РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2012 года г.Самара
Кировский районный суд г.Самара в составе:
председательствующего Башмаковой Т.Ю.,
при секретаре Мамкеевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1233/2012 по иску П.А.М. к Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты>, С.Е.А., Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области о признании результатов межевания и межевого плана недействительными, исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Истец П.А.М. обратился в суд с указанным выше иском с последующим уточнением, мотивируя свои требования тем, что *** он обратился в отдел кадастрового учета Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка с адресным ориентиром: <адрес>. В качестве основания для постановки на кадастровый учет были предоставлены: распоряжение руководителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, межевой план от ***, подготовленный Самарским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия <данные изъяты>. *** постановка земельного участка на кадастровый учет была приостановлена, о чем он был уведомлен извещением. Основанием для приостановления, а в дальнейшем и для отказа явилось выявленное наложение границ земельного участка с границами смежного земельного участка, ранее оставленного на кадастровый учет с кадастровым номером № на основании межевого плана, подготовленного ООО <данные изъяты>. Согласно указанному межевому плану заказчиком кадастровых работ выступала С.Е.А., впоследствии обратившаяся за проведением кадастрового учета. При обращении истца в ООО <данные изъяты> с целью инициирования процедуры исправления кадастровой ошибки было установлено, что кадастровые работы работниками ООО <данные изъяты> в отношении земельного участка с кадастровым номером № не проводилось, межевой план данной организацией не готовился и не выдавался, С.Е.А. лично либо через представителя за проведением кадастровых работ не обращалась. Данное обстоятельство подтверждается письмом ООО <данные изъяты> от *** В связи с чем, считает, что указанный межевой план является недействительным, так как подготовлен и выдан неуполномоченным лицом без проведения кадастровых работ. Признание межевого плана недействительным влечет за собой недействительность проведенного на его основе кадастрового учета. Проведение кадастрового учета, в основе которого недействительный межевой план, повлекло нарушение его прав на постановку земельного участка на кадастровый учет и предоставление указанного земельного участка ему в собственность, предусмотренных законодательством. Просил суд признать недействительными результаты межевания и межевой план от ***, предоставленный в Территориальный отдел №1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области по заявлению С.Е.А. № от ***, для проведения кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером №; исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения (в объеме изменений) внесенных, на основании межевого плана земельного участка от ***, предоставленного по заявлению № от ***, для проведения предоставленного по заявлению № от ***, для проведения кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером №, в результате которых данному земельному участку был присвоен кадастровый номер №.
В судебном заседании истец П.А.М. поддержал уточненные исковые требования по изложенным в иске основаниям. Просил исковые требования с учетом уточнения удовлетворить.
Ответчица С.Е.А. в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, считает, что её земельный участок поставлен на кадастровый учет правомерно. В удовлетворении уточненного иска просила отказать.
Представитель ответчика филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области ФИО6 в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, поддержала предоставленный ранее письменный отзыв на иск (л.д. 27-29, т.1). Суду дополнительно пояснила, что в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес> по заявлению от *** № о внесении о праве собственности на землю от *** №. По заявлению С.Е.А. от *** № об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером № и на основании представленного межевого плана от ***, подготовленного ООО <данные изъяты> в ГКН внесены сведения об описании местоположения границ и площади указанного земельного участка. При этом площадь земельного участка составила <данные изъяты> кв.м. Кроме того, согласно координатам, указанным в представленном межевом плане земельного участка по заявлению №, фактически земельный участок расположен в кадастровом квартале №, в связи с чем, при осуществлении государственного кадастрового учета указанному земельному участку присвоен кадастровый номер №. В удовлетворении уточненного иска просила отказать.
Представитель ответчика ООО <данные изъяты> в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, предоставлено заявление (л.д. 26, т.1), в котором просят рассмотреть дело без их участия. Иск признают в полном объеме.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что *** П.А.М. обратился в ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости – земельного участка с адресным ориентиром: <адрес>.
*** органом кадастрового учета было вынесено решение о приостановлении в проведении кадастровых процедур в отношении вышеуказанного земельного участка, поскольку выявлено наложение границ земельного участка с границами смежного земельного участка, ранее поставленного на государственный кадастровый учет с кадастровым номером №. Заявителю предоставлен срок для устранения указанного обстоятельства (л.д. 12-13 т.1).
*** Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области решением отказано П.А.М. в постановке указанного выше земельного участка на государственный кадастровый учет (л.д. 14 т.1).
Основанием для отказа послужило наложение земельного участка истца с другим земельным участком по адресу: <адрес>, принадлежащий С.Е.А. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от *** (л.д. 30 т.1).
По заявлению С.Е.А. от *** № об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером № и на основании представленного межевого плана от ***, подготовленного ООО <данные изъяты>, в ГКН внесены сведения об описании местоположения границ и площади указанного земельного участка. При этом площадь земельного участка составила <данные изъяты> кв.м. Кроме того, согласно координатам, указанным в представленном межевом плане земельного участка по заявлению №, фактически земельный участок расположен в кадастровом квартале №, в связи с чем, при осуществлении государственного кадастрового учета указанному земельному участку присвоен кадастровый номер № (л.д. 97-115, т.1).
В соответствии со ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности возникают из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции со ст.9, 10 и 11 ЗК РФ.
Из пояснений представителя ответчика и письменного отзыва усматривается, что земельный участок с кадастровым номером №, что предыдущим кадастровым номером данного участка являлся номер №. Однако, оснований для переноса земельного участка не имелось, т.к. согласно п.3 ст.25 ФЗ от 24.07.2007г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Согласно сообщению ООО <данные изъяты> (л.д. 11 т.1) их организацией межевание участка, расположенного по адресу: <адрес>, не проводилось. Землепользователь С.Е.А. или её представитель за оформлением не обращались. Межевой план ни руководителем, ни сотрудниками ООО <данные изъяты> не подписывался.
В Акте согласования местоположения границ земельного участка (л.д. 107 т.1) отсутствует расшифровка подписи кадастрового инженера, что согласно приказу №412 «О порядке подготовки межевого плана» является нарушением и план подлежит возврату на доработку, соответственно, дальнейшие работы по проведению кадастрового учета проведены быть не могут. При уточнении местоположения границ в заключении кадастрового инженера должны быть указаны результаты предыдущих и вновь проведенных измерений, а также фамилия, имя, отчество кадастрового инженера и печать. Однако, данные реквизиты в межевом плане, на основании которого был осуществлен перенос земельного участка в другой кадастровый квартал, отсутствуют.
Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008г. №412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" утверждены означенные требования. Данные требования к подготовке межевого плана устанавливают правила оформления межевого плана. Согласно данным требованиям межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевой план включаются также сведения о земельных участках, в отношении которых осуществляются кадастровые работы по уточнению сведений государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и (или) площади (уточняемые земельные участки). Межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ. При этом в состав текстовой части межевого плана обязательно входят титульный лист и содержание. К текстовой части межевого плана относятся следующие разделы: 1) исходные данные; 2)сведения о выполненных измерениях и расчетах; 3)сведения об образуемых земельных участках и их частях; 4)сведения об измененных земельных участках и их частях; 5)сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается; 6)доступ к образуемым или измененным земельным участкам; 7)сведения об уточняемых земельных участках и их частях; 8)сведения об образуемых частях земельного участка; 9)заключение кадастрового инженера; 10) акт согласования местоположения границы земельного участка.
К графической части межевого плана относятся следующие разделы: 1)схема геодезических построений; 2)схема расположения земельных участков; 3)чертеж земельных участков и их частей; 4) абрисы узловых точек границ земельных участков.
Обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежат следующие разделы: 1)исходные данные; 2)сведения о выполненных измерениях и расчетах; 3)схема геодезических построений; 4)схема расположения земельных участков; 5) чертеж земельных участков и их частей (далее - Чертеж).
В соответствии с п.16 Требований межевой план оформляется на бумажном носителе, а также на электронном носителе в виде электронного документа. Межевой план на бумажном носителе оформляется в количестве не менее двух экземпляров, один из которых предназначен для представления в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением. Межевой план на бумажном носителе должен быть прошит и скреплен подписью и оттиском печати кадастрового инженера. Подпись и оттиск печати кадастрового инженера проставляются на титульном листе межевого плана и на обороте последнего листа межевого плана, а также в акте согласования местоположения границы земельного участка.
В силу п.83 и п.84 Требований в случае, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте Чертежа оформляется акт согласования местоположения границы земельного участка. В Акте согласования указываются реквизиты документов, удостоверяющих личность заинтересованных лиц, указанных в части 3 статьи 39 Закона, либо их представителей.
Также межевой план в данном случае должен содержать «Заключение кадастрового инженера», обосновывающий выявленные в ходе кадастровых работ несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений в отношении существующих земельных участков.
Согласно п.2 ч.2 ст.27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Тем не менее, решением Управления Росреестра по Самарской области земельному участку с кадастровым номером № по материалам межевания был присвоен кадастровый номер №.
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от *** (л.д. 61 т.1) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества: земельный участок, кадастровый номер № по адресу: <адрес>.
В силу ст.ст. 6, 11.1 Земельного Кодекса РФ, объектами земельных отношений являются земельные участки, границы которых описаны и удостоверены в установленном порядке.
На основании ст.16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно п.7 ч.2 ст.7 ФЗ от 24.07.2007г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие сведения об объекте недвижимости: адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости.
Правила кадастрового деления территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000г. №660, определяют порядок кадастрового деления территории Российской Федерации в целях ведения государственного земельного кадастра и присвоения земельным участкам кадастровых номеров. Согласно данным Правилам территория кадастрового округа делится на кадастровые районы. Кадастровым районом является часть территории кадастрового округа, в пределах которой осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков и ведение государственного реестра земель кадастрового района. Государственный реестр земель кадастрового района является составной частью государственного реестра земель кадастрового округа. Территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы. Кадастровый квартал является наименьшей единицей кадастрового деления территории кадастрового района, на которую открывается самостоятельный раздел государственного реестра земель кадастрового района и ведется дежурная кадастровая карта (план). В процессе кадастрового деления кадастровым кварталам присваиваются кадастровые номера. Кадастровый номер кадастрового квартала состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района в кадастровом округе и номера кадастрового квартала в кадастровом районе. Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000г. №660, определяют порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам в процессе их государственного кадастрового учета. Согласно данным Правилам кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера земельного участка в этом квартале. Номером земельного участка в кадастровом квартале является порядковый номер подраздела, открываемого для записи сведений о данном земельном участке в соответствующем разделе государственного реестра земель кадастрового района. Кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Присвоение кадастровых номеров осуществляется после проверки представленных документов о межевании ранее учтенных земельных участков и проведения на основе заявки кадастровых работ (выделение, слияние, разделение, перераспределение) по формированию вновь образованных земельных участков.
В соответствии со ст.31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно ст.5.1 Закона Самарской области от 11.03.2005г. №94-ГД "О земле", Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области осуществляет распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а именно: устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков; предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам, в том числе занятые самовольными постройками, а также при переоформлении прав на земельные участки; осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п.2.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Самарской области, утв. Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007г. №79, Министерство осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара в целях, не связанных со строительством.
Таким образом, незаконный перенос земельного участка с кадастровым номером № в другой кадастровый квартал и присвоение ему кадастрового номера № возможно позволили совершить самозахват и легализацию владения участком который никогда не формировался и не существовал, и никогда никому не предоставлялся, что нарушает права истца.
Помимо этого, судом установлено, что на предполагаемом месте нахождения земельного участка ответчицы С.Е.А. произрастают многолетние деревья, знаков, позволяющих определить границы участка, не имеется, что также позволяет сделать вывод о том, что земельный участок С.Е.А. с кадастровым номером № не сформирован. Данный факт нашел также отражение в сообщении эксперта о невозможности дать заключение, поскольку на местности отсутствуют какие-либо опознавательные знаки, свидетельствующие о нахождении на ней спорных земельных участков (л.д. 2-4 т.2).
Свидетель Д.А.А. в выездном судебном заседании на местности показать земельный участок истца не смог.
Свидетель Р.Ю.М. в судебном заседании пояснил, что являлся соседом по земельному участку со С.Е.А. На своем земельном участке установил столбы, которые весной исчезли.
Как сам пояснил истец в судебном заседании *** там растут вековые дубы (л.д.232 оборот, т.1).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что межевание земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> не проводилось, а межевой план от ***, составленный по результатам межевания, является недействительным.
В связи с тем, что на основании недействительного межевого плана были внесены изменения в кадастровый учет в отношении спорного земельного участка, а в свою очередь, на основании недействительного кадастрового паспорта была проведена государственная регистрация изменений в части площади земельного участка (<данные изъяты> кв.м.) указанные изменения кадастрового учета является недействительными, и подлежат аннулированию.
В связи с чем, исковые требования П.А.М. к ООО <данные изъяты>, С.Е.А., ФГБУ «ФКП ФСГРКК» по <адрес> о признании результатов межевания и межевого плана недействительными, исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования П.А.М. к Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты>, С.Е.А., Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области о признании результатов межевания и межевого плана недействительными, исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания и межевой план от ***, предоставленный в Территориальный отдел № Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области по заявлению С.Е.А. № от ***, для проведения кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером №.
Исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения (в объеме изменений), внесенных на основании межевого плана земельного участка от ***, для проведения кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером №, в результате которых данному участку был присвоен кадастровый номер №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самара в течение месяца.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.07.2012 года.
Председательствующий: Т.Ю. Башмакова