предусмотрено, что законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 настоящей статьи вопросов местного значения.
Таким образом, вышеназванными положениями предусмотрена возможность закрепления субъекта РФ и принятыми в соответствии с ним уставами муниципального района и сельского поселения вопроса участия в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов за сельским поселением.
Согласно сведениям ЕГРН часть земельного участка в вышеуказанных точках географических координат находится в кадастровом квартале №, расположенном в <адрес>, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена и исполнение полномочий в отношении которого осуществляется органом местного самоуправления муниципального района (ч.2 и 4 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
В силу ч.4 ст.8 Закона Чувашской Республики от 18.210.2004 г. №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.19 ч.1 ст.8).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» в случае если не установлен собственник отходов, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Таким образом, установлено, что администрацией Ищлейского сельского поселения Чебоксарского района действительно не соблюдаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории сельского поселения, в результате чего в кадастровом квартале №, организована несанкционированная свалка.
В ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации определены принципы земельного законодательства, важнейшими среди которых являются: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности относятся земли, недра и почвы.
В развитие указанной правовой нормы в п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В частности, запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления должны размещаться исключительно на объектах размещения отходов, то есть на специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В силу ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходахпроизводства и потребления» территории муниципальных образований подлежатрегулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: 1) временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; 2) поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей; должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); 3) поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); 4) по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; 5) поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Аналогичные требования к размещению отходов регламентированы в п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003.
Из материалов дела не усматривается, что территория несанкционированного размещения (складирования) отходов на земельном участке в границах <адрес>, находящегося в пределах границы кадастрового квартала №, отвечает вышеуказанным требованиям.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в частности: ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Таким образом, местное самоуправление обязано осуществлять свои полномочия, в том числе по решению вопросов об участии в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, их обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению в границах муниципального образования, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проведению мероприятий по охране окружающей среды независимо от форм собственности входящих в него территорий. Однако, в нарушение вышеназванных норм законодательства, администрацией Ишлейского района не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территории и поддержание порядка, в результате чего допущено захламление, загрязнение земель, образование несанкционированной свалки.
Неисполнение администрацией Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики установленных законом обязанностей по организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов и мусора и бездействие по ликвидации несанкционированной свалки влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу здоровья жителей населенных пунктов.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки.
Обязать администрацию Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные места размещения твердых коммунальных отходов на части земельного участка кадастрового квартала № (Ишлейское сельское поселение Чебоксарского района) в местах с географическими координатами <данные изъяты>, на общей площади 2 га объемом 2000 кубически метров.
Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуре в удовлетворении административного иска к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки, обязании ликвидировать несанкционированные места размещения твердых коммунальных отходов на части земельного участка кадастрового квартала № (Ишлейское сельское поселение Чебоксарского района) отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий А.Ю. Тяжева
Решение в окончательной форме принято 24 августа 2020 года.